Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 19:13, курсовая работа
Местное самоуправление - важнейшая стабилизирующая институция всего государственного устройства любой страны. В силу своей организационно-правовой природы оно выступает фундаментом гражданского общества. Его сущность характеризуется органическим сочетанием черт органа публичной власти и объединения граждан по территориальному принципу. В этой связи политические интересы отдельных граждан, общественных объединений, движений, партий и других негосударственных структур получают выражение на местном уровне наиболее свободно и полно в том случае, когда местная власть организована на началах самоуправления. Cоциальная структура страны предстает как взаимодействие разобщенных индивидуумов и государственного аппарата
Введение 3
1. Субъекты местного самоуправления 6
2. Органы местного самоуправления 18
2.1. Представительный орган местного самоуправления 18
2.2. Местный исполнительный орган 22
3. Задачи местного самоуправления 28
Заключение 32
Список литературы 34
Глава муниципального образования
Законодательство большинства стран предусматривает должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления.
Глава избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, в порядке, установленном законом, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава.
Глава может быть наделен правом председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления. В своей работе подотчетен как непосредственно населению, так и представительному органу. В Республике Беларусь Советы возглавляют их председатели, избираемые из числа депутатов на сессиях. Причем за исключением председателей областных (Минского) городского Советов, кандидатуры на эти должности вносятся председателями соответствующих вышестоящих Советов. В настоящее время полномочия председателя Совета исчерпываются представительством во взаимоотношениях с иными структурами, а также организацией работы Совета и его органов.
Предусматривается и должность заместителя председателя Совета, который избирается Советом из числа депутатов по представлению председателя Совета. Он замещает председателя Совета в случаях его отсутствия или невозможности исполнения им своих обязанностей. Согласно ст. 18 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» Совет самостоятельно образует свои органы, определяет их структуру и полномочия, устанавливает расходы на их содержание в рамках законодательства.
В системе местного самоуправления наличие представительного органа является обязательным. Представительный орган местного самоуправления (Совет, муниципалитет) для постоянной работы образует, как правило, исполнительный орган, который выполняет решения представительного органа. Но в Республике Беларусь местные исполнительные органы формируются в централизованном порядке и не включаются в систему местного самоуправления Республики Беларусь. Приоритетное значение в их работе занимает осуществление функций общегосударственного значения.
Исполкомы подразделяются на три уровня: на первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения); базовый (городские городов областного подчинения, районные); областной.
В состав исполкома входят председатель, его заместители (заместитель), управляющий делами (секретарь) и члены исполкома.
Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председателем исполнительного комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.
Заседания исполнительного комитета созываются председателем исполнительного комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета.
Исполнительный комитет по мере необходимости, но не реже одного раза в год докладывает о своей деятельности Совету, а также информирует граждан на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.
Исполнительный комитет:
1) разрабатывает и вносит для утверждения в Совет схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан;
2) разрабатывает и вносит для утверждения в Совет проекты программ экономического и социального развития, местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и исполнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении.
В процессе исполнения местного бюджета исполнительные комитеты вправе вносить в соответствующий Совет свои предложения об изменениях по доходам и расходам этого бюджета.
Областные и Минский городской исполнительные комитеты представляют в республиканский орган государственного управления в области финансов консолидированные бюджеты на очередной финансовый (бюджетный) год и отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий финансовый (бюджетный) год в порядке и сроки, установленные этим органом;
3) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, выполнение решений Совета и решений вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции;
4) организует получение доходов местного бюджета и их использование по целевому назначению, принимает решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов;
5) распоряжается коммунальной собственностью
административно-
6) принимает решения о создании,
реорганизации и ликвидации предприятий,
организаций, учреждений и объединений
коммунальной собственности; в порядке,
определенном соответствующим Советом,
утверждает режим работы таких предприятий,
организаций, учреждений и объединений,
а также согласовывает режим работы других
предприятий, организаций, учреждений
и объединений независимо от форм собственности,
расположенных на подведомственной ему
территории, если иное не предусмотрено
законодательством Республики Беларусь;
дает согласие на размещение на подведомственной
ему территории предприятий, организаций,
учреждений и объединений, не находящихся
в коммунальной собственности соответствующей
административно-
7) заключает договоры с юридическими и физическими лицами;
8) кооперирует с согласия собственников средства предприятий, организаций, учреждений и объединений, организует их долевое участие в социальном и экономическом развитии территории;
9) осуществляет в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, контроль на подведомственной ему территории за использованием коммунальной собственности;
10) отменяет в пределах
своей компетенции решения
11) образует по вопросам своей деятельности комиссии, определяет их полномочия и руководит их деятельностью;
12) принимает меры по обеспечению и защите интересов территории, местного хозяйства в судебном порядке, а также в вышестоящих органах государственного управления и иных государственных органах;
13) решает в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросы землеустройства и землепользования;
14) принимает решения, направленные на защиту прав и удовлетворение законных интересов граждан, организует прием населения руководителями исполнительного комитета и его структурных подразделений, рассматривает обращения граждан и принимает по ним решения;
15) решает в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросы охраны здоровья, образования, социального и культурного обеспечения, торгового, транспортного, коммунального, бытового и иного обслуживания граждан на соответствующей территории;
16) организует разъяснение
законодательства Республики
17) обеспечивает законность и общественную безопасность на соответствующей территории;
18) оказывает нижестоящим исполнительным комитетам и местным администрациям необходимую помощь;
19) содействует развитию народных традиций и обычаев на подведомственной территории;
20) обеспечивает исполнение законодательства Республики Беларусь по вопросам военной службы всеми должностными лицами и гражданами, а также предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями, расположенными на подведомственной территории;
21) решает возложенные на него законодательством задачи по организации выборов и референдумов, а также обсуждения других важнейших вопросов местного и республиканского значения; вносит в установленном порядке предложения о представлении к государственным наградам и поощрениям;
22) может выступать учредителем местных средств массовой информации;
23) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством Республики Беларусь.
Исполнительный комитет также решает вопросы, отнесенные к компетенции соответствующего Совета, в пределах полномочий, предоставленных ему Советом или им делегированных.
Исполнительный комитет не вправе вмешиваться в компетенцию соответствующего Совета, а Совет - в компетенцию исполнительного комитета, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом.
Председатели исполнительных комитетов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими Советами.
Срок полномочий председателя сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) исполнительного комитета равен сроку полномочий соответствующего Совета.
В своей деятельности председатель областного (Минского городского) исполнительного комитета подотчетен и подконтролен Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, председатель исполнительного комитета первичного и базового уровней - Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам, а по вопросам, отнесенным к компетенции Совета, подотчетен соответствующему Совету.
Местная администрация
Исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе является местная администрация с правами юридического лица. Местные администрации входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.
В состав местной администрации входят глава местной администрации, его заместители и члены местной администрации.
Глава местной администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке. Заместитель (заместители) главы местной администрации назначается на должность и освобождается от должности председателем городского исполнительного комитета. Другие члены местной администрации, а также сотрудники местной администрации назначаются на должность и освобождаются от должности главой местной администрации.
Заседания местной администрации проводятся ее главой по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава местной администрации.
Решения местной администрации принимаются простым большинством голосов от установленного состава местной администрации.
Структура и штатная численность местной администрации утверждаются городским исполнительным комитетом.
Местная администрация:
1) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь и выполнение решений вышестоящих исполнительных комитетов и Советов, принятых в пределах их компетенции;
2) разрабатывает и вносит на рассмотрение городского исполнительного комитета схему управления территорией и ее развития, предложения о структуре и штатной численности местной администрации;
3) распоряжается коммунальной собственностью города в пределах полномочий, предоставленных соответствующим городским Советом;
4) организует получение бюджетных и иных доходов и осуществляет контроль за их целевым использованием;
5) кооперирует с согласия собственников средства предприятий, организаций, учреждений и объединений, организует их долевое участие в социальном и экономическом развитии территории;
6) вносит на рассмотрение Советов и их органов, исполнительных комитетов предложения по всем вопросам местного значения и участвует в их рассмотрении;
7) организует в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, контроль за охраной атмосферного воздуха, вод, лесов, недр, растительного и животного мира, а также за использованием коммунальной собственности;
8) организует работу органов территориального общественного самоуправления, созывает собрания, в том числе собрания уполномоченных представителей граждан соответствующей территории (далее - собрание уполномоченных), обеспечивает выполнение их решений;
9) рассматривает обращения граждан;
10) разрабатывает и вносит на рассмотрение городского исполнительного комитета сметы расходов местной администрации, обеспечивает их исполнение;
11) решает вопросы, связанные с землепользованием, в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь;
12) организует строительство и ремонт жилищного фонда, дорог, контроль за содержанием улиц, кварталов, придомовых территорий;
13) содействует созданию и функционированию предприятий по обслуживанию населения соответствующей территории;
14) решает вопросы, связанные с укреплением общественного порядка;
15) организует контроль за обеспечением противопожарных мероприятий и безопасности на водах;