Муниципальное управление учреждениями здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Здравоохранение - это система социально-экономических отношений, обеспечивающая доступность гарантированного объема медико-социальной помощи населению.
Современным объективным условием существования, функционирования и развития сферы медицинской деятельности является здравоохранение, которое, как считают большинство специалистов, исследующих данную тему, представляет собой целостную организационную систему.

Содержание

Введение
Глава 1.
1.1 Понятие системы здравоохранения
1.2 Нормативно – правовая база системы муниципального управления здравоохранением
Глава 2.
2.1 Полномочия органов самоуправления по управлению муниципальным здравоохранением
2.2 Финансирование деятельности учреждений здравоохранения
Глава 3.
3.1 Проблемы управления сферой здравоохранения
3.2 Перспективы развития сферы здравоохранения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

переделанная курсовая.docx

— 57.35 Кб (Скачать файл)

- Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. №157-ФЗ "Об иммунопрофилактике  инфекционных болезней" (с изменениями  от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г.);

- Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-ФЗ "О наркотических  средствах и психотропных веществах" (с изменениями от 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.);

- Федеральный закон от 30 марта  1999 г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения" (с изменениями  от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г.);

- Федеральный закон от 10 января 2002 г. №2-ФЗ "О социальных гарантиях  гражданам, подвергшимся радиационному  воздействию вследствие ядерных  испытаний на Семипалатинском  полигоне" и мн. др.

Как подчеркивают исследователи, структура  законодательства о здравоохранение, его деление на институты и  отрасли еще полностью не сформированы. В Основах и принятых законодательных  актах прослеживается концентрация норм в таких основных институтах, как медицинское страхование; лекарственное обеспечение (лекарственные средства, наркотические и психотропные вещества); нормы в области различных заболеваний (ВИЧ, психические и инфекционные заболевания); санитарно-эпидемиологическое благополучие; отдельные виды медицинской деятельности (трансплантация, генная инженерия, санаторно-курортное дело) и другие. Пока недостаточно обширна для формирования институтов данной отрасли совокупность норм, определяющих права и обязанности врачей, пациентов, а также иных субъектов медицинской деятельности (в том числе и в частной системе здравоохранения).

Необходимо подчеркнуть, что федеральные  законы вводят наиболее общие, основополагающие нормы, находящиеся на высших этажах иерархии норм права субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации являются не столько дополнительным звеном, способствующим созданию комплексного механизма реализации федерального закона, сколько тем элементом  механизма регулирования, который  снимает чрезмерную абстрактность  общефедеральных норм, наполняя их спецификой региональной практики правоприменения.

В настоящее время в субъектах  РФ принято около 300 законодательных  актов в сфере здравоохранения.

Законодательные акты республик в составе Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные Основами (п.3.ст.3 Основ).

Наряду с законодательными актами на правовое регулирование здравоохранения  в РФ направлены и подзаконные НПА (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ), а также ведомственные НПА.

Важно заметить, что в советский  период, правовое регулирование здравоохранения  во многом строилось именно на ведомственных  нормативных актах. Как отмечают, исследователи, к 1988 году здравоохранение в СССР регулировалось более 5000 различных ведомственных актов. Это не является плюсом в регулировании здравоохранения, т.к. нормативная «раздробленность» осложняет работу с материалом, повышает вероятность ошибок нормотворчества.

В настоящее время ведомственные  акты, направленные на регулирование  здравоохранения – лишь малая  часть законодательного массива  в сфере охраны здоровья граждан.

Итак, среди подзаконных нормативных  актов можно выделить:

- Указ Президента РФ от 20 апреля 1993 г. №468 "О неотложных мерах  по обеспечению здоровья населения  Российской Федерации" (с изм.  и доп. от 7 ноября 1997 г.);

- Постановление Правительства  РФ от 13 августа 1996 г. №965 "О  порядке признания граждан инвалидами" (с изм. и доп. от 21 сентября, 26 октября 2000 г.);

- Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2000 г. №1202-р);

- Постановление Правительства  РФ от 27 октября 2003 г. №646 "О  вредных и (или) опасных производственных  факторах и работах, при выполнении  которых проводятся предварительные  и периодические медицинские  осмотры (обследования), и порядке  проведения этих осмотров (обследований)";

- Положение о военно-врачебной  экспертизе (утв. постановлением  Правительства РФ от 25 февраля  2003 г. №123) и др.

Также можно выделить следующие ведомственные нормативные акты:

- Приказ Минздрава РФ от 21 марта  2003 г. №113 "Об утверждении Концепции  охраны здоровья здоровых в  Российской Федерации";

- Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. №114 "Об утверждении отраслевой программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы";

- Приказ Минздрава РФ от 2 июля 1999 г. №274 "О порядке регистрации  изделий медицинского назначения  и медицинской техники отечественного  производства в Российской Федерации" (с изменениями от 13 декабря 2001 г.);

- Положение об организации психологической и психиатрической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, утвержденное приказом Минздрава РФ от 24 октября 2002 г. №325;

- Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. №377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изменениями от 23 мая, 31 июля 1998 г., 21 июля 2000 г., 8 мая, 23 сентября 2002 г.);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2003 г. №108 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.1328-03";

- Решение Коллегии Минздрава  РФ от 20-21 марта 2001 г. "О ходе  реализации Концепции развития  здравоохранения и медицинской  науки, задачах на 2001 - 2005 годы  и на период до 2010 года" (Протокол  №6).

Подзаконные нормативные акты не должны противоречить законодательным актам и применяются в целях урегулирования конкретного вопроса (на что должно быть соответствующая отсылка из законодательного акта). В соответствии с Указом Президента РФ №763 от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" такие нормативные документы, подлежат регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию в "Российской газете" или в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с п. 12 Указа Президента РФ №763 данные нормативные акты вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом акте не предусмотрен иной срок их вступления в силу.

Правительство Российской Федерации  постоянно принимает новые постановления,  рассматривает различные документы, вносит изменения в законодательство, совершенствуя систему здравоохранения. Так, недавно принято Постановление  Правительства РФ от 06.06.2013 N 482 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников". Утверждена продолжительность дополнительного отпуска медработников, участвующих в оказании психиатрической помощи, противотуберкулезной помощи, а также работающих с ВИЧ-инфицированными. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска указанных медработников в зависимости от специальности составляет от 14 до 35 календарных дней (наибольшая продолжительность дополнительного отпуска - у медработников, непосредственно участвующих в оказании психиатрической помощи).

Также вступил в силу Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1350н 
"Об утверждении Положения о Комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по урегулированию конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности" 
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.06.2013 N 28641).

Положением определен порядок  формирования и деятельности Комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по урегулированию конфликта  интересов при осуществлении  медицинской деятельности и фармацевтической деятельности.

Комиссия рассматривает вопросы, связанные с возникновением ситуаций, при которых у медицинского работника  или фармацевтического работника  при осуществлении ими профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского работника или фармацевтического работника и интересами пациента. Комиссия не проводит проверки по фактам нарушения дисциплины труда.

Это свидетельствует о том, что  Правительство постоянно приводит проверки, экспертизы, рассмотрение жалоб  и предложений как работников сферы здравоохранения, так и населения.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

2.1 Полномочия органов  самоуправления по управлению  муниципальным здравоохранением

В соответствии с основами законодательства РФ об основах здоровья граждан к муниципальной системе  здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере  здравоохранения, а также находящиеся  в муниципальной собственности  медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере  здравоохранения, несут ответственность  в пределах своей компетенции.

К полномочиям органов  местного самоуправления муниципальных  районов и городских округов  по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан  относятся:

  1. формирование органов, уполномоченных на осуществление управления муниципальной системой здравоохранения; развитие организаций муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности;
  2. организация оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях;
  3. организация обеспечения учреждений муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами;
  4. создание условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан;
  5. регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
  6. санитарно-гигиеническое просвещение населения.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских  округов вправе создать службу неотложной медицинской помощи в структуре  медицинских учреждений.

С 1 января 2012 года вступил  в силу Федеральный закон "Об основах  охраны здоровья граждан РФ". В  соответствии с ним к полномочиям  органов местного самоуправления городских  округов и муниципальных районов  в сфере охраны здоровья относятся:

1.  создание условий  для оказания медицинской помощи  населению в соответствии с  территориальной программой государственных  гарантий бесплатного оказания  гражданам медицинской помощи  и законом субъекта Российской  Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом  от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации";

2.  обеспечение организации  оказания медицинской помощи  в медицинских организациях муниципальной  системы здравоохранения в случае  передачи соответствующих полномочий;

3. информирование населения  муниципального образования, в  том числе через средства массовой  информации, о возможности распространения  социально значимых заболеваний  и заболеваний, представляющих  опасность для окружающих, на  территории муниципального образования,  осуществляемое на основе ежегодных  статистических данных, а также  информирование об угрозе возникновения  и о возникновении эпидемий  в соответствии с законом субъекта  Российской Федерации;

4.  участие в санитарно-гигиеническом  просвещении населения и пропаганде  донорства крови и (или) ее  компонентов;

5.  участие в реализации  на территории муниципального  образования мероприятий, направленных  на спасение жизни и сохранение  здоровья людей при чрезвычайных  ситуациях, информирование населения  о медико-санитарной обстановке  в зоне чрезвычайной ситуации  и о принимаемых мерах;

6. реализация на территории  муниципального образования мероприятий  по профилактике заболеваний  и формированию здорового образа  жизни в соответствии с законом  субъекта Российской Федерации;

7. создание благоприятных  условий в целях привлечения  медицинских работников и фармацевтических  работников для работы в медицинских  организациях в соответствии  с Федеральным законом от 6 октября  2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации".

Информация о работе Муниципальное управление учреждениями здравоохранения