Модели местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 20:49, реферат

Краткое описание

В условиях социально-экономической реформы возрастает роль местного самоуправления как фактора демократизации общественной жизни, необходимой предпосылки становления гражданского общества.
Являясь одним из элементов конституционного строя Российской Федерации, местное самоуправление имеет важное значение для формирования российской государственности.

Содержание

Введение ..………………………………………………………………………2
Глава I. Сущность местного самоуправления
Понятие органов местного самоуправления…..………………………3
Структура органов местного самоуправления …..……………………4
Компетенция органов местного самоуправления.….…………………6
Глава II. Модели местного самоуправления
Отечественные модели …...…………………………………………………8
Зарубежные модели ………………………………………………………...10
Заключение …………………………………………………………………….12
Глоссарий….……………………………………………………………………13
Список использованной литературы ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 37.41 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение ..………………………………………………………………………2

Глава I. Сущность местного самоуправления

  1. Понятие органов местного самоуправления…..………………………3
  2. Структура органов местного самоуправления …..……………………4
  3. Компетенция органов местного самоуправления.….…………………6

Глава II. Модели местного самоуправления

    Отечественные модели …...…………………………………………………8

    Зарубежные модели  ………………………………………………………...10

Заключение …………………………………………………………………….12

Глоссарий….……………………………………………………………………13

Список использованной литературы ………………………………………14 
ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях социально-экономической реформы возрастает роль местного самоуправления как фактора демократизации общественной жизни, необходимой предпосылки становления гражданского общества. 
Являясь одним из элементов конституционного строя Российской Федерации, местное самоуправление имеет важное значение для формирования российской государственности. В нем наиболее полно реализуется идея приближения власти к ее источнику – народу. В настоящее время становится все более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если ликвидировать вообще местное самоуправлении, развитие которого имеет большое практическое значение для решения задач, связанных с организацией территориального управления. Этические и исторические особенности России, сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация делают затруднительным и даже невозможным управление огромной страной только из центра; поэтому организация общественной жизни должна включать и механизмы саморегулирования территорий, местных обществ, что сейчас и происходит в нашей стране. Процесс становления местного самоуправления в России уже во всю развит, но идет он сложно, противоречиво. Часто возникают недовольства деятельности руководителей местных органов самоуправления.  Сейчас эти трудности преодолеваются, создается нормативно-правовая база местного самоуправления, совершенствуются его функции, полномочия, структура и основные направления.

 

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

  1. ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Органы местного самоуправления - в РФ выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.  К органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований; органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Законодательство РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме помимо представительных органов относит к органам местного самоуправления, также, выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых, непосредственно, гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ. 1 Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы самоуправления. Особое место в демократической системе управления обществом и государством этих органов определяется тем, что их наличие обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения муниципальных образований с учетом исторических и иных местных традиций. С помощью органов местного самоуправления осуществляется и организация власти на местах, обеспечивается самостоятельное решение гражданами вопросов местного значения, организационное обособление управления местными делами в общей системе управления обществом и государством2.

Еще одно определение рассматриваемого понятия: местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций3.

местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти4.

Население самостоятельно определяет организационную структуру местного самоуправления своего муниципального образования: органов местного самоуправления и других организационных форм осуществления местного

 

 

2. СТРУКТУРА ОРГАНОВ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Структуру органов местного самоуправления составляют

1) представительный орган муниципального образования (дума, муниципальное собрание, муниципальный комитет, совет и т.п., представляющие собой коллегиальный орган местного самоуправления. Они состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и в соответствии с порядком, установленным Законом об общих принципах организации местного самоуправления (ст.15),

2) глава муниципального образования,

3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования),

4) контрольный орган муниципального образования,

5) иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

При отсутствии инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

 

 

3. КОМПЕТЕНЦИЯ  ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

В современных российских условиях компетенция местного самоуправления формируется следующим образом:       

  1. Базовая компетенция прямо устанавливается федеральными законами;        
  2. субъектам Российской Федерации предоставляется право расширять перечень вопросов местного значения, которые муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению;       
  3. Муниципальные образования вправе также принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований  и органов государственной власти;          
  4. Органы местного самоуправления могут наделяться соответствующими законам отдельными полномочиями. 

 

                    Исходя из цели существования местного самоуправления, можно сформулировать задачи этого социального института:

1. Преодоление апатии  населения к участию в решении  проблем местного уровня.

2. Обеспечение гарантий  участия в местном самоуправлении  для желающих.

3. Осуществление взаимодействия  с другими сообществами.                    

Конституция Российской Федерации подробно оговаривает компетенцию государственных органов, как федеральных, так и органов субъектов Российской Федерации. Закрепляя в пункте 1 статьи 132 компетенцию органов местного самоуправления, Конституция, однако, не дает развернутого перечня вопросов местного уровня, а лишь говорит, что "...Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают другие вопросы местного значения". Таким образом, можно предположить, что компетенция органов местного самоуправления начинается там, где заканчивается компетенция органов государственной власти».

Пунктом 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусматривает-ся возможность наделения органов местного самоуправления отдельными го-сударственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Наделение полномочиями может осуществляться двумя способами:

- Передачей

- Делегированием.

 

ГЛАВА II. МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

  ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ  МОДЕЛИ

 

Местное самоуправление в России имеет давнюю историю.

Во времена IX-XIII вв. в Древней Руси существовала вечевая демократия. Суть ее заключалась в том, что все функции управления принадлежали  ста-рейшинам. Они принимали важные решения, осуществляли правосудие.

Позже, в XIV – XV вв. установилось слободское управление, когда управле-ние осуществляли черные и белые слободы.

В XVI – XVII вв. в роли местного самоуправления выступало казачье войсковое самоуправление, где с помощью непревзойденной решительности и ораторского мастерства управленческие решения принимал гетман казацкого войска. Он давай указания кому и что делать, принимал решения о вступлении в войну, согласовываясь с войском.

Следующим этапом развития местного самоуправления стало образование крестьянской общины. Самоуправление так и называлось – крестьянское общинное самоуправление. Это были XVI-XIX века.

Предпоследним этапом становления современного местного самоуправления является земское и городское самоуправление, которое соответствует второй половине XIX – началу XX века. Все эти модели существовали раннее на протяжении развития истории нашего государства.

Российская модель организации местной власти. Причины, чему способство-вало создание именно такой системы в отличие от англо-саксонской и конти-нентальной.

  1. Природно-климатические условия.
  2. История.
  3. Социально-экономические условия, которые происходят в стране.

В связи с этим выработаны 6 моделей организации местной власти.

  1. Есть глава муниципального образования, глава представительного органа и есть, так называемый, сити менеджер.

Глава муниципального образования избирается непосредственно населением, является высшим должностным лицом. Он же является исполняющим обязанности председателя представительного органа и входит в состав депутатов. Функции администрации исполняет сити менеджер – человек-контрактник.

  1. Та же модель, но глава муниципального образования выбирается из состава представительного органа.
  2. Сильная модель. Глава м.о. является представителем администрации и исполняющим обязанности председателя исполнительного органа.
  3. Глава м.о. и представительный орган избираются непосредственно населением. Глава м.о. является главой администрации и высшим должностным лицом. Он подотчетен представительному органу.
  4. Условие этой модели – население менее 100 человек. Следовательно, в таких районах там нет. Его функции исполняет сход граждан. Глава муниципального образования избирается населением и возглавляет администрацию.
  5. Глава м.о. является высшим должностным лицом и исполняющим обязанности председателя представительного органа. Ядром этой модели является то, что существуют поселения, и они образуют муниципальные образования. Депутаты и глава образуют представительные органы. Местная администрации полностью подконтрактна и подотчетна представительному органу5.

Что касается территориальных моделей местного самоуправления, то существуют:

Одноуровневая (внутриобластные районы выведены из районного подчинения).

Двухуровневая:1уровень - внутриобластные районы, входящие в их состав

Сельские административные единицы и небольшие города; 2 уровень – города областного подчинения и входящие в состав этих городов внутригородские районы.

Информация о работе Модели местного самоуправления