Система, принципы и функции местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 10:34, контрольная работа

Краткое описание

. Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия. Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.

Содержание

Введение 2
Система, принципы и функции местного самоуправления. 3
Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности. 7
Практическое задание 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Муниципальное право.docx

— 39.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

2

Система, принципы и функции местного самоуправления.

3

Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности.

7

Практическое задание

15

Список литературы

16

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Объективной потребностью правового обеспечения местного самоуправления является развитие муниципального права.

Формирование и развитие местного самоуправления, муниципального права в Российской Федерации осуществляется под значительным влиянием зарубежного муниципального опыта. Особое значение для становления и развития местного самоуправления, его правового регулирования имеет Европейская Хартия местного самоуправления. В ней обобщен европейский опыт, который может быть использован в России. Хартия показывает роль местной демократии, местного самоуправления в управлении государством и обществом, которое выступает в качестве одной из основ демократического, правового государства и закрепляет принципы организации местной власти, которые обязательны и для России — члена Совета Европы. Иными словами, муниципальные образования получили (кроме федеральных гарантий своих прав) и международные гарантии.

Местное самоуправление, являясь частью демократической систем управления обществом и  государством, через самостоятельное  решение вопросов местного значения реализует задачи по обеспечению жизненных интересов населения, социальной защите граждан. Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия. Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных  и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.

 

 

Система, принципы и функции местного самоуправления.

Система местного самоуправления – это совокупность организационно-правовых форм реализации местного самоуправления. Систему местного самоуправления следует также определить как совокупность местных сообществ жителей, муниципальных образований, их внутренних субъектов и институтов, взаимодействующих между собой и с внешней средой в процессе реализации управленческих функций. При этом следует иметь в виду, что сложившаяся система в одном муниципальном образовании совершенно независима от аналогичной системы другого муниципального образования.

Так, согласно Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами в различных организационных формах. По своему назначению эти организационно правовые формы образуют единую систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образованиях, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет приведенные положения Конституции РФ в отношении организационно правовым формам прямого волеизъявления граждан, а также выборных органов при осуществлении населением местного самоуправления и определяет систему муниципальных органов.

На основании анализа вышеуказанных федеральных законов следует выделить основные уровни системы органов местного самоуправления.

1. Система органов местного  самоуправления:

- органы местного самоуправления;

- представительные органы  местного самоуправления;

- исполнительные органы  местного самоуправления;

- глава муниципального  образования;

- иные органы и должностные  лица местного самоуправления.

2. Система форм прямой  демократии:

- референдум;

- муниципальные выборы;

- собрания граждан;

- народная правотворческая  инициатива;

- обращения граждан в  органы местного самоуправления;

- территориально общественное  самоуправление;

- муниципальные слушания;

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность. Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуя социальное предназначение местного самоуправления (должное) и процесс его осуществления (сущее).

С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления:

1) обеспечение участия населения  в решении вопросов местного  значения;

2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного  самоуправления;

3) обеспечение комплексного развития  территории муниципального образования;

4) обеспечение удовлетворения потребностей  населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других  жизненно важных услугах;

5) охрана общественного порядка;

6) защита интересов и прав  местного самоуправления, гарантированных  Конституцией Российской федерации, федеральными законами.

Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала (идеи), лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление муниципальными делами.

Принципы закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления, Конституции РФ, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других законодательных актах. Это придает принципам нормативно-правовой характер общеобязательных требований.

Классификация принципов проводится по источнику. Принципы делятся на конституционные или общие и иные.

К принципам местного самоуправления относятся:

  1. Самостоятельность  решения  населением  вопросов  местного значения (ст. 12 и 130 Конституции).
  2. Организационная  обособленность  местного  самоуправления: его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций (ст. 12 Конституции).
  3. Обеспечение деятельности местного самоуправления необходимыми материально-правовыми ресурсами (ст. 132 Конституции).
  4. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления (ст. 131 Конституции).
  5. Гарантия права местного самоуправления на судебную защиту (ст. 133 Конституции).
  6. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
  7. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
  8. Законность  в  организации  и  деятельности  местного  самоуправления.
  9. Гласность деятельности местного самоуправления.
  10. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления.
  11. Использование местных обычаев и традиций в организации и деятельности местного самоуправления.

 

Отношения органов местного самоуправления

с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности

На территории муниципального образования находятся предприятия, учреждения и организации, которые не входят в состав муниципальной собственности: государственные, частные и иных форм собственности. Все они, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, обязаны исполнять решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законами. В своей деятельности предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности, должны руководствоваться не только законами, иными правовыми актами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, но и общеобязательными правилами, принимаемыми представительными органами местного самоуправления, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления по вопросам местного значения, затрагивающими те или иные стороны деятельности данных предприятий, учреждений и организаций. Речь идет, прежде всего, об актах органов местного самоуправления, регулирующих использование водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также планировку и застройку территории муниципальных образований, и других нормативных правовых актах, принятие которых относится к компетенции органов местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Федерации.

По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров. Органы местного самоуправления привлекают предприятия, учреждения и организации к решению вопросов социально-экономического развития муниципального образования. В соответствии с законом органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. В этих целях они используют финансово-экономические методы, а также организационно-правовые формы своего взаимодействия с предприятиями, учреждениями и организациями, формируя, например, на добровольной основе советы директоров, советы предпринимателей, которые помогают органам местного самоуправления осуществлять координационную функцию. Органы местного самоуправления вправе объединять на добровольной основе средства предприятий, организаций, граждан и местного бюджета для строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры.

Важную роль в привлечении предприятий, организаций к решению вопросов социально-экономического развития муниципального образования играет муниципальный заказ.

Муниципальный заказ — договор органа местного самоуправления с хозяйствующим субъектом на выполнение определенного вида работ, финансируемых из местного бюджета или муниципальных внебюджетных фондов. При этом могут использоваться и иные собственные материальные средства муниципального образования.

Согласно закону органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ:

  1. По благоустройству территории муниципального образования;
  2. По коммунальному обслуживанию населения;
  3. По строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры;
  4. По производству продукции;
  5. По оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, а также на выполнение других работ.

Органы, местного самоуправления содействуют созданию на своей территории предприятий различных форм собственности, занятых обслуживанием населения, стимулируют их деятельность, используя, в частности, такой финансовый инструмент, как налоговые льготы, а также предоставляя предприятиям иные льготы и преимущества. Они дают согласие на замену в установленном порядке платежей предприятий по налогу с прибыли, поступающих в местный бюджет, натуральным покрытием или услугами предприятий. К ведению органов местного самоуправления относится также решение вопросов о создании совместных предприятий с участием иностранных инвесторов, заключение договоров с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции для нужд развития территории муниципального образования, его жителей за счет имеющихся валютных средств и на иной основе. Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, которые в ряде случаев конкретизируют основы правового взаимодействия муниципальных образований, их органов с предприятиями и организациями, расположенными на их территории, оказывают содействие развитию тех или иных форм хозяйственной деятельности, поддержку определенным категориям хозяйствующих субъектов. Так, в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах» органы местного самоуправления содействуют развитию кооперативов, в частности, путем установления налоговых и иных льгот для кооперативов, прежде всего в сферах производства товаров и оказания услуг, приоритетного обеспечения кооперативов нежилыми помещениями с правом их выкупа, земельными участками, доступом к получению необходимой для их деятельности информации. Вместе с тем Закон возлагает и на кооперативы обязанность предоставлять органам местного самоуправления информацию об их деятельности.

Информация о работе Система, принципы и функции местного самоуправления