Механизм принятия решений в государственном управлении в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотреть структуру управленческих решений (понятие, виды, субъект и объект); уяснить сущность муниципального управления; описать стадии разработки и принятия управленческих решений и рассмотреть степень важности решений в процессе регулирования общественных отношений.
Задачи исследования:
- проанализировать теоретический материал по данной теме;
- изучить разновидности управленческих решений, их функции, регулируемые ими вопросы и субъектов, принимающих данные решения;
- показать роль и место управленческих решений для муниципального управления, рассмотреть стадии их подготовки и принятия.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик ПИГР.docx

— 44.92 Кб (Скачать файл)

Введение

В последние годы вследствие проведения реформ в различных отраслях (экономики, политики, управления и  др.) и широкого применения принципа децентрализации власти значительно  возросла роль государственного управления.

Управление осуществляется различными субъектами права посредством  использования различных методов. В рамках данной курсовой работы мы будем рассматривать деятельность исполнительных органов по осуществлению  местного самоуправления.

Для дальнейшего исследования приведем следующее определение  муниципального управления - это управленческое воздействие субъекта исполнительной власти на общественные отношения, регулирование  которых предусмотрено его компетенцией. Можно с уверенностью сказать, что  к специфическим характеристикам  муниципального управления относятся: плотность среды, концентрированность  ресурсов, сильное взаимное влияние  принимаемых решений и взаимозависимость  различных процессов.

Из этих характеристик  следует и основное требование к  управлению: целостность и комплексность.

Любое управление осуществляется через «управленческий труд»  на основе управленческих «решений-команд». Управленческий труд - это процесс  обдумывания решения, его принятие и организация выполнения. Причем процесс принятия управленческих решений  достаточно сложный и ответственный, так как данные акты в той или  иной мере затрагивают права и  законные интересы граждан. От их своевременности, точности, целесообразности может зависеть жизнь, здоровье, благосостояние, как отдельных лиц, так и общества в целом.

Решение должно быть направлено на достижение реально поставленных целей, только тогда можно осуществлять управление любыми объектами. Управленческие решения рассматриваются как  средство реагирования на конфликтные ситуации, часть целеполагания и развития. В конечном итоге принимаемыми плановыми, организационными и оперативными решениями определяется качество управления. В нашей стране, к сожалению, на эту сторону управления практически не обращают внимания.

Самое непосредственное значения для эффективности решения имеют  компетентность и управленческий опыт лица, его принимающего. Здесь также  выявляется проблема подготовки данных субъектов, отсутствия достаточно квалифицированных  кадров.

Целью данной курсовой работы является рассмотреть структуру  управленческих решений (понятие, виды, субъект и объект); уяснить сущность муниципального управления; описать  стадии разработки и принятия управленческих решений и рассмотреть степень  важности решений в процессе регулирования  общественных отношений.

Задачи исследования:

- проанализировать теоретический  материал по данной теме;

- изучить разновидности  управленческих решений, их функции,  регулируемые ими вопросы и  субъектов, принимающих данные  решения;

- показать роль и место  управленческих решений для муниципального  управления, рассмотреть стадии  их подготовки и принятия.

Объектом данной курсовой работы является сфера муниципального управления.

Предмет исследования - управленческие решения как главный компонент  муниципального управления; деятельность исполнительных органов по разработке и принятию управленческих решений. 

Глава 1. Понятие, классификация,  субъекты и объекты  управленческих решений

1.1 Понятие и классификация управленческих решений

Принятие решений, так  же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целепологания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений.

В литературе приводятся различные  определения данного понятия  в зависимости от того, с какой  точки зрения автор рассматривает  тему.

Для дальнейшего исследования используем следующее определение. Управленческое решение - это сознательный волевой акт субъекта управления, принятый им в соответствии с закрепленной компетенцией, в процессе управленческой деятельности и направленный на урегулирование подведомственных отношений.

Управленческое решение - основной инструмент воздействия  работников муниципальной службы на управляемый объект.

Основные признаки управленческих решений:

1) Субъект управления  принимает решение исходя не  из собственных потребностей, а  в целях урегулирования конкретной  ситуации или проблемы.

2) Разработка, принятие и  реализация управленческих решений

осуществляется субъектами управления в пределах закрепленной законом компетенции.

3) Для принятия управленческого  решения необходимо наличие профессионализма, специальных знаний, компетентности.

4) Разделение труда заключается  в том, что решение возникающих  проблем, разработку и принятие  управленческих решений осуществляют  управляющие субъекты (руководители, менеджеры), а их реализацией заняты  исполнительные структуры.

5) Последствия реализации  управленческого решения могут  оказать влияние как на лиц,  принимающих и исполняющих его,  так и на простых граждан.

 

 Классификация управленческих решений

I. По значимости цели:

1. Плановые (стратегические) - это директивные акты, направляющие, организующие и мотивирующие  коллективные действия людей  для достижения стратегических  целей. Стратегическое планирование  включает в себя разработку  муниципальной политики в различных  сферах, определяющих жизнь муниципального  образования; разработку программ  и проектов; прогнозирование и  определение социально-экономического  развития, что является необходимым  элементом согласования интересов  местных сообществ в отношении  ключевых вопросов муниципального  развития.

2. Оперативные решения  связаны с осуществлением текущих  целей и задач.

По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.

3. Организационные решения  - это выбор, который должен  сделать руководитель, чтобы выполнить  обязанности, обусловленные занимаемой  им должностью:

- запрограммированные решения  - результат реализации определенной  последовательности шагов или  действий, подобных тем, что принимаются  при решении математического  уравнения. Руководство зачастую  программирует решения под ситуации, повторяющиеся с определенной  регулярностью

- незапрограммированные  решения требуются в ситуациях,  которые в определенной мере  новы, внутренне не структурированы  или сопряжены с неизвестными  факторами. Например, как усовершенствовать  структуру управленческого подразделения;  как усилить мотивацию подчиненных  и др.

- интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. В сложной организационной ситуации возможны тысячи вариантов выбора. У руководителя, который полагается исключительно на интуицию, с точки зрения статистики, шансы на правильный выбор без какого-либо приложения логики невысоки.

- решения, основанные  на суждениях - это выбор, обусловленный  знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о  том, что случилось в сходных  ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать  результат альтернативных вариантов  выбора в существующей ситуации. Однако отметим, что руководитель, чрезмерно приверженный суждению  и накопленному опыту, может  сознательно и бессознательно  избегать взаимодействия с новыми  технологиями и разработками, что  приводит к принятию нерациональных  решений.

- рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса.

II. В зависимости от  способа фиксации:

1. Документированные решения  закрепляются и доводятся до  исполнителей в письменной форме.

По своему функциональному  значению служебные документы делятся  на несколько больших групп:

- личные - это акты, устанавливающие,  изменяющие или отменяющие права  и обязанности конкретных лиц  или рассчитанные на однократное  применение (например, приказ - решение руководителя);

- директивные и распорядительные. К распорядительным документам относятся: постановление, распоряжение, решение, поручение,  административно - организационные (регламенты, уставы), организационно - распорядительные (протоколы, договоры), информационно - справочные (справки, докладные записки), деловые письма, финансовые документы, учетные документы.

2. Устные решения составляют  наиболее оперативную часть деятельности  управленческого и производственного  аппарата. Такие решения могут  касаться важных вопросов и  должны подкрепляться ответственностью  за исполнение.

3. Кодированные решения  применяются в автоматизированных  системах. Они наносятся на специальные  документы, перфокарты, различные  магнитные носители.

По функциональной направленности выделяют планирующие, организующие, координирующие и контролирующие управленческие решения.

Управленческие решения  могут приниматься как единолично полномочным субъектом, так и  в коллегиальном составе. Могут быть направлены на урегулирование часто повторяющихся отношений или новой возникшей проблемы. Решения принимаются в различных условиях: условиях риска, полной - неполной, качественной или некачественной информации.

Выделяют также решения:

1) Жестко обусловленные (детерминированные), которые основаны на предписаниях и распоряжениях, принятых вышестоящим органом;

2) Инициативные, которые  принимаются полномочным субъектом  управления в соответствии с  ситуацией. Их эффективность зависит  от компетентности, управленческого  опыта, личных качеств принимающего  субъекта.

Функции управленческих решений:

1) Направляющая, которая  состоит в том, что решение  принимается исходя из долговременной  стратегии развития организации:  это целеполагание, выбор и  обоснование стратегии развития;

2) Организующая функция  проявляется в необходимости  согласования действий исполнителей, частей и элементов управляемой  системы для реализации решений  в запланированные сроки и  необходимого качества;

3) Мотивирующая функция  заключается в согласовании интересов  каждого члена организации и  нацеливание их на выполнение  задач организации.

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод, что управленческое решение - понятие сложное и многогранное, включающее в себя различные критерии оценки. Общими признаками для всех управленческих решений являются их целенаправленность и принятие в рамках компетенции управляющего субъекта.

В управленческом решении  в той или иной степени пересекаются и концентрируются все виды управленческой деятельности. Именно поэтому решения - центральный элемент управления и организации. Они принимаются  уполномоченными субъектами управления и направлены на регулирования широкого круга подведомственных отношений.

 

1.2 Субъекты и объекты управленческих решений

Субъектами управленческих решений выступают лица, полномочные  принимать эти решения в процессе управленческой деятельности.

Для данного исследования в качестве основных субъектов управленческих решений рассматриваются исполнительные органы местного самоуправления - аппарат  управления, реализующий властные функции  и направляющий свою деятельность на достижение целей муниципального образования; их должностные лица.

К данным субъектам относятся: глава муниципального образования; руководители муниципальных органов  исполнительной власти; первые заместители  и заместители главы муниципального образования, муниципальных органов  исполнительной власти; заместители  глав муниципальных образований  и руководителей муниципальных  органов исполнительной власти - управляющие  делами и их заместители; руководители, заместители руководителей самостоятельных  управлений, комитетов, отделов и  иных органов, являющихся юридическими лицами, а также руководители, заместители  руководителей комитетов исполнительных органов муниципального образования; начальники структурных отделов  исполнительного органа муниципального образования и структурных отделов  самостоятельных управлений, комитетов, отделов и иных органов, являющихся юридическими лицами.

Вышеперечисленные лица осуществляют исполнительно распорядительную деятельность; наделены оперативной самостоятельностью; имеют, как правило, постоянные штаты. Основное содержание их деятельности реализуется через решение управленческих задач на всех этапах выполнения управленческих функций.

В соответствии со ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» данные субъекты имеют право принимать управленческие решения в соответствии с предоставленной компетенцией, рамки которой четко обозначены в требованиях формальной структуры.

Информация о работе Механизм принятия решений в государственном управлении в Российской Федерации