Местное самоуправление в системе гражданского общества РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования.
Институт местного самоуправления относится к основам конституционного строя Российской Федерации, является одним из элементов правового государства и служит важной гарантией обеспечения прав граждан на участие в управлении делами государства и местного сообщества. Особую роль этот институт играет в процессе становления гражданского общества.
Особое внимание российских ученых к данной проблематике стало проявляться с середины ХIХ века, когда общественная потребность в социальном институте самоуправления стала очевидной, и на повестку дня были поставлены вопросы о формах его практического воплощения в жизнь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие и содержание гражданского общества……….
§1. Гражданское общество: понятие, признаки, принципы…………
§2. Основные институты гражданского общества.............................
§3. Особенности гражданского общества в РФ………………….

Глава 2. Местное самоуправление в системе гражданского общества РФ…..
§1. Понятие, принципы и полномочия органов местного самоуправления.....................................................................................
§2. Политико-правовые проблемы взаимодействия местного самоуправления с другими институтами гражданского общества….

Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 67.04 Кб (Скачать файл)

Местное самоуправление в политико-правовом пространстве современной России востребовано как в плане правового регулирования  общественных отношений на местном  уровне, так и в целях дальнейшей демократизации общественной жизни, включающей реализацию субъективных прав граждан  России на участие в отправлении  публичной власти. Право граждан  на такое участие соответствует  основным принципам демократии и  привлекает все большее внимание в связи с процессами становления  местного самоуправления в системе  народовластия и самоуправления. Поэтому необходима дальнейшая разработка теории права граждан на местное  самоуправление, обусловленное системой народного представительства, которое  не может ограничиться пассивным  участием в формировании публичной  власти34.

В нынешней российской ситуации особое значение приобретает осознание  органами местного самоуправления и  институтами гражданского общества существования общих интересов  и проблем, которые должны заставить  их объединять свои усилия, координировать свою деятельность, пытаться установить возможно более тесные связи друг с другом.

В основе этого лежат два объединяющих фактора. Во-первых, это общая забота о повседневной демократической  практике, максимально приближенной к людям, во-вторых, нередко имеющее  место быть отстранение и тех  и других от процесса принятия решений  в рамках общенациональной или региональной политики. Возможность оказывать  реальное воздействие на процесс  принятия решений напрямую связана  с их способностью к выработке единой (или хотя бы близкой) позиции. В этом случае их роль в преодолении существующего отчуждения между государством и гражданином многократно возрастает.

Взаимодействуя с институтами  гражданского общества, органы местного самоуправления нередко учатся у  них гибкости, навыкам самоорганизации, командной работе, демократической  культуре принятия решений.

В то же время, приучая людей к  ответственности за ведение дел, местное самоуправление способствует преодолению традиционного российского  патернализма, формированию гражданской  политической культуры и нового типа личности - активной, инициативной, не уповающей целиком на государство, личности, в большей степени приверженной ценностям свободы. Ведь, как справедливо  отмечал А.И.Солженицын: «Если мы сами не готовы к самоорганизации - не на кого нам жаловаться».

Для обеспечения эффективного взаимодействия местной власти и общественности необходима соответствующая нормативная  поддержка в виде законов и  актов. Трудно согласиться с мнением  о том, что федеральное законодательство оставило «нишу» для региональных органов  государственной власти и муниципальных  образований в сфере формирования взаимоотношений с «третьим сектором». Скорее лакуны, существующие сегодня в нормативно-правовом обеспечении деятельности таких типичных организаций гражданского общества, которые связаны с тем, что само государство еще не имеет по отношению к ним четкой позиции.

На сегодняшний день важна общая  тенденция в формировании системы  законов и нормативных актов  на федеральном, региональном и муниципальном  уровнях. Иначе говоря, должна быть сформирована четкая блок-схема целей, взаимосвязи и последствий принятия законов и нормативных актов по всем уровням власти.

 

Заключение

 

Идея  гражданского общества, без сомнения, является одним из ментальных компонентов  западной общественной мысли, который  цементирует и социально-философскую, и политико-правовую мысль, как в  ее современном состоянии, так и  в ее истории.

Гражданское общество получает развитие там, где создаются институциональные механизмы участия людей в решении вопросов общественной значимости. Одним из институтов гражданского общества, фактором его демократического развития является местное самоуправление, напрямую связанное с реформами в обществе. Реформа местного самоуправления проводится не ради самой реформы, она не является ни самодостаточной, ни независимой от других реформ. Она направлена, прежде всего, на создание ответственных и дееспособных органов местного самоуправления, которые смогли бы привлечь к решению повседневно важных вопросов жителей города, района, села .Углубление реформы местного самоуправления, наметившееся в последнее время обусловлено планомерным переходом от поддержки государством становления власти на муниципальном уровне к поддержке социально политического, политико-правового развития муниципальных образований, реализации в полном объеме населением конституционных положений местного самоуправления. При этом устойчивое экономическое, социально политическое развитие муниципальных образований, а с ним укрепление и становление гражданского общества связывается с выполнением следующих основных задач:

 — совершенствование нормативной  правовой базы местного самоуправления  как на федеральном, так и  на региональном уровнях, создание  необходимых предпосылок для  формирования на этой основе  собственной нормативно правовой  основы муниципальных образований; 

— создание эффективной системы  взаимодействия органов местного самоуправления с населением, обеспечивающей всестороннее участие жителей в разрешении местных дел и контроль со стороны населения за деятельностью органов местного самоуправления;

— содействие информационному обеспечению  деятельности местного самоуправления; — разработка системы эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной (публичной) власти субъектов РФ и федеральными органами власти;

— урегулирование межбюджетных отношений, имеющей конечной целью выравнивание бюджетной обеспеченности мунищшальных образований;

— четкое разграничение полномочий и имущества между региональными  органами власти и местным самоуправлением, между муниципальными районами и  входящими в их состав поселениями;

— необходимо кадровое обеспечение  реформы местного самоуправления, поскольку  без достаточного кадрового, методического  и финансового обеспечения успех  реализации нового закона о местном  самоуправлении, как и гражданского общества будет поставлен под  вопрос.

 Становление местного самоуправления  в современной России - длительный и сложный процесс, который требует учёта многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного сознания, темпов изменения менталитета российских граждан. Между тем реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.

 

 

Список использованной литературы

I. Нормативный материал

1. Конституция Российской Федерации:  принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм и доп  от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ, №  7-ФКЗ) // Рос. газ. 1993. 25 дек. № 237; глава 8.

2. Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ( с изм. и доп. от 30 декабря 2012 г. № 298 – ФЗ).

 

II. Специальная литература

1. Авакьян С. А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно- правовые основы. М.,1996.

2. Артемов  В. Н. Местное самоуправление  в советской и постсоветской  России: монография. Саратов. 1999.

3. Бондарь  Н. С. Права человека и местное  самоуправление в Российской  Федерации. Ростов-на-Дону. 1998.

4. Владимиров  А. И. О национальной государственной  идее России. М., 2001.

5.Выдрин  И. В., Котов А.И. Муниципальное  право России: Учеб.М.,2002.

6.Ганшин  В.Г. Формирование гражданского  общества в России и Китае.М., 2007.

7.Голенова  З.Л. Гражданское общество в  России// Теория. Методология. 

1997.

8. Григонис  Э.П. Теория государства и права:  Учеб. Спб., 2002.

9.Джунусов  М.С. Гражданское общество//Политическая  энциклопедия. М.,2003.

10. Захаров  С.А. Гражданское общество (эволюция  взглядов).М., 1992.

11. Земченков  Н. Ф. Местное самоуправление  в политико- правовой доктрине  современной России// Муницип. служба: правовые вопросы. М., 2010. №3.

12.Кузнецов  В.В., Ваховский В.В. Местное самоуправление: Учеб. Пособие. Ульяновск. 2009.

13.Кулиева  С.И. Местное самоуправление : конституционно- правовой статус и механизм  функционирования. М.,1994

14.Курганская  О.В. Понятие, виды органов местного  самоуправление и их предназначение. Credo new. 2004. № 2.

15. Кутафин  О.Е., Фадеев В. И. Муниципальное  право: Учеб. М., 2010.

16.Локк. Дж. Сочинения.  М., Мысль.1988.

17.Матузов  Н.И. Гражданское общество: сущность  и основные принципы//Правоведение. 1995. №3.

18.Мерсиянова  И.В. Предпосылки формирования  гражданского общества в России//Личность, культура, общество. 2009.

19.Мерсиянова  И.В. Определение понятия «гражданское  общество» опыт систематизации.2001.

20.Нерсесянц  В. С. Национальная идея России: Норма. М., 2001.

21. Халий И.А. Институты гражданского общества в современной России. К методологии изучения // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М.К. Горшков. - Вып.6. - М.: Институт социологии РАН, 2007.

22. Якобсон  Л.И. Факторы развития гражданского  общества и механизмы его воздействия  с государством. М., 2008.

23.Яковлев И.А. Социальные институты и Россия. // СОЦИС., 1993. № 5.

 

 

 

 

 

 

 

1 Кузнецов В.В., Ваховский В.В. Местное самоуправление в системе государственного управления: учебное пособие.Ульяновск, 2009. С. 12

2Местное самоуправление: Сборник нормативных актов. М.,  «Издательство Приор». 2001. С. 3

3 Голенкова З.Л . Гражданское общество в России//Теория. Методология.1997. С. 25.

4 Мерсиянова И.В. Определение понятия «гражданское общество» опыт систематизации. 2001.С.1.

5 З.Л. Голенкова. Гражданское общество в России//Теория. Методология. 1997. С. 25.

6  Локк Дж. Сочинения: В 3 т. – Т. 3. – М.: Мысль, 1988. С. 317.

7 Джунусов М. С. Гражданское общество // Политическая энциклопедия в 2 Т. Т. 1. М., 2003. С. 231.

8 Владимиров А. И. О национальной государственной идее России. М., 2001. С. 111

9 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря

10 Нерсесянц В. С. Национальная идея России. М: Норма. 2001. С. 37

11 Яковлев И.А. Социальные институты и Россия. // Социс., № 5, 1993.

12 Халий И.А.Институты гражданского общества в современной России. К методологии изучения. С. 255.

13 Ганшин В.Г.Формирование гражданского общества в России и Китае.М.,2007.,C.10

14 Захаров С.А. Гражданское общество (эволюция взглядов). Автореферат. М., 1992

15 Артемов В.Н. Местное самоуправление в советской и постсоветской России: сравнительный анализ. Автореферат. Саратов, 1999. С.

16 Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. N 3. С. 83.

17 Мерсиянова И.В. Предпосылки формирования гражданского общества в России.//Личность, культура, общество.2009. С. 186.

18 Алескеров Ф. Т., Беляева Н. Ю. и др. Сравнительный анализ развитости

гражданского общества трех регионов России // Человеческий фактор в управлении //

под ред. Н. А. Абрамовой, К. С. Гинсберга, Д. А. Новикова. М., 2006. С. 83–109.

19 Якобсон Л.И.Факторы развития гражданского общества и механизмы его воздействия с государством. М., 2008. С. 102.

20 Там же. С. 103.

21 Шмидт Д.Т. Какое гражданское общество существует в России?

22 Бондарь Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 1998.

С. 22.

23 Кузнецов В.В. Местное самоуправление в системе государственного управления: учебное пособие. Ульяновск. 2009.С.12.

24 Кулиева С.И. Местное самоуправление: конституционно-правовой статус и механизм функционирования. М., 1994. С. 40.

25 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 2002. С. 48.

26  Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2010, С. 141.

27   Кузнецов В.В. Местное самоуправление в системе государственного управления: учебное пособие. Ульяновск. 2009.С.14.

28 Там же. С. 15.

29 Курганская О.В. Понятие, виды органов местного самоуправления и их предназначение // CREDO NEW. 2004. N 2. С. 23.

30  Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996.С.359.

31   Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Сорос - Международные отношения, 1994. С.400.

32 Григонис Э.П. Теория государства и права. СПб., 2002.С.317.

33 Земченков Н.Ф. Местное самоуправление в политико-правовой доктрине современной России // Муниципальная служба: правовые вопросы. М.: Юрист, 2010, № 3. С. 11.

34 Там же. С.11.

 


Информация о работе Местное самоуправление в системе гражданского общества РФ