Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 14:57, реферат

Краткое описание

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее – Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года.
Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция-долгосрочного-социально-экономического-развития-России.doc

— 846.50 Кб (Скачать файл)

 достижение средней обеспеченности жильем 27-28 кв.м общей площади на человека в 2015 году и 30-35 кв.м - к 2020 году.

Целевые индикаторы повышения доступности жилья:

К 2012 году:

увеличение объемов ввода жилья до 115  млн. кв. м ;

увеличение объема выдаваемых ипотечных кредитов до 1,5 трлн. рублей в год ( в ценах 2007 года)  или более  1 млн. кредитов ( в ценах 2007 года);

завершение переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу на 1 января 2007 года;

завершение  выполнения имеющихся обязательств по предоставлению государственных жилищных сертификатов военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, обеспечение в 2010 году военнослужащих постоянным жильем, служебным жильем – в 2012 году;

завершение разработки и принятия документов территориального планирования и градостроительного зонирования;

отработка организационно-правовых механизмов проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства;

завершение паспортизации жилого фонда и объектов коммунальной инфраструктуры;

формирование в городах с населением свыше 100 000 человек конкурентного профессионального рынка услуг по управлению жилой недвижимостью частными организациями;

введение местного налога на недвижимость в жилищной сфере.

К 2020 году:

увеличение объемов ввода жилья до 150-160 млн. кв м на базе комплексного освоения территорий и развития застроенных территорий в целях жилищного строительства на основе утвержденной градостроительной документации;

увеличение объема выдаваемых ипотечных кредитов до 4,8 трлн. рублей в год (в ценах 2007 года) или  2,7 млн. кредитов;

 завершение разработки и  принятия технических регламентов, устанавливающих требования в  сферах градостроительства, строительства, эксплуатации  зданий, строений сооружений, производства строительных материалов, изделий, конструкций;

широкое внедрение кредитно-финансовых механизмов жилищного строительства и развития коммунальной инфраструктуры, в том числе на базе институтов частно-государственного партнерства;

функционирование всех форм использования жилищного фонда (проживание в собственном жилье, наем жилья  социального использования, наем частного жилья, некоммерческий наем, проживание в домах жилищно-строительных и жилищных кооперативов и другое);

завершение выполнения обязательств по обеспечению жильем лиц, принятых на учет до 1 марта 2005 года, в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма;

функционирование с поддержкой государства кредитно-финансовых механизмов проведения капитального ремонта и реконструкции многоквартирных домов, в том числе на базе институтов частно-государственного партнерства.

 

3.7. Развитие социальных институтов и социальная политика

Реализация стратегических целей Концепции требует достижения социального согласия, содействия  развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения снижения социального неравенства. Институты, обеспечивающие решение данных задач, должны быть направлены на гармонизацию действий рынков, государства, семьи и социальных сетей по повышению уровня и качества жизни населения,  созданию в России общества равных возможностей.

Для этого, в свою очередь, потребуется модернизация и развитие сектора социальных услуг, адресных программ для бедных и льготных категорий населения. Необходимо обеспечить формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей, помимо социальной защиты, функции социального развития и создающей доступные механизмы «социального лифта» для всех, в том числе и социально уязвимых, категорий населения. Программы поддержки и социальной адаптации  должны быть привязаны к этапам жизненного цикла семьи и гражданина, развиваться на принципах социального контракта, предполагающего взаимные обязательства реципиента и донора, и базироваться на принципах  партнерства, раннего выявления и вмешательства в социально опасные и сложные жизненные ситуации, поддающиеся профилактике.

Основные целевые ориентиры социальной политики:

снижение уровня абсолютной  бедности7 с 13,4%  в 2007 г. до 6-7% в 2020 г. и  относительной бедности, или малообеспеченной части населения с 22% в 2007 г. до 15%  в 2020 г., увеличение среднего класса к 2020 году до более половины населения;

дифференциация населения по уровню доходов (соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных) снизится с 16,8 раз в 2007 г. до 12 раз в 2020 году;

адресность выплаты социальных пособий, привязанных к уровню доходов населения (объем средств, поступающий реально нуждающимся семьям) достигнет  к 2012 в среднем по стране 70-80% (в 2007 г. по экспертным оценкам – 40-50%), а охват бедного населения государственными социальными программами к 2020 г. достигнет 100% ( в 2007 г. по экспертным оценкам – 60%);

удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов, вырастет в 2010 году до 42-45% против 31-40,3 % в 2006-2007 годах, а к 2020 г. – до 50-60%;

в 2012-2015 годах будет решена проблема беспризорности;

к 2012 году будет решена проблема обеспечения детей дошкольного возраста услугами дошкольного содержания и воспитания;

к 2020 году  будет решена одна из самых острых проблем пожилого населения – полного удовлетворения потребности в постоянном постороннем уходе;

к 2020 году преобладающими станут  семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

к 2020 году уровень занятости инвалидов в Российской Федерации достигнет среднеевропейского и составит 40% от числа инвалидов;

охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования возрастет с 46-46,5% в 2006-2007 годах до 70 и более процентов в 2010-2015 годах;

сформируется  эффективная система институтов, обеспечивающих поддержку и содействие социальной адаптации граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении.

Долгосрочная  политика социальной поддержки населения включает следующие приоритетные направления.

Первое – улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов.

Основным фактором  борьбы с бедностью и улучшения благосостояния являются высокие темпы экономического роста и, прежде всего, создание эффективных рабочих мест и рост заработной платы.. Огромное влияние на улучшение социальной ситуации окажут позитивные изменения в системах образования и здравоохранения как за счет повышения доступности и качества их услуг, снижения неформальных соплатежей, что освободит бюджеты домохозяйств от значительных дополнительных расходов, так и за счет позитивного воздействия обновленной системы образования на возможности успешной экономической деятельности населения.

Однако экономический рост не ведет автоматически к преодолению бедности и может сопровождаться увеличением неравенства и социальной нестабильности. Формирование  климата доверия и снижение бедности требуют адресной  социальной политики, направленной на поддержку уязвимых групп общества, противодействие их маргинализации и вовлечение в активные экономические и гражданские процессы.

 Решение данной задачи будет достигаться за счет:

усиления социальной поддержки отдельных категорий населения (повышение размеров пособий, пенсий до уровня, гарантирующего минимальное текущее потребление);

повышения адресности пособий, с тем, чтобы максимальная часть бюджетных средств, выделяемых на эти цели, доходила до реально нуждающихся, для чего будет радикально повышена эффективность системы выплаты пособий в части проверки нуждаемости;

внедрения системы социальных контрактов при предоставлении адресной помощи бедным - предоставление социальной помощи при условии соблюдения стороной контракта, получающей социальную помощь, определенных условий, включая поддержание в порядке жилых помещений, участие  в общественных работах, обеспечение нормальных условий проживания и обучения для детей и т.д. Это будет сдерживать иждивенческие настроения и предотвращать маргинализацию населения;

повышения ориентации налоговой системы на проблемы выравнивания уровня доходов через расширение использования налоговых вычетов, введение налога на недвижимость, зависящего от ее рыночной стоимости, что позволит более справедливо распределить нагрузку между группами населения с разным уровнем дохода.

Второе - улучшение положения детей и поддержка семьи:

развитие программ социального сопровождения и  помощи семье в воспитании малолетних детей путем развития детских дошкольных учреждений, профилактики семейного неблагополучия;

укрепление системы профилактики безнадзорности, консолидация действий   федеральных, региональных и местных социальных институтов, направленных  на решение данной проблемы;

повышение эффективности и доступности сети социальных служб, деятельность которых связана с  профилактикой семейного  неблагополучия и предоставлением социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении, и дезадаптированным детям;

полное завершение к 2020 году процесса модернизации и развития системы социального обслуживания семей и детей в соответствии с международными стандартами социального обслуживания семей и детей развитых европейских стран;

обеспечение приоритета различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей; усовершенствование порядка и процедуры усыновления детей, приема детей в замещающие семьи;

создание системы реабилитации детей-инвалидов, обеспечивающей комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от форм его воспитания.

Третье - реабилитация и социальная интеграция инвалидов:

организационное и институциональное  совершенствование систем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

повышение уровня социальной интеграции инвалидов и реализация мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта;

создание инфраструктуры реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, формирование реабилитационной индустрии по выпуску современных технических средств реабилитации;

укрепление материально-технической базы учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитационных учреждений и протезно-ортопедических предприятий.

Четвертое - социальное обслуживание лиц старших возрастов:

развитие всех форм предоставления услуг социального обслуживания лиц старших возрастов (нестационарной, полустационарной, стационарной и срочной социальной). При этом приоритетной формой социального обслуживания в нестационарных условиях останется предоставление социально-бытовых услуг на дому;

увеличение сети стационарных учреждений социального обслуживания до уровня, соответствующего потребностям населения в постоянном уходе;

формирование сети  комфортных  пансионов для пожилых для постоянного и временного проживания.

Пятое - развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций (НКО) в сфере оказания социальных услуг:

преобразование большинства  государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие организации  и создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг;

обеспечение равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм, сокращение административных барьеров в сфере деятельности НКО;

создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки НКО, оказывающих социальные услуги населению, реализация органами государственной власти и местного самоуправления программ в области поддержки развития НКО, сокращение административных барьеров в сфере деятельности НКО, введение налоговых льгот для НКО, предоставляющих социальные услуги;

содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства);

Шестое - формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений, включая:

интеграцию лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, внедрение моделей и программ развития навыков и умений самостоятельной жизни у людей, испытывающих трудности в интеграции и социализации;

Информация о работе Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации