Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 14:57, реферат

Краткое описание

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее – Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года.
Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция-долгосрочного-социально-экономического-развития-России.doc

— 846.50 Кб (Скачать файл)

формирование системы социальной реабилитации несовершеннолетних и граждан, освобожденных из мест лишения свободы и осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия, создание службы пробации, обеспечивающей социально-психологическое сопровождение лиц, освободившихся из мест лишения свободы и реабилитационное насыщение приговоров судов, в части реализации принудительных мер воспитательного воздействия, реализация технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур;

обеспечение гуманизации пенитенциарной системы, включая обеспечение эффективной образовательной и воспитательной работы в системе исполнения наказаний.

Седьмое - самостоятельным направлением развития институтов поддержки и социальной адаптации населения станет молодежная политика, способствующая социализации подрастающего поколения, формированию у молодежи ценностных установок, обеспечивающих полноценное участие молодежи в экономической и общественной жизни страны. Молодежная политика будет реализовываться по следующим направлениям:

вовлечение молодежи в социальную практику; стимулирование у молодых людей потребности в оказании помощи, проявлении действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке;

развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи;

пропаганда семейных ценностей среди молодежи, формирование механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для становления молодой семьи;

развитие созидательной активности молодежи; внедрение и распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью;

обеспечение формирования целостной системы поддержки способной, инициативной и талантливой молодежи, включая развитие механизмов дополнительного внешкольного, в том числе дистанционного образования, развития системы интернатов для талантливой молодежи, летних научных лагерей и школ, расширения практики предоставления повышенных стипендий, образовательных кредитов и субсидий, предоставляющих возможность для поступления  талантливой молодежи в лучшие отечественные высшие учебные заведения.

 

3.8.  Развитие пенсионной системы

Развитие пенсионной системы на основе заложенных в нее страховых принципов должно осуществляться в целях повышения уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и обеспечения ее финансовой сбалансированности для устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе и предусматривать достижение следующих целевых ориентиров.

1. Обеспечение, начиная с конца 2009 года, минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера и повышение среднего размера трудовых пенсий к 2017 году до величины, обеспечивающей не менее двух с половиной прожиточных минимумов пенсионера.

2. Создание условий для повышения соотношения назначаемых пенсий с индивидуальным утраченным заработком.

Для достижения этих целей необходимо:

введение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по единому для всех организаций и работодателей тарифу, независимо от отраслевой принадлежности;

введение предельного размера годового заработка, на который начисляются страховые взносы, и утрата которого подлежит замещению трудовой пенсией;

определение размера тарифа страхового взноса исходя из необходимого объема финансирования трудовых пенсий, в том числе финансирования базовой части, которая включается в страховую часть и размер которой устанавливается с учетом продолжительности страхового стажа;

увеличение пенсий старшему поколению путем повышения денежной оценки (валоризации) пенсионных прав, приобретенных к началу пенсионной реформы, с учетом продолжительности трудового стажа до 1991 г.

Также необходимо создание обоснованной системы оценки и мониторинга пенсионных обязательств Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

При этом необходимо закрепить за соответствующим федеральным органом функции актуарного оценивания развития пенсионной системы, с целью финансовой оценки государственных пенсионных обязательств перед застрахованными лицами в течение всего страхового периода, обоснования подлежащего индексации объема расчетного пенсионного капитала, и выплат в текущем году, и подготовки обоснованных рекомендаций по необходимой корректировке основных параметров начисления страховых взносов.

Кроме того, необходима реализация мер по укреплению накопительного элемента пенсионной системы путем:

формирования системы софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан государством, а также работодателями;

расширения инвестиционного портфеля государственной управляющей компании в целях предоставления возможности повышения доходности инвестирования средств пенсионных накоплений при условии обеспечения надежности таких вложений;

законодательного урегулирования порядка финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии.

Кроме того, необходимо принять меры по упорядочению налогообложения взносов работодателей в негосударственные пенсионные фонды на цели негосударственного пенсионного обеспечения своих работников с тем, чтобы размеры резервов негосударственных пенсионных фондов стали основой для повышения уровня обеспечения участников негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе Российской Федерации.

 

3.9. Экологизация экономики и  экология человека

В целом уровень экологической нагрузки на российскую экономику пока значительно ниже, чем развитых странах. Россия обладает колоссальными пространствами  девственных территорий, ресурсов пресной воды и леса. Вместе с тем на протяжении многих десятилетий в России формируются полюса экологического неблагополучия (и не только в Европейской части), что негативно отражается на качестве жизни людей, их здоровье и продолжительности жизни.

Динамика основных экологических показателей развития России показывает увеличение негативного воздействия на окружающую среду по суммарным выбросам в атмосферу от стационарных и мобильных источников, объемам образования отходов на фоне снижения уровня их переработки. Снижение объемных показателей сброса загрязненных сточных вод сопровождается увеличением концентрации ряда опасных веществ, в том числе металлов и органики.

Около 15% территории России по экологическим показателям находятся в критическом или околокритическом состоянии. Отмечаются тенденции сокращения видового биологического разнообразия и изменения состояния окружающей среды на фоне потепления климата. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает 56% городского населения. Ситуация с качеством питьевой воды продолжает оставаться крайне неблагоприятной, в первую очередь вследствие сбросов сточных вод в поверхностные водные объекты (более 40% населения страны сталкивается с проблемой качества воды). Экономический подъем при сохранении современного уровня негативного воздействия и непринятии мер по сокращению накопленного экологического ущерба может привести к дальнейшему обострению экологических проблем.

Институциональной основной новой экологической политики должна стать обновленная система экологического регулирования, соответствующая   приоритетам развития страны до 2020 года и новому – постиндустриальному уровню развития российского общества.

Цель экологической политики – значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. Успешная реализация Россией программы экологического развития является важнейшим вкладом России в в сохранение глобального биосферного потенциала и поддержание глобального экологического равновесия.

Выделяются следующие основные направления экологизации экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека.

Первое направление, «экология производства» - поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду от всех антропогенных источников. 

Основными элементами этого направления должны стать новая система нормирования допустимого воздействия на окружающую среду, предусматривающая отказ от установления индивидуальных разрешений по каждому предприятию и установление нормативов и планов поэтапного снижения загрязнения до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям, и создание развитой индустрии по утилизации отходов.

Целевым ориентиром является снижение удельных уровней воздействия на окружающую среду в 3-7 раз в зависимости от отрасли.

Второе, «экология человека» - создание экологически безопасной и комфортной среды проживания населения, мест его работы и отдыха, иной социальной активности.

Необходимо на нормативном уровне установить нормативы качества воздуха, воды, почвы и других важных экологических характеристик, соответствующих как минимум безопасному уровню воздействия этих сред на здоровье человека. Одновременно, для этих территорий следует императивно установить нормативы допустимой антропогенной нагрузки, осуществление которой обеспечивает не превышение нормативов качества природной среды. Тем самым будут установлены количественные и качественные ориентиры для разработки  местных экологических программ и поэтапного снижения негативного воздействия от субъектов экономической деятельности. Одной из целей введения нормирования качества среды должно стать определение территорий, концентрация загрязнения на которых квалифицируется как «опасная», что создает угрозу здоровью и жизни проживающего населения.

Это направление включает в себя ликвидацию накопленного загрязнения, восстановление эродированных, захламленных территорий. Обеспечение эффективной санитарии, управление бытовыми отходами, пропаганда здорового образа жизни. Следует разработать специальные экологические медико-биологические нормы безопасности и комфортности среды проживания человека, осуществлять специализированный мониторинг.

Целевыми показателями реализации этого направления к 2020 году является сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения не менее чем в 5 раз, сокращение количества жителей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях не менее чем в 4 раза.

К 2020 году необходимо полностью решить проблему восстановления безопасной среды обитания в регионах экологического кризиса, где проживают около 1 млн. жителей страны.

Третье, «экологический бизнес» - создание эффективного экологического сектора экономики. Этот сектор может включить в себя конкурентоспособный бизнеса в области общего и специализированного машиностроения, бизенс-девелопмента, экологического консалтинга. Роль государства состоит в в формировании правил  осуществления экологического аудита, требований к разработке технологий.

Целевыми показателями прогресса этого направления является рост рынка экологического девелопмента, товаров и услуг в 5 раз и расширение занятости с 30 до 300 тысяч рабочих мест.

Четвертое, «экология природной среды» - сохранение и защита природной среды.

Основу действий в этом направлении будут составлять новые методы территориального планирования, землепользования и застройки, учитывающие экологические ограничения. Следует создать такую систему особо охраняемых природных территорий, которая бы обеспечивала сохранение естественных экосистем в всех природно-климатических регионах страны, делая их центрами сохранения генетического фонда, инкубаторами восстановления исходного биоразнообразия.

Целевыми показателями реализации направления «Экология природной среды» должны стать сокращение региональных различий в сети особо охраняемых природных территорий, повышение биопродуктивности природных систем до безопасных уровней, восстановление видового разнообразия.

Экологизация экономики является не только особым направлением деятельности бизнеса и экономической политики, но и общей характеристикой инновационного развития экономики, тесно связанной с повышением эффективности  ресурсопотребления. В результате повышения технологической и экологической эффективности экономики к 2020 году предполагается снижение уровня «экологического воздействия» в 2-2,5 раза, что позволит выйти на современные  показатели сбережения природы  развитых европейских стран. При этом уровень экологических издержек (затрат на снижение вредных выбросов, утилизацию отходов и восстановление природной среды) могут возрасти до 1-1,5%ВВП в 2020 году.  Для России актуальна задача капитализации ее экологических преимуществ, что должно найти выражении в развитии экологического туризма, продажи чистой воды и др.

 

4. Развитие экономических институтов  и поддержание макроэкономической стабильности

Переход к инновационному социально-ориентированному типу развития невозможен без формирования в России институциональной среды, способствующей росту предпринимательской и инновационной активности на основе свободы творчества, самореализации каждого человека. Такая институциональная среда характеризуется:

Информация о работе Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации