Муниципальные служащие: квалификационные требования, должностные инструкции, этические нормы, оценка качества и формирование резерва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении отдельных требований и особенностей замещения должностей муниципальной службы, а именно рассмотрение квалификационных требований, предъявляемых к должностям муниципальной службы, должностных инструкций, этических норм и формирование резерва на муниципальной службе.
В соответствии с данной целью, нами были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть квалификационные требования, предъявляемые к должностям муниципальной службы.
2.Рассмотреть роль и порядок составления должностной инструкции.
3.Рассмотреть этические нормы и правила служебного поведения муниципальных служащих.
4.Рассмотреть особенность оценки персонала на муниципальной службе.
5.Рассмотрение формирования резерва на муниципальной службе.

Содержание

Введение 3
1.Квалификационные требования, предъявляемые к должностям
муниципальной службы 5
2.Роль и порядок составления должностной инструкции 9
3.Этические нормы и правила служебного поведения
муниципальных служащих 16
4.Особенность оценки персонала на муниципальной службе 21
5.Формирования резерва на муниципальной службе 28
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 51.79 Кб (Скачать файл)

Таким образом, прежде, чем привлечь работника к дисциплинарной ответственности, работодатель должен обратиться к должностной инструкции.

Кроме этого, в должностной инструкции предусматривается возможность замещения работником другого, отсутствующего работника, например, когда заместитель начальника отдела временно исполняет обязанности начальника отдела вовремя его отсутствия.

В организации также могут быть работники, занимающие одинаковые должности, но имеющие разные оклады. Это неправильно, поскольку в соответствии с Трудовым кодексом работодатель должен обеспечить равную плату за труд равной ценности. И в этом случае именно должностные инструкции будут доказательством того, что права работников не нарушены. Для этого в инструкциях следует отразить показатели качества труда, влияющие на заработную плату: разные должностные обязанности, разный объем выполняемой работы, квалификационные требования и др. (Но все же во избежание сложностей с контролирующими органами в названия одинаковых должностей рекомендуем вводить слова «старший», «ведущий» и т.п.)

Большое значение имеют инструкции в случаях привлечения работников по гражданско-правовым договорам для выполнения задач, которые не входят в должностные обязанности штатных сотрудников.

Таким образом, основными целями создания должностных инструкций являются:

-четкая и подробная формулировка трудовой функции работников;

-определение необходимой квалификации работников;

-установление обязанности работников повышать квалификацию;

-определение порядка взаимодействия работников;

-обоснование привлечения к дисциплинарной ответственности;

-обоснование возмещения транспортных или других расходов.

Некоторые работодатели ограничиваются тем, что указывают трудовую функцию (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации) в трудовом договоре, даже не прописывая должностные обязанности. Но, используя должностные инструкции, работодатель облегчает жизнь в первую очередь самому себе, ведь преимущества, как говорится, налицо.

Порядок разработки должностной инструкции

Как правило, должностная инструкция состоит из следующих разделов:

1. Общие положения. Включают в  себя:

-функциональное назначение документа. Например: «Должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права, обязанности, ответственность, условия работы, взаимоотношения (связи по должности) работника, критерии оценки его деловых качеств и результатов работы при выполнении работ по специальности»;

-категория, к которой относится должность (руководители, специалисты, рабочие или др.);

-порядок назначения и освобождения на должность (кем работник назначается, принимается ли по конкурсу);

-подчиненность работника: кому он подчиняется, и кто находится в его подчинении;

-порядок замещения во время его отсутствия и должности, которые он может замещать;

-квалификационные требования (образование, стаж работы, навыки, дополнительные сведения);

-чем должен руководствоваться в своей деятельности;

-документы, знание которых является обязательным.

2.Должностные обязанности. Раздел включает в себя описание конкретных ежедневных, еженедельных, ежемесячных обязанностей, которые работник должен выполнять в рамках, возложенных на него функций, а также обязанности, предполагающие использование определенных форм и методов работы, порядок исполнения поручений, этические нормы, которые необходимо соблюдать в коллективе.

3.Права работника. Приводится перечень прав, предоставляемых работнику для успешного выполнения возложенных на него обязанностей, которые вытекают как из функций организации, так и из функций структурного подразделения. К таким правам, например, относятся следующие: принимать решения в соответствии с должностными обязанностями, принимать участие в разработке различного вида программ, вносить предложения по совершенствованию рабочего процесса, повышать свою квалификацию.

4.Связи по должности. Перечисляется круг лиц, с которыми работник взаимодействует, осуществляя трудовую деятельность, указывается функциональное и линейное подчинение или руководство, в том числе сроки и порядок предоставления информации, порядок подписания и согласования документов и др.

5.Ответственность. Устанавливаются виды ответственности за несвоевременное и некачественное выполнение работником своих должностных обязанностей согласно трудовому законодательству. В данном разделе могут перечисляться конкретные виды нарушений, за которые применяются конкретные виды ответственности. Прописывая меры ответственности, нужно делать ссылку на статью соответствующего нормативного правового акта – Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс административных правонарушений Российской Федерации или Уголовный кодекс Российской Федерации.

6.Заключительные положения. В этом разделе может быть прописан порядок вступления данного документа в силу, внесения в него изменений и т.д.

Отметим, что работодатель не может включать в должностную инструкцию положения, не установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, в частности, дополнительные основания увольнения работника.

Как правило, должностные инструкции разрабатываются сотрудником отдела кадров совместно с руководителем структурного подразделения.

Инструкция может иметь форму отдельного документа или приложения к трудовому договору.

Согласование должностной инструкции

Итак, первоначально разрабатывается проект инструкции. Затем он, как правило, согласовывается с юридическим отделом, проходя проверку соответствия законодательству, с финансовой службой и другими подразделениями организации, с которыми сотрудник, занимающий данную должность, будет взаимодействовать. Мнение согласовывающих лиц может быть зафиксировано на листе согласования, прилагаемом к инструкции, с учетом которых в нее в последующем вносятся (не вносятся) изменения. После внесения изменений инструкция вновь проходит процедуру согласования.

После утверждения инструкции руководителем она заверяется печатью и регистрируется в журнале регистрации должностных инструкций. Оригинал инструкции обычно хранится в отделе кадров, а заверенная надлежащим образом копия – у руководителя подразделения.

Вводить инструкцию в действие приказом руководителя не нужно, если только при изменении ее положений не придется вносить изменения в трудовой договор.

Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией. Если работник знакомится с инструкцией до подписания трудового договора, в договоре необходимо предусмотреть строку «С должностной инструкцией до подписания трудового договора ознакомлен», под которой работник ставит подпись. Если же инструкция вступила в силу в период трудовой деятельности, факт ознакомления фиксируется в листе ознакомления, который прилагается к инструкции и заверяется подписью работника с указанием даты. В обоих случаях копия инструкции передается работнику. Если работник отказывается подписывать инструкцию, составляется соответствующий акт.

Вносим изменения в инструкцию

В процессе деятельности организации постоянно происходят какие-либо изменения: кадровые, структурные, в производственном процессе. Зачастую такие изменения отражаются на функциональных обязанностях работников, установленных должностной инструкцией. Тогда возникает необходимость внести в нее изменения.

Прежде всего отметим, что инициировать внесение изменений может любое заинтересованное лицо: работодатель, руководитель структурного подразделения, в котором работает работник, руководитель подразделения, которое взаимодействует с работником, и, наконец, сам работник.

Предложение оформляется в виде заявления работника, предложения работодателя или служебной записки начальника отдела. Если сторона, которой было направлено предложение, согласна на такие изменения, остается их только оформить. Здесь важно определить, повлекут ли изменения должностной инструкции изменения должностных обязанностей, которые, в свою очередь, могут повлечь изменение трудовой функции работника, определенной трудовым договором. Поскольку при изменении трудовой функции работника должен осуществляться перевод его на другую работу – постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором он работает (если подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя.

Таким образом, работодатель не может в одностороннем порядке изменить должностные обязанности работника или дополнить инструкцию новыми обязанностями. Это возможно только при заключении письменного соглашения сторон, о чем работник предупреждается заранее. (13)

Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора. В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. И только после того как работник согласился на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию. Кроме этого, в письме разъясняется, что если инструкция является приложением к трудовому договору, целесообразно одновременно вносить изменения в договор и инструкцию путем подготовки дополнительного соглашения. Если же должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимость изменения обязательных условий трудового договора, удобнее утвердить инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника. Например, когда требуется уточнить или конкретизировать некоторые обязанности работника: вместо «обеспечивать сохранность документов» – «хранить документы в специальном шкафу, выдавать на основании служебной записки» и т.п. (7)

 

3.Этические нормы и правила служебного поведения муниципальных служащих

Обеспечение прав и свобод человека, и гражданина является основной целью функционирования муниципальной службы.

Муниципальная службы не является привилегией, а гражданин, поступая на муниципальную службу, добровольно ограничивает некоторые свои права, в частности, право на критику, предпринимательскую деятельность, избирательные права и др. Это обусловлено тем, что этические нормы муниципального служащего являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере муниципальной службы. Высшие должностные лица, муниципальные служащие любого уровня объективно наделены большей властью и полномочиями.

В целях установления этических норм и правил служебного поведения муниципальных служащих в органах местного самоуправления приняты этические кодексы.

Кодекс этики и служебного поведения основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства и представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться муниципальные служащие независимо от замещаемой ими должности.

Каждый муниципальный служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от муниципального служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.

Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета муниципальных служащих, доверия граждан к органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения муниципальных служащих.

Кодекс призван повысить эффективность выполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей.

Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере муниципальной службы, уважительного отношения к муниципальной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности муниципальных служащих, их самоконтроля.

Муниципальные служащие сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами призваны:

а)исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы органа местного самоуправления;

б)исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как органа местного самоуправления, так и муниципальных служащих;

в)осуществлять свою деятельность в пределах полномочий органа местного самоуправления;

г)не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или  социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д)исключать действия, связанные с влиянием  каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е)уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к муниципальному служащему каких-либо лиц для склонения к совершению коррупционных правонарушений;

Информация о работе Муниципальные служащие: квалификационные требования, должностные инструкции, этические нормы, оценка качества и формирование резерва