Местное (коммунальное) самоуправление Германии как самостоятельная муниципальная система (модель)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 21:57, контрольная работа

Краткое описание

В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления.

Содержание

Введение
1. Основные принципы местного самоуправления зарубежных стран………..3
2. Местное самоуправление в Германии……………………………………….7
2.1. Условия правового регулирования местного самоуправления………….7
2.2. Структура органов местного самоуправления……………………………10 2.3. Полномочия органов местного самоуправления и метод муниципальной деятельности……………………………………………………………………..13
2.4. Надзор за деятельностью органов местного самоуправления…………21
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных материалов………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО.docx

— 52.26 Кб (Скачать файл)

 

Негосударственная  образовательная  автономная некоммерческая организация высшего профессионального  образования

«Самарский  институт бизнеса и управления»

 

Кафедра

Правоведение

Специальность (направление)

Юриспруденция

Форма обучения

Заочная

Группа

БЮЗ 112 – 3,5 В


 

 

Контрольная  работа

 

Дисциплина

Муниципальное право Российской Федерации

Тема

Местное (коммунальное) самоуправление Германии

как самостоятельная муниципальная  система (модель).


 

 

Выполнил студент

Точилина А.Н.

 

(Ф.И.О.)

   

Преподаватель

Доц. Федосеев В.И.

 

(Ф.И.О.)


 

Дата сдачи

 

Дата проверки

 

Оценка

 
 

/

 

(подпись)

 

(Ф.И.О.преподавателя)




 

 

 

 

 

 

 

Самара 2013г.

Содержание

 

Введение

1. Основные принципы местного самоуправления зарубежных стран………..3

2. Местное самоуправление в Германии……………………………………….7

2.1. Условия правового регулирования местного самоуправления………….7

2.2. Структура органов местного самоуправления……………………………10 2.3. Полномочия органов местного самоуправления и метод муниципальной деятельности……………………………………………………………………..13

2.4. Надзор за деятельностью органов местного самоуправления…………21

Заключение………………………………………………………………………23

Список использованных материалов………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. Основные принципы местного самоуправления зарубежных стран.

В большинстве современных  государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления.

Местное или муниципальное  самоуправление - это такая система  управления местными делами, которая  осуществляется специальными выборными  органами, непосредственно представляющими  население той или иной административно-территориальной  единицы данной страны.

Европейская хартия о местном  самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, дает общее определение  местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлением  Хартия понимает «право, действительную способность местных сообществ  контролировать значительную часть  общественных дел, управлять ею в  рамках закона под свою ответственность  и на благо населения».

Концепция местного самоуправления исходит, прежде всего, из того, что  местные сообщества населения представляют собой один из основных элементов  любого демократического режима, а  право граждан на участие в  управлении общественными делами является составной частью демократических  принципов построения большинства  современных государств.

 Кроме того, принцип  местного самоуправления исходит  из того, что участие граждан  в управлении общественными делами  самым непосредственным образом  может быть реализовано именно  на местном уровне. При этом  совершенно очевидно, что существование  местных сообществ, облеченных  реальными полномочиями, делает  возможным обеспечить такое управление, которое было бы наиболее эффективным и максимально приближенным к нуждам населения.

Сила и влияние органов  местного самоуправления в различных  странах отражает степень демократизма существующего политического режима. Эти органы возникли и развивались  как прямой противовес абсолютной власти центра. В силу этого они очень  часто оказывались в оппозиции  центральному правительству, и их взаимоотношения  часто характеризовались откровенным  противостоянием по вопросам разделения компетенции, финансово-экономическим вопросам и т.д. Первоначально эти органы формировались на основе ограниченного избирательного права состоятельными гражданами общества при наличии цензовых барьеров (грамотности, образования, оседлости, имущественного ценза). Впоследствии система формирования органов местного самоуправления была демократизирована, эти органы превратились в наиболее массовые и наиболее приближенные к населению.  Значение органов местного самоуправления определяется еще и тем, что в повседневной жизни граждане сталкиваются именно с деятельностью этих органов, поскольку они оказывают решающее влияние на создание в соответствующей территориальной единице условий для жизнеобеспечения населения, хотя общее направление социально-экономической и политической деятельности определяется центральными органами государственной власти и управления. Большое значение имеет и то обстоятельство, что органы местного самоуправления связаны организационным единством, имеют полномочия обладать и распоряжаться определенной собственностью, заключать сделки, распоряжаться местным бюджетом и т.д. Поэтому в условиях рыночной экономики необходимость широкого самоуправления на местах, как правило, поддерживается и защищается большинством населения любой страны.

В настоящее время наиболее существенными признаками системы  местного самоуправления в зарубежных странах является их универсальная  выборность и значительная самостоятельность  в решении местных вопросов. Эта самостоятельность опирается на муниципальную собственность, право взимания и распоряжения местными налогами, возможность принятия широкого круга нормативных актов по вопросам местного управления, распоряжение местной полицией и т.д.

 Коммунальное самоуправление, например, в Германии, характеризуется  следующими принципами, характерными  и для многих других развитых  демократических государств: самостоятельным  независимым от других органов  осуществлением местных коммунальных  функций, собственной ответственностью  в решении местных общественных  задач, при этом субъекты самоуправления  являются субъектами публичного  права; деятельность служащих  в коммунальном представительстве  осуществляется на непрофессиональной  основе. Органы местного самоуправления  наделены правом выборов органов  самоуправления; правом принимать  собственные нормативные акты; финансовой  автономией; независимостью в проведении  кадровой политики; независимостью  в области коммунального планирования; осуществлением государственного  надзора и контроля за деятельностью  коммуны. Такие принципы отражают  наиболее характерные особенности  системы местного самоуправления  и в других европейских странах.  Вместе с тем, европейская система  местного самоуправления оказала  серьезное влияние и на общие  принципы формирования и функционирования  местного самоуправления в других  регионах.

Сложившееся, например, в  Латинской Америке законодательство о местном управлении было обусловлено  рядом факторов, в том числе  влиянием испанского колониального  законодательства. История возникновения  здесь органов местного самоуправления берет начало именно в этот период. Органам власти на местах предоставлялись, с одной стороны, довольно широкие  полномочия, а с другой - они находились под жестким контролем со стороны  центральных властей.

Впервые в Латинской Америке  была введена система административной автономии, т.е. значительной самостоятельности  местных учреждений в рамках закона, но под жестким контролем со стороны  центральных властей через их представителей на местах. Этот принцип, ставший основополагающим в законодательстве о местном самоуправлении, до настоящего времени применяется в Латинской Америке.

 Так, конституция Венесуэлы  1961 г. прямо закрепляет автономию  муниципалитетов, как право выбирать  органы своей власти, осуществлять  свободную деятельность в пределах  своей компетенции, создавать  собственные источники доходов  и собирать денежные поступления.

 Бразилия, например, включает  в себя свыше 4300 муниципалитетов,  которые имеют право самостоятельного  управления во всем, что относится  к их интересам. Муниципалитеты  имеют политическую, административную  и финансовую автономию. Вместе  с тем, поскольку Федеративная  Республика Бразилия построена  на принципах значительной централизации,  включающей право центральных  властей на самое широкое вмешательство  в дела субъектов федерации,  конституции штатов предусматривают  аналогичный институт вмешательства  в дела муниципалитетов. Основаниями  могут служить нарушения муниципальной  автономии, задолженность по федеральным  платежам, невыполнение федеральных  законов или судебных решений,  нарушение прав человека и  т.д. Принцип федерального вмешательства  имеет конституционную основу, он  закреплен статьями федеральной  Конституции и конституциями  штатов, в состав которых входят  муниципалитеты. Принцип федерального  вмешательства рассматривается  бразильскими исследователями как  одна из гарантий сохранения  целостности государства и обеспечения  нормального функционирования конституционных  органов власти, демократического  режима и системы местного  самоуправления.

Органы местного самоуправления опираются обычно на разветвленный  чиновничий аппарат, от которого прямо  зависит эффективность работы этих органов. Органы местного самоуправления непосредственно осуществляют управленческие функции на местах, одновременно выступая в качестве юридически самостоятельного элемента механизма власти. В настоящее время органы местного самоуправления и их исполнительный аппарат представляют собой один из крупнейших по численности элементов управленческой системы.

 

2. Местное самоуправление  в Германии

2.1 Условия правового  регулирования местного самоуправления

Юридическая и фактическая  самостоятельность органов местного самоуправления в ряде современных  государств носит особенный специфический  характер. Их самостоятельность иная, чем самостоятельность автономных образований, так как органы местного самоуправления не обладают законодательными полномочиями, поскольку они могут  действовать только на основе и в  рамках законодательных актов, изданных центральными законодательными органами всей страны или субъекта федерации, если это федеративное государство.

В Германии выделяют три  условия правового регулирования  местного самоуправления: федеральное  законодательство, законодательство отдельных  земель и принимаемые самими общинами правовые установления.

       Федеральный уровень.

       На этом уровне Основным Законом ФРГ (§§1-3 ст. 28) установлено, что вопросы местного самоуправления находятся в компетенции федеральных земель, и Федерация не вмешивается в политику федеральных земель в отношении местного самоуправления. Согласно параграфу 1: “Конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного Закона. В землях, округах и муниципалитетах граждане должны иметь представительства, избранные путем всеобщих, свободных и равных выборов при тайном голосовании. В муниципалитетах выборный территориальный орган может заменяться муниципальным собранием”.

В соответствии с параграфом 2: “Муниципалитетам должно быть предоставлено  гарантированное право разрешать  в рамках закона все их местные  дела под свою ответственность. Ассоциации муниципалитетов также пользуются правом самостоятельности в рамках их законных полномочий и в соответствии с положениями законодательства”. В 3-м же параграфе “Федеральное правительство гарантирует соответствие конституционного устройства земель основным правам и положениям, изложенным в  §§1,2”. Таким образом, на федеральном  уровне установлены только основные права и гарантии местного самоуправления.

       Уровень федеральных земель.

Конституции земель содержат подробные положения, регламентирующие форму и объем полномочий местных  органов власти. Конституции земель должны соблюдать гарантии, предоставляемые  ст. 28 Основного Закона. Столь значительное различие в компетенциях федерального уровня России и Германии в отношении  местного самоуправления объясняется  тем, что германское федеративное государство  сложилось в результате объединения  суверенных государств. Российская же Федерация складывалась путем передачи части полномочий федерального центра субъектам Федерации, находящимся  только в процессе своего становления. Строго унифицированного порядка в  организации власти на уровне федеральных  земель не существует, потому этот порядок  в различных землях может значительно  отличаться.

 В частности, в некоторых  федеральных землях предусмотрен  промежуточный уровень власти (между  органами власти федеральной  земли и местным самоуправлением). Этот уровень в Германии называют  средним уровнем. По правовому  статусу органы власти среднего  уровня представляют собой территориальные  подразделения органов власти федеральных земель. Основная задача данного уровня государственной власти федеральных земель, - обеспечение контроля за соблюдением законодательства всеми нижестоящими уровнями власти.

Информация о работе Местное (коммунальное) самоуправление Германии как самостоятельная муниципальная система (модель)