Механизм принятия решений в государственном управлении в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотреть структуру управленческих решений (понятие, виды, субъект и объект); уяснить сущность муниципального управления; описать стадии разработки и принятия управленческих решений и рассмотреть степень важности решений в процессе регулирования общественных отношений.
Задачи исследования:
- проанализировать теоретический материал по данной теме;
- изучить разновидности управленческих решений, их функции, регулируемые ими вопросы и субъектов, принимающих данные решения;
- показать роль и место управленческих решений для муниципального управления, рассмотреть стадии их подготовки и принятия.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик ПИГР.docx

— 44.92 Кб (Скачать файл)

Синтезируя различные  компоненты, управленческие решения  выступают способом постоянного  воздействия управляющей подсистемы на управляемую - субъекта на объект управления.

Объект управленческих решений - система отношений и вопросов, для урегулирования, изменения которых  данные управленческие решения принимаются.

Управленческие решения  регулируют широкий круг вопросов как  внутреннего, так и внешнего управления и принимаются по различным основаниям:

1) осуществление текущих  целей и задач управляющего  субъекта;

2) необходимость изменений  в самой организации под влиянием  как внешних так и внутренних факторов;

3) решение возникшей проблемы, требующей оперативного или долговременного  разрешения;

4) необходимость поиска  и выявления новых ресурсов  деятельности организации;

5) прогнозирование и определение  социально - экономического развития;

6) разработка программ  и проектов, планирование, стратегическое  управление.

Итак, управленческие решения  принимаются определенными полномочными субъектами и всегда направлены на изменение, совершенствование, рационализацию внешних и внутренних отношений  организации. Регулируют различные  вопросы, связанные с процессом  управленческой деятельности, которая  всегда предполагает значительную ответственность управленцев. Последние должны обладать определенными качествами: компетентность, профессионализм, опыт, предусмотрительность, уравновешенность, способность реагировать на изменяющиеся процессы и объективно подходить к анализу и решению возникающих ситуаций; рациональное отношение к нововведениям.

Если управленческое решение  принимается коллегиально полномочными субъектами, то необходима согласованность  процесса.

Эффективность управленческого  решения определяется полнотой регулирования  ситуации или разрешения проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Процесс  принятия управленческих решений

2.1 Управленческие решения как главный компонент муниципального управления

 Понятие, функции и  задачи муниципального управления

Понятие «муниципальное управление»  отражает комплексное и многообразное  явление, которое порождает различные  подходы к его исследованию.

Под местным самоуправлением  понимается организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение  населением вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 3 Европейской Хартии о местном  самоуправлении местным органам  власти и их должностным лицам  предоставляется право и реальная возможность регулировать подведомственные вопросы и управлять в рамках закона и под свою ответственность  важной частью публичных дел в  интересах своего населения.

Рассмотрим функции и  задачи местного самоуправления.

Функции - это совокупность действий и операций, которые осуществляются управляющими субъектами для достижения определенных подцелей в рамках единой целенаправленной деятельности. Функции  управления в социально-экономических  системах (к которым относится  и местное самоуправление) объективны по своей природе и реализуются  путём принятия управленческих решений  уполномоченными органами и должностными лицами.

Основными функциями управления являются:

1) прогнозирование изменений  в развитии каких-либо событий  и процессов на основе полученной  информации о прошлом и настоящем  с учётом всех условий и  факторов влияния;

2) планирование - определение  направлений, формулирование целей,  постановка задач, определение  перечня мероприятий для решения  задач, выбор конкретных количественных  и качественных показателей в  организации деятельности;

3) выработка, обоснование  и принятие решений и организация  их исполнения;

4) распорядительство и  координация действий субъектов,  осуществляющих деятельность по  реализации управленческого решения;

5) правовое регулирование  исполнительно-распорядительной деятельности;

6) контроль с целью  выявить и устранить отклонения  в реализации решений и принятие  мер к нарушителям;

7) учёт людских, материальных  и финансовых ресурсов;

8) информационное обеспечение  и информационно-аналитическая работа;

9) кадровое, материально-техническое  обеспечение, финансирование и  т.п.

Перечисленные функции являются основными для исполнительных органов  местного самоуправления и по существу характеризуют содержание их деятельности.

Отношения, связанные с  реализацией этих функций, регулируются нормами административного права.

При реализации вышеуказанных  функций выборные и иные должностные  лица местного самоуправления формулируют  цели (желаемый результат познания и практической деятельности), ставят своим подчинённым задачи и обеспечивают их решение.

Задачи - это перечень мер, мероприятий, действий и операций, которые  должны осуществлять исполнители, чтобы  приблизится к сформулированной цели. Термин "решение задачи" употребляется в трех различных  смыслах: а) решение как план (способ) решения задачи; б) решение как  процесс осуществления требований задачи, выполнения плана решения; в) решение как результат выполнения плана решения.

В отличие от функций задачи всегда имеют субъективный характер, т.е. результат их решения зависит от уровня образования, опыта работы и личных качеств субъекта управления. Функции всегда первичны, а организационные структуры по их реализации - вторичны.

Рассмотрим организационные  принципы управления.

1) Принцип плавности в условиях перехода к рыночной экономике выражается в разработке различных программ развития хозяйства, прогнозировании результатов региональных программ, расчётах по наиболее эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, определении приоритетных целей и задач.

2) Принцип объективности требует анализа и учёта фактического состояния и развития процессов и явлений, условий, существующих в социальной среде, влияния демографических и других факторов, а также закономерностей взаимодействия общества с природной средой в целях реализации оптимального управления.

3) Принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий каждого из должностных лиц, что крайне важно для правильного подбора и расстановки муниципальных служащих в соответствии с их профессиональной подготовкой и опытом работы, а также разработки организационных структур управления в соответствии с объективными функциями.

4) Принцип научности заключается в применении научных методов и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии объекта управления; её обработки с применением количественных методов на базе ЭВМ; выявлении актуальных проблем, формировании приоритетных целей, постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения.

5) Принцип рациональности заключается в том, что цели и задачи управления должны достигаться при наименьших финансовых, ресурсных(силах и средствах) и временных затратах. Управление должно быть оптимальным.

Рациональность управления базируется на разработке научно обоснованных вариантов решений, их сравнении  и выборе наилучшего.

6) Принцип ответственности субъектов исполнительной власти за результаты работы в целом. Это обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий, задач, функций, структуры, форм и методов работы.

7) Принцип единоначалия заключается в том, что вопросы текущего оперативного управления осуществляются путём единоначалия, например, принятие распоряжений главой администрации муниципального образования.

8) Принцип отраслевого управления. В соответствии с ним для решения определённой группы задач образуются целевые структуры, специальные органы и аппараты. Отраслевой принцип позволяет оперативно проводить единую управленческую политику.

9) Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учётом местных условий (например, управление муниципальной милицией).

Организационные принципы закрепляются в уставах субъектов Российской Федерации.

Процесс управления включает в себя несколько этапов: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы и принятие решения по ее разрешению.

По характеру взаимодействия названных этапов процессы управления подразделяют на несколько типов:

1. Если осуществление  этапов происходит в строгой  последовательности и есть достаточная  определенность по всем этапам  процесса управления и уверенность  в их осуществлении, то такой  процесс управления относится  к линейному типу: цели - ситуация - проблема - решение.

2. Если при выполнении  какого-либо этапа предыдущий  нуждается в корректировке и она вносится, то процесс управления называется корректирующим.

3.Когда нет возможности  выделить главную проблему и  принять единственное решение,  тип процесса управления характеризуется  как разветвленный.

4. Если цель формируется  в условиях неопределенности  как предварительная, на первое  место выходит задача анализа  ситуации, процесс в этом случае  носит название ситуационного.

5. Если приходится непрерывно  уточнять ситуацию и корректировать  проблему, процесс может быть  назван поисковым.

 

Особенности принятия решения  в органах муниципального управления:

- преобладание стратегических  решений социальной направленности  как директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих  коллективные действия людей  для достижения стратегических  целей.

Стратегические решения  должны быть обоснованными, своевременными, экономичными и приниматься по следующей  технологии: выявление проблемы, обоснование  общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор наилучшего решения.

- наличие у управленцев  умения выявить зарождение стратегических  противоречий города, региона.

- необходимость уметь  выделить из огромного числа  вопросов узловые.

- низкая мотивация исполнителей  управленческого решения.

Итак, мы рассмотрели понятие местного самоуправления, его функции и организационные принципы, выделили типы управления в зависимости от этапов управленческой деятельности, охарактеризовали особенности принятия управленческих решений в органах муниципального образования. Муниципальное управление имеет большое значение в настоящее время. Его цели и задачи определяются исходя из интересов местного населения.

Функции управления различны, и эффективность их реализации напрямую зависит от своевременности и  качества принимаемых управленческих решений. Соблюдение всех организационных  принципов позволит повысить рациональность, гибкость и эффективность управленческой деятельности, применение новых методов управления. В настоящее время значительно возросла роль стратегического управления, которая облегчает управленческую деятельность.

 

2.2 Процесс принятия управленческих решений

Основанием для подготовки и принятия полномочными субъектами управленческих решений являются:

1) Необходимость исполнения  предписаний вышестоящих органов  (органов государственной власти  и местного самоуправления);

2) Необходимость осуществления  собственной исполнительно - распорядительной  деятельности, вытекающей из задач  и функций исполнительных органов  местного самоуправления на основе: квартальных планов нормотворческой  деятельности; поручений руководителя  или его заместителей; инициативы  руководителей структурных подразделений  исполнительного органа или подведомственных  предприятий (учреждений); исполнения  ранее принятых решений полномочных  субъектов.

Функции руководителей и  аппарата управления по организации  разработки решения заключаются  в управлении общим процессом  выработки решений; определении  сущности задачи, участии в ее конкретизации, в выборе критериев оценки решений; окончательном выборе решения; организации  его исполнения. При необходимости  выбирается управленческая стратегия, которая всегда предлагает ответить на вопросы целесообразности принятия управленческого решения в той  или иной ситуации.

Сущность управленческих решений:

1. Организационная - состоит в том, что к их разработке и реализации привлекается персонал организации. Значит, необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции, наделить работников полномочиями, определить их права и обязанности, ответственность и формы контроля, выделить ресурсы и скоординировать весь процесс. Это самая существенная часть получения управленческого решения.

2. Технологическая - проявляется в возможности обеспечения процесса разработки решений техническими, информационными средствами. Устаревшая, неполная информация, отсутствие вычислительных средств не дают возможности принять качественные решения.

3. Правовая - состоит в необходимости точного соблюдения законодательных актов, обязательств, уставов и т.д.

Собрав и изучив необходимые  материалы (в том числе, ранее  изданные по какому- либо вопросу решения), определив цель принятия управленческого  решения, исполнитель приступает к  подготовке его проекта.

Для процедуры разработки управленческого решения руководителю и аппарату управления необходимо осуществить  следующие действия:

- оформить документацию  о начале выполнения работ  с указанием конкретного задания,  состава персонала и системы  его подчинения, времени исполнения  решений, промежуточных этапов  контроля и размера выделяемых  ресурсов.

Информация о работе Механизм принятия решений в государственном управлении в Российской Федерации