Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 14:57, реферат

Краткое описание

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее – Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года.
Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция-долгосрочного-социально-экономического-развития-России.doc

— 846.50 Кб (Скачать файл)

Наряду с приоритетным развитием человеческого капитала и сервисной экономики важнейшим сектором реализации знаний, занятости населения и производства доходов в предстоящие 10-15 лет будут базовые отрасли промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора. Именно в этих секторах Россия обладает значительными конкурентными преимуществами, и в то же время именно здесь накопились основные барьеры роста и провалы в эффективности.  Интенсивное технологическое обновление всех базовых секторов экономики, опирающаяся уже на новые информационные нано-и биотехнологии является важнейшим условием успеха инновационного социально-ориентированного развития и успеха страны в глобальной конкуренции.

В настоящее время проекты в сфере высокотехнологичных отраслей и услуг не могут быстро обеспечить значимый вклад в рост ВВП в силу неразвитости этих сфер и недостаточно высокой конкурентоспособности их продукции. Все машиностроительные производства создают около 3% ВВП, тогда как нефтегазовый комплекс и сырьевые отрасли – 28-30% ВВП.

К 2020 году в российской экономике назреет смена лидера роста. Потенциал вклада в ускорение ВВП наукоемкой продукции и «экономики знаний» на рубеже 2014-2017 годов может сравняться с вкладом традиционных секторов и превысить вес вклада нефтегазового комплекса. Перспективы структурной перестройки экономики и ее диверсификации определяются возможностью решения триединой задачи:

обеспечения поступательного развития нефтегазового комплекса, перехода к новым технологиям добычи и переработки топлива, увеличения спроса на отечественные машины и оборудование;

модернизации сырьевых и перерабатывающих производств, увеличения глубины переработки сырья, снижения энергоемкости производства и повышения его экологичности, расширения присутствия на мировых рынках сырьевых товаров10;

ускорения роста высоко- и среднетехнологичных производств, экономики интеллектуалоемких  услуг, выхода предприятий на внешние и внутренние рынки с новой конкурентоспособной продукцией с высокой долей добавленной стоимости.

В настоящее время в высоко- и среднетехнологичных секторах наибольшими конкурентными преимуществами Россия обладает в сфере оборонных производств (авиационных, судостроительных, ракетно-космической промышленности и т.д.). Однако отставание гражданских высоко- и среднетехнологичных отраслей (электроники, гражданского авиастроения, автомобилестроения и др.) не только лишает российскую промышленность перспектив прорыва на мировых рынках и эффективного импортозамещения, но и создает в долгосрочной перспективе угрозу утраты имеющихся заделов в оборонных производствах.

 В этих условиях государство вынуждено  принимать активные усилия не только по модернизации оборонного комплекса, но и стимулировать развитие двойных технологий, технологическое обновление таких массовых секторов как автомобилестроение, транспортное машиностроение, станкостроение и др., которые имеют решающее значение для повышения среднего технологического уровня промышленности и импортозамещения.

Масштаб накопившихся структурных диспропорций и сильная конкуренция иностранной продукции в условиях укрепления курса рубля и растущей стоимости энергии и рабочей силы препятствуют эффективной структурной диверсификации промышленности и экономики в целом. Успех диверсификации во многом зависит от становления инновационно-промышленной политики – оптимального сочетания программ и отдельных мероприятий по стимулированию конкуренции и предпринимательской инициативы, и государственной поддержки системных прорывных проектов, прежде всего, в рамках частно-государственного партнерства.

Необходимые изменения в структуре производства могут произойти только при усилении свободы действия конкуренции, предпринимательских инновационных элементов в поведении бизнеса, формировании как мощного слоя малого и среднего бизнеса, так и крупных российских компаний, играющих значимую роль на мировых рынках.

5.1. Развитие национальной инновационной системы и технологий 11

Переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы – системы институтов, механизмов и инфраструктуры поддержки инновационной деятельности во всех сферах экономики и общественной жизни. Для создания эффективной национальной инновационной системы необходимо:

повысить спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики: в настоящее время инновационная активность сконцентрирована в узком числе секторов, а технологическое обновление производства преимущественно опирается на импорт технологий, а не на отечественные разработки;

повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки): в настоящее время происходит постепенная утрата созданных в предыдущие годы заделов, старение кадров, имеет место снижение уровня исследований, слабая интеграция в мировую науку и мировой рынок инноваций, и отсутствие ориентации на потребности экономики;

преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры: многие элементы инновационной инфраструктуры созданы, но они пока не поддерживают инновационный процесс на протяжении всей цепочки генерации, коммерциализации и внедрения инноваций.

Цель создания национальной инновационной системы – обеспечение создания и распространения инноваций во всех отраслях экономики, включая масштабное технологическое обновление производства на основе передовых научно-технических разработок, создание конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, формирование у населения и предприятий модели инновационного поведения. Это позволит обеспечить научное и технологическое лидерство России в мире по направлениям, определяющим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность.

Основными показателями достижения данной цели являются:

доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 15% в 2010 году и до 40-50% в 2020 году (2007 г. -13%);

доля  России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг достигнет не менее 5-10 %  в 5-7 и более секторах  к 2020 году (в т.ч. атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение, отдельные ниши на рынке программного обеспечения);

удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2% к 2020 году  (2007 г. – 0,3%);

валовая добавленная стоимость инновационного сектора в ВВП  составит 17-20% к 2020 году (2007 г. - 10-11%);

удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 6-7% в 2010 году и до 25-35% в 2020 году (2007 г. -  5,5%);

внутренние затраты на исследования и разработки повысятся  до 2,5-3,0% ВВП в 2020 году (2007 г. - 1,1%), из них за счет частного сектора больше половины;

Необходимо создать условия для формирования инновационной модели бизнеса, характеризующейся постоянным наращиванием инвестиций в инновации, обновлением продукции и технологий, завоеванием новых рынков. Государство сосредоточится на создании потенциала для будущего развития через придание инновационного характера системе образования, модернизацию сектора научных исследований, компенсацию «провалов рынка», осуществление селективной поддержки отдельных направлений технологического развития, выделяемых в качестве приоритетных, а также через создание системы стимулов для экономических агентов к наращиванию инновационной активности. И бизнес, и государство совместно разрабатывают технологические инициативы (технологические карты), определяющие порядок и направления взаимодействия в перспективных сферах исследований и разработки технологий, совместно оценивают качество созданных институтов стимулирования инновационного развития и элементов инновационной инфраструктуры.

Для достижения указанных целевых показателей инновационного развития будут реализовываться меры по следующим основным направлениям, охватывающим спрос и предложение инноваций, а также их институциональную инфраструктуру:

Поддержка инновационного бизнеса  и расширение спроса на инновации в экономике:

развитие конкурентной среды и, прежде всего, среды для технологической конкуренции и конкуренции в инновациях;

стимулирование инвестиций в модернизацию технологической базы, проведение исследований и разработок, коммерциализацию их результатов, капитализацию интеллектуальной собственности – посредством налоговых и  иных инструментов стимулирования;

создание условий для эффективной рыночной оценки накопленной и создаваемой интеллектуальной собственности и ее использования для повышения капитализации компаний,  упрощение оборота нематериальных активов, вовлечение в экономическую деятельность объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет бюджетных средств;

поддержка создания и развития малого и среднего инновационного бизнеса, в том числе путем:

    • сокращения административных барьеров для старта и развития инновационного бизнеса;
    • формирования требований по передаче малому и среднему инновационному бизнесу части государственных заказов на НИОКР.

создание благоприятных условий для развития новых высокотехнологических секторов экономики, в том числе путем совершенствования регулирования на соответствующих рынках продукции (услуг), оптимизации существующих инструментов поддержки инноваций применительно к особенностям перспективных секторов экономики;

формирование в государственном секторе экономики, а также в сфере естественных монополий дополнительных стимулов к инновационному развитию путем: 

    • усиления инновационной направленности системы закупок для государственных нужд;
    • введения для субъектов естественных монополий и крупных государственных компаний требований по разработке и принятию программ инновационного развития, формированию и реализации технологических дорожных карт; определения требований по переходу субъектов естественных монополий, крупных государственных компаний к применению тех передовых технологий, которые определяют более высокий уровень технологического уклада повышение энергоэффективности.

Развитие российского научно-образовательного потенциала и повышение его эффективности:

повышение конкурентоспособности российского сектора исследований и разработок, повышение  эффективности и результативности государственных расходов на его поддержку и развитие,  в том числе путем:

    • определения и уточнения приоритетных направлений проведения исследований и разработок на основе долгосрочных прогнозов научного и технологического развития;
    • введения института независимой оценки деятельности научных организаций государственного сектора в соответствии с международной практикой;
    • постепенного увеличения доли конкурсного финансирования научных исследований; расширения роли государственных научно-технических фондов в финансировании фундаментальных исследований; к 2010 г. на конкурсной основе должна распределяться большая часть бюджетных средств для финансирования фундаментальных исследований; 
    • расширения состава инструментов финансирования  государственного сектора науки, включая фундаментальную; опережающего развития инструментов финансирования НИОКР, обеспечивающих рациональное разделение рисков между государством, наукой и бизнесом, увеличение частного софинансирования;  
    • поддержки на конкурсной основе среднесрочных комплексных программ развития ведущих научных и научно-образовательных организаций; 
    • формирования и реализации комплекса мер по развитию негосударственного сектора науки;

создание междисциплинарных «центров превосходства» по прорывным направлениям технологического развития путем создания 5-7 национальных исследовательских центров («национальных лабораторий») и поддержки формирования 10-15 исследовательских университетов. Реорганизация сектора государственных научных центров, направленная на повышение эффективности и конкурентоспособности отечественных разработок, включая поддержку обновления материальной базы опытных и исследовательских работ;

содействие развитию внутрифирменной корпоративной науки, в том числе путем расширения ее доступа к уникальному научному оборудованию в рамках поддерживаемой государством инновационной инфраструктуры (в частности, центрам коллективного пользования), поддержки распространения среди предприятий лучшей практики в организации внутрифирменных инновационных систем;

государственная поддержка развития инжиниринга и проектной деятельности, в том числе путем поддержки проектов по созданию инжиниринговых центров, центров дизайна, сертификационных центров; содействие предприятиям в проведении технологического аудита;

Информация о работе Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации