Иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы. Глава 5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уже в своем наименовании разделяет формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и формы его участия в осуществлении местного самоуправления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Формы прямого волеизъявления граждан……………………………..6
1.1 Местный референдум…………………………………………………..6
1.2 Муниципальные выборы……………………………………………..10
1.3 Собрания, сходы, конференции граждан…………………….…...…15
Глава 2. Иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправлении………………………………………………………………….20
2.1 Опрос граждан ………………………………………………………..20
2.2 Обращения в органы местного самоуправления………………..…..21
2.3 Правотворческая инициатива граждан…………………………....…24
2.4 Участие в публичных слушаниях………………………………..…..26
Заключение…………………………………………………………………….....31
Библиографический список……………..............................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

ФОРМЫ ВОЛЕИЗЪВЛЕНИЯ.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию.

Конференция граждан (собрание делегатов). В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан13.

Порядок назначения и проведения конференции граждан, избрания делегатов определяется уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Итоги конференции граждан подлежат официальному опубликованию.

Как уже говорилось, порядок организации и проведения собраний, сходов, конференций в  настоящее время на уровне субъектов Российской Федерации регулируется законами о местном самоуправлении и законами об общих собраниях (сходах) граждан.

Такие специальные  законы уже приняты примерно в 50 субъектах Российской Федерации. На муниципальном уровне эти вопросы регулируются уставами муниципальных образований, положениями о собраниях, сходах, конференциях граждан.

 

ГЛАВА 2. ИНЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

2.1 Опрос  граждан.

В статье 31 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» впервые введен термин «опрос». В законе предусмотрено, что опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

В опросе имеют  право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Опрос граждан проводится по инициативе:

1) представительного  органа муниципального образования  или главы муниципального образования  - по вопросам местного значения;

2) органов государственной  власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

1) дата и сроки  проведения опроса;

2) формулировка  одного или нескольких вопросов, предлагаемых при проведении  опроса;

3) методика проведения  опроса;

4) форма опросного  листа;

5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется за счет средств:

1) местного бюджета  - при проведении опроса по  инициативе органов местного  самоуправления;

2) бюджета субъекта  Российской Федерации - при проведении  опроса по инициативе органов  государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

2.2 Обращения в органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право  обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В названной статье закреплено, что правом на индивидуальные и коллективные обращения обладают только граждане Российской Федерации. Но возможно обращение иностранцев и лиц без гражданства в органы местного самоуправления в связи с необходимостью защиты их нарушенного права. Поэтому в отличие от остальных форм участия населения в местном самоуправлении представляется целесообразным предоставление права на обращения не только гражданам Российской Федерации, но и иностранцам и лиц без гражданства. Обращение в органы местного самоуправления и к их должностным лицам является важной формой участия населения в местном самоуправлении14.

В названном  Законе предусматривается возможность индивидуальных и коллективных обращений в органы местного самоуправления. Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. За нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращен граждан в органы местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации устанавливается административная ответственность. Как правило, правовой основой обращения жителей муниципального образования на уровне субъектов Российской Федерации являются законы о местном самоуправлении и об обращениях граждан в орган местного самоуправления.

Принято выделять несколько видов обращений: заявления, предложения, жалобы и ходатайства15.

Заявление - обращение гражданина по поводу реализации принадлежащего ему права или интереса, закрепленного законодательно. Заявление не связано с нарушением прав и законных интересов гражданина и, как правило, содержит просьбу об удовлетворении конкретных нужд и потребностей (например, об улучшении жилищных условий, назначении пенсий или других выплат, освобождении от налогов или предоставлении налоговых льгот).

Жалоба - обращение  гражданина по поводу восстановления нарушенных (действием или бездействием) прав и законных интересов.

Предложение - обращение  гражданина, направленное на улучшение  порядка организации и деятельности органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений на территории муниципального образования, на решение  вопросов местного значения (например, по улучшению благоустройства муниципального образования, по повышению качества работы пассажирского транспорта).

Ходатайство - обращение  гражданина с просьбой о признании  за каким-либо лицом определенного  статуса, прав или свобод. Такой вид обращений граждан, как ходатайство, встречается в законодательстве достаточно редко.

Сроки рассмотрения обращений граждан не могут превышать  более одного месяца. При необходимости  проведения дополнительных проверок, выяснения вновь возникших обстоятельств руководитель органа местного самоуправления вправе продлить сроки рассмотрения обращения, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом автору обращения. Обращения военнослужащих и членов их семей разрешаются безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления обращения в орган, обязанный разрешить вопрос по существу. Руководитель может продлить сроки разрешения обращения, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом автору обращения.

Должностные лица и руководители по требованию граждан обязаны знакомить их с материалами, результатами проверок, сообщать гражданам устно или письменно об итогах рассмотрения их обращений и принятых мерах.

Признав изложенные в обращении граждан факты  обоснованными, должностное лицо или  руководитель принимает меры по разрешению поставленных вопросов и устранению выявленных нарушений. Гражданам отказывается в удовлетворении их просьбы, если факты не нашли подтверждения либо просьбы не признаны обоснованными. В случаях, предусмотренных законом, депутаты, должностные лица и руководители могут рекомендовать гражданам разрешать вопросы в судебном порядке.

Неправомерный отказ в рассмотрении обращений  граждан, нарушение сроков рассмотрения обращений граждан, принятие заведомо необоснованного, незаконного решения, предоставление недостоверной информации либо разглашение сведений о частной жизни гражданина, а также другие нарушения законодательства об обращениях граждан влекут за собой ответственность виновных должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданин, несогласный  с решением, принятым по его обращению, Имеет право обжаловать его вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или руководителю. Действие (или бездействие) должностных лиц и руководителей по рассмотрению и разрешению вопросов, поставленных в обращениях граждан, в случаях, предусмотренных действующим законодательством и данным Законом, могут быть обжалованы в судебном порядке.

 

2.3 Правотворческая инициатива граждан.

Правотворческая инициатива граждан является одной из форм непосредственной демократии на местном уровне, решение которой носит рекомендательный характер. Положение правотворческой инициативы в системе форм прямого волеизъявления граждан определяется тем, что она применяется как способ участия населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления.

Правотворческая инициатива - это право населения  муниципального образования участвовать  в разработке и обсуждении местных  нормативных актов. Правотворческую  инициативу также определяют, как вхождение в компетентный орган с предложением принять нормативный юридический акт, а зачастую и внесение проекта такого акта. Правотворческая инициатива представляет собой обращение жителей муниципального образования к органам и должностным лицам местного самоуправления, содержащее указание на необходимость, а часто и конкретный способ урегулирования общественных отношений в сфере местного самоуправления. Вместе с тем было бы неверно относить правотворческую инициативу к разновидностям обращений граждан.

По мнению Н. В. Постового, следует различать  два вида правотворческой инициативы граждан16:

- инициатива, выражающаяся  в разработке проекта нормативного  акта (проекта о внесении изменений  и дополнений в нормативно-правовой  акт);

- инициатива, выражающаяся в сборе подписей в поддержку предложения о принятии проекта нормативного акта (проекта о внесении изменений и дополнений в нормативно-правовой акт).

В соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке  реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Представителям  инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

Мотивированное  решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового  акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально, в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

 

2.4 Участие в публичных слушаниях.

Публичные слушания - публичное обсуждение какой-либо важной государственно-общественной проблемы, в том числе тогда, когда в представительный орган внесен соответствующий проект нормативного акте или он уже находится в процессе рассмотрения17. Публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об  общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

В вышеназванной  статье федерального закона устанавливается, что на публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава  муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;

2) проект местного  бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов  и программ развития муниципального  образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

Информация о работе Иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправлении