Законодательство субекта РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 16:06, контрольная работа

Краткое описание

Широкая децентрализация мест обязательно должна дополняться внутримуниципальной децентрализацией: развитием общественных начал в деятельности органов местного самоуправления, раскрепощением самодеятельной активности жителей - без этого местное публичное управление не станет подлинным самоуправлением, несмотря на законодательную «прописку» термина «местное самоуправление».

Вложенные файлы: 1 файл

законодательство субъекта рф.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Широкая децентрализация  мест обязательно должна дополняться  внутримуниципальной децентрализацией: развитием общественных начал в  деятельности органов местного самоуправления, раскрепощением самодеятельной активности жителей - без этого местное публичное управление не станет подлинным самоуправлением, несмотря на законодательную «прописку» термина «местное самоуправление». Если закрепление самостоятельности местной власти в той или иной мере имело место и ранее, в том числе в советский период, за счет организации местных советов, расширения их прав, то раскрепощение инициативы непосредственно граждан, местных сообществ жителей всегда было, да и остается в настоящее время, большой проблемой.

Таким образом, общественное самоуправление недопустимо навязывать сверху, хотя бы из благих побуждений. Повсеместное создание тех же органов территориального общественного самоуправления по принципу полного охвата ими всей территории муниципального образования при неготовности самих граждан работать по-настоящему в территориальных формированиях или под началом последних лишь дискредитирует идею общественного самоуправления. Однако юридическое задание норм самодеятельности жителей (разработка и принятие актов об органах территориального общественного самоуправления с раскрытием их видового разнообразия, возможной структуры, функций, компетенции; правовое регулирование способов разового индивидуального, коллективного волеизъявления людей) все же необходимо. Не надо дожидаться повсеместного распространения какой-то инициативы, чтобы оформить ее юридически.

Общественное самоуправление жителей, связанное с вступлением  в сферу публичных дел, имеет  несколько основных видов.

Во-первых, это самозаявление  гражданами своих запросов.

Во-вторых, самореализация гражданами собственных запросов, в том числе самостоятельное осуществление ими вопросов местного значения посредством принятия нормативных, индивидуальных, кадровых решений.

В-третьих, участие граждан  в осуществлении органами местного самоуправления вопросов местного значения. Такое участие выражается в обсуждении проектов местных планов, программ, проектов нормативных и индивидуальных актов, включении жителей в осуществление принятых планов, программ, актов, оценке итогов деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления, общего положения дел в муниципальных образованиях, отдельных отраслях местной жизни.

В-четвертых, контроль со стороны граждан, их объединений  за деятельностью органов и должностных  лиц местного самоуправления и депутатов.

Все названные виды волеизъявления находят выражение в ряде организационно-правовых форм. К ним необходимо отнести референдумы, выборы и отзыв депутатов, выборных должностных лиц, сходы, собрания, конференции жителей, правотворческие инициативы граждан, территориальное общественное самоуправление жителей, публичные слушания, опросы, обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления. Общественное самоуправление жителей обеспечивается также посредством форм корпоративной демократии: негосударственных (немуниципальных) коммерческих и некоммерческих объединений. Среди некоммерческих объединений следует выделить общественные, религиозные объединения, средства массовой информации. Еще один канал проявления самоуправления населения - митинги, демонстрации, уличные шествия, пикеты, тому подобные разовые публичные акции.

Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» под общественным самоуправлением понимает формы, во-первых, непосредственного осуществления населением местного самоуправления, во-вторых, участия населения в осуществлении местного самоуправления (гл. 5).

Под территориальным  общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту  их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Названное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Границы указанных территорий устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

В условиях, когда провозглашен курс на строительство в России гражданского общества, территориальное общественное самоуправление может стать механизмом участия граждан в делах государства.

Данная контрольная  работа посвящена изучению вопроса территориального общественного управления.

1. Понятие  территориального общественного  самоуправления

 

Под территориальным  общественным самоуправлением (далее  – ТОС) понимается «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения».

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов (квартал, улица, и т.д.); жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением. Приведенный перечень территорий является открытым.

Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

ТОС считается учрежденным  с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, принимаемыми представительным органом муниципального образования.

Итак, во-первых ТОС, это - деятельность, точнее, самодеятельность граждан.

Во-вторых, это состояние  самоорганизации, готовности к самоуправлению, умение жителей, наличие условий  для самоуправления.

В-третьих, это институт, то есть наличие дееспособной системы органов самоуправления и средств управления: органы плюс жители, способные к самоуправлению, подчеркиваю. Не просто жители, а способные к самоуправлению.

В-четвертых, - это и  форма участия населения в  решении вопросов местного значения.

Наконец, это общественные организации, общественные объединения, точнее, если сказать, это органы общественной самодеятельности.

С точки зрения конституционно-установленных  прав человека и гражданина территориальное  общественное самоуправление является механизмом (системой) реализации двух конституционных прав граждан: на объединение и проведение собрания по месту жительства с целью защиты общих интересов населения данной микротерритории.

2. Проблема  определения статуса ТОС

 

Первый абзац ст.27 Закона четко и ясно определяет, что природа ТОСа – это природа общественной структуры. Второй же абзац этой статьи закрепляет: «Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления».

Здесь рождается первое противоречие, связанное с этой статьей  Закона.

С одной стороны, народу дается свобода для самообразования, свобода создания общественной структуры, а с другой стороны: это свобода ограничивается законом, который создаст власть. И, как отмечают, специалисты, «эта власть будем вам диктовать, как вы будете создавать ТОСы и как они будут работать».

Такое законодательное  положение влечет повсеместную зависимость органов территориального общественного самоуправления от органов местного самоуправления. Так, отдельные муниципалитеты «подминают» под себя органы территориального общественного самоуправления, формируя их как низовые структуры местного самоуправления, заорганизовывают требованиями, ущемляющими конституционные права и свободы граждан.

Вторая проблема, вытекающая из определения ТОС, заключается  в том, что вообще не понятен статус ТОС. Что такое органы территориально-общественного  самоуправления? Просто общественные объединения или же наделенные властными полномочиями?

С одной стороны, территориально-общественное самоуправление представляет собой  механизм приближения власти к населению  в условиях крупных населенных пунктов. Получается, что территориально-общественное самоуправление должно быть властью.

В поисках определения  и анализа что это такое  ТОС, эксперты отмечают: ТОС – «это группа энтузиастов. Вот в любом  ТОСе, какой вы не возьмите в стране ТОС, - это группа энтузиастов, которая  занимается общественной работой. …многие ТОСы начинались с общественных организаций».

Общественный характер данных органов вытекает из того, что  действуют они не от имени государства, а от определенного территориального микроколлектива.

В этом смысле значение органов ТОС для формирования гражданского общества в России является довольно важным, поскольку именно в них реально происходит процесс размывания традиционного для России отчуждения общества от управленческой деятельности. Главным здесь является, как это не парадоксально, необязательность таких организаций. Значит, можно предположить, что большинство их них станет возникать не по велению сверху, а действительно лишь только в случае необходимости, когда жители сами осознают свои нужды и интересы и объединятся для их реализации и защиты.

Возникает логичный вопрос: в чем отличие территориального общественного самоуправления от общественной самодеятельности и вообще от всех общественных организаций? Территориальное  общественное самоуправление имеет  объединения в форме органов в этом институте, оно имеет представительский характер. Представительский, то есть такой же характер, как выбранные гражданами органы местного самоуправления.

Однако на определенном этапе ТОС становится органом  власти. Как это объяснить? В политологии есть очень простое определение, «власти». Когда какой-то орган выступает от имени жителей всей территории, значит, это орган власти.

Таким образом, появляется четвертый, независимый ни от кого, самостоятельный уровень власти.

Таким образом, с одной стороны ТОС выступает как посредник между населением и органами местной власти, во-вторых, как общественное объединение, в-третьих как наделенный определенной властью орган.

3. Формы участия  населения в осуществлении территориального  общественного самоуправления

 

Система территориального общественного  самоуправления населения включает в себя общие собрания (сходы), конференции  граждан, местные референдумы, иные формы непосредственной демократии; органы территориального общественного  самоуправления населения (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов и тому подобное).

Опросы жителей.

Опрос граждан проводится согласно ст. 31 Закона от 6 октября 2003 г. на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

В опросе граждан имеют право  участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным  правом. Следовательно, этот факт организаторами опроса должен проверяться. Опрос проводится по инициативе: 1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения; 2) органов государственной власти субъектов РФ - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Собрания, конференции жителей.

Собрания, конференции жителей - формы  совместного публичного обсуждения и решения жителями муниципального образования, его определенной территории (дом, улица, квартал, микрорайон, населенный пункт) вопросов местного значения, других общественно значимых вопросов. Собрание - публичное мероприятие, в котором вправе участвовать все обладающие избирательным правом жители соответствующей территории. Правомочность собраний определяется исходя из общей численности названных жителей. При значительном числе жителей или удаленности отдельных поселений (населенных пунктов и т.п.) муниципального образования друг от друга проведение собраний затруднительно. В таких случаях вместо них проводятся конференции. Жители муниципального образования, входящего в него поселения (населенного пункта, его части), по установленным нормам делегируют на конференцию муниципального образования, поселения (населенного пункта, его части) своих представителей (делегатов). Конференции осуществляют те же полномочия, что и собрания.

Информация о работе Законодательство субекта РФ