Иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы. Глава 5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уже в своем наименовании разделяет формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и формы его участия в осуществлении местного самоуправления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Формы прямого волеизъявления граждан……………………………..6
1.1 Местный референдум…………………………………………………..6
1.2 Муниципальные выборы……………………………………………..10
1.3 Собрания, сходы, конференции граждан…………………….…...…15
Глава 2. Иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправлении………………………………………………………………….20
2.1 Опрос граждан ………………………………………………………..20
2.2 Обращения в органы местного самоуправления………………..…..21
2.3 Правотворческая инициатива граждан…………………………....…24
2.4 Участие в публичных слушаниях………………………………..…..26
Заключение…………………………………………………………………….....31
Библиографический список……………..............................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

ФОРМЫ ВОЛЕИЗЪВЛЕНИЯ.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава 1. Формы прямого волеизъявления граждан……………………………..6

1.1 Местный референдум…………………………………………………..6

1.2 Муниципальные выборы……………………………………………..10

1.3 Собрания, сходы, конференции граждан…………………….…...…15

Глава 2. Иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправлении………………………………………………………………….20

2.1 Опрос граждан ………………………………………………………..20

2.2 Обращения в органы местного самоуправления………………..…..21

2.3 Правотворческая инициатива граждан…………………………....…24

2.4 Участие в  публичных слушаниях………………………………..…..26

Заключение…………………………………………………………………….....31

Библиографический список……………..............................................................33

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  курсовой работы. Глава 5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уже в своем наименовании разделяет формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и формы его участия в осуществлении местного самоуправления. Муниципальные выборы, местный референдум, сходы граждан и отзыв выборных лиц местного самоуправления являются формами прямой демократии, они позволяют населению своим непосредственным волеизъявлением принимать властные решения, реализуя тем самым коллективное право на осуществление местного самоуправления. Однако наряду с этими институтами в арсенале муниципальной демократии имеются другие инструменты, позволяющие гражданам и их коллективам взаимодействовать с органами местного самоуправления, влиять на принятие этими органами правовых решений, реализовывать и защищать право на участие в осуществлении муниципальной власти. Эти дополнительные инструменты муниципальной демократии факультативны, если на практике они по какой-то причине не используются гражданами, то это не препятствует осуществлению органами и должностными лицами местного самоуправления своих полномочий. Однако их факультативность вовсе не означает второстепенность. Напротив, развитость механизмов, позволяющих гармонизировать отношения между муниципальной властью и гражданским обществом, является одним из главных индикаторов совершенства модели местного самоуправления.

Население может  участвовать в управлении делами общества в разных формах. Выделяются такие виды участия, как рекомендательное участие, совещательное участие, решающее участие. В зависимости от преобладания той или иной формы в литературе приводится классификация демократии, в рамках которой называют:

1) консультативную (митинговую) демократию - дает широкие возможности участия населения в управленческом процессе, но реального влияния на сферу принятия решения нет, как нет и ответственности за принятые решения;

2) представительную  демократию - позволяет гражданам  участвовать в создании представительных органов через существующую избирательную систему. Влияние несоизмеримо больше (через депутатский корпус), но так же не определена ответственность за принятые решения;

3) прямую демократию - предполагает  значительные возможности для  непосредственного участия граждан в процессе принятия решений, причем окончательных.

Необходимо констатировать, что самой природе самоуправления больше отвечают формы непосредственного  народовластия, такие, как референдум, выборы, сходы.

Объектом курсовой работы является непосредственное изучение участия граждан в осуществлении местного самоуправления и различные формы его проявления.

Выделяют следующие виды непосредственного волеизъявления на местах: самозаявление гражданами своих запросов; самореализация гражданами собственных запросов; участие граждан в отправлении органами местного самоуправления властно-управленчесих функций; контроль со стороны граждан за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц1.

В соответствии со статьей 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Очевидно, что приведенный перечень является открытым. Аналогичный вывод можно сделать из анализа норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако в названном Законе содержится уже более подробный перечень форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Целью курсовой работы является комплексное исследование форм прямого волеизъявления граждан, а так же иных форм участия населения в осуществлении местного самоуправлении.

Анализируя внешние проявления реализации населением права на местное  самоуправление, можно выделить следующие формы участия населения в местном самоуправлении:

1) местный референдум;

2) опрос граждан;

3) местные выборы;

4) собрания, сходы, конференции граждан;

5) обращение в органы местного самоуправления;

6) правотворческая инициатива;

7) публичные слушания.

Структура работы. Основными структурными элементами содержания данной работы является введение, две главы, разделенные на семь параграфов, заключение и библиографический список. В первой главе раскрыты основные формы прямого волеизъявления граждан, их участие в референдумах и выборах. Так же реализация права участвовать в собраниях, схода и конференциях. Вторая глава посвящена иным формам участия населения в осуществлении местного самоуправлении. Заключение содержит вывод и рекомендации по реализации иных прав граждан в осуществлении местного самоуправления.

 

ГЛАВА 1. ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН

1.1 Местный  референдум.

Местный референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - голосование по наиболее важным вопросам местного значения.

В Федеральном  законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» местный референдум определяется как референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

В ряде субъектов  Российской Федерации местный референдум определяется как голосование граждан, проживающих в границах территории муниципального образования, по важным вопросам местного значения. Местный референдум представляет собой голосование за или против какого-то проекта нормативного акта или предлагаемого решения. Этим референдум отличается от выборов, когда избиратели голосуют за или против кандидата (списка кандидатов)2.

Порядок организации  и проведения местного референдума во многом похож на организацию и проведение местных выборов - те же требования к избирателям, по таким же принципам составляются списки участников референдума, комиссии референдума, одинаковые правила действуют при проведении предвыборной агитации и т. п. Поэтому на федеральном уровне установлены единые гарантии для выборов и референдума названным выше Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»3.

В части 10 статьи 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляется, что гарантии права граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом, порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется законом субъекта Российской Федерации.

Законы о  местном референдуме приняты  примерно в 80 субъектах Российской Федерации; в некоторых субъектах  Российской Федерации эти вопросы регулируются избирательными кодексами.

Федеральное законодательство регулирует только один вид референдума - обязательный. Решения, принятые на местном референдуме в пределах его компетенции, имеют обязательный характер для органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования, а также граждан4. Все попытки субъектов Российской Федерации предусмотреть консультативный референдум противоречат федеральному законодательству. В таких случаях следует использовать другие термины - «опрос граждан» или «плебисцит».

На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод5. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

1. о досрочном  прекращении или продлении срока  полномочий органов местного  самоуправления, приостановлении осуществления  ими своих полномочий, а также  о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

2. о персональном  составе органов местного самоуправления;

3. об избрании  депутатов и должностных лиц,  об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

4. о принятии  или об изменении соответствующего  бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

5. о принятии  чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Установление  иных ограничений для вопросов, выносимых  на референдум, кроме указанных выше, не допускается.

Для правового  регулирования законодательными органами субъектов РФ вопросов, выносимых  на местный референдум, характерно несколько подходов. В законе субъекта Российской Федерации о местном референдуме:

1. закрепляется, что на местный референдум  могут быть вынесены вопросы  местного значения, находящиеся  в ведении органов местного  самоуправления и непосредственно затрагивающие интересы населения;

2. закрепляется, что на местный референдум  могут выноситься вопросы в  соответствии с приведенным перечнем. Такой перечень может включать: принятие и изменение устава муниципального образования; структуру органов местного самоуправления; установление и изменение границ муниципального образования: использование земель на территории муниципального образования; строительство промышленных объектов; обсуждение возможности строительства и запрещение эксплуатации объектов, наносящих вред окружающей среде; планы и программы развития территории; необходимость введения местных налогов и сборов; изменение профиля объектов и предприятий муниципальной собственности6.

3. обозначен  перечень вопросов, которые не  могут выноситься на местный референдум.

В местном референдуме  имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Референдум  признается состоявшимся, если в голосовании  приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие  в референдуме. Решение считается  принятым на референдуме, если за него в целом по территории проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Принятое на местном референдуме решение  подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение могут быть обжалованы в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

 

1.2. Муниципальные выборы.

Согласно ст. 3 Конституции РФ народ является единственным источником власти в РФ, народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Наиболее массовой формой прямого волеизъявления жителей муниципального образования являются муниципальные выборы. Право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления является конституционным правом граждан РФ, а также общим принципом организации и деятельности местного самоуправления.

В ч. 1 статьи 23 закрепляются цели муниципальных выборов:

- избрание депутатов  представительного органа муниципального  образования;

- избрание членов  выборного органа местного самоуправления (например, контрольного органа муниципального образования);

- избрание выборных  должностных лиц местного самоуправления (главы муниципального образования, главы местной администрации).

Муниципальные выборы осуществляются на основе общих  принципов избирательного права  России: всеобщее, равное, прямое, добровольное, тайное голосование7.

Информация о работе Иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправлении