Деятельность органов местного управления и самоуправления по улучшению работы учреждений здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 07:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение деятельности органов местного управления и самоуправления Минского горисполкома по улучшению работы учреждений здравоохранения.
Задачи:
Определить понятие, назначение и виды органов местного управления и самоуправления.
Рассмотреть порядок образования и состав исполнительных комитетов, их подотчетность и подчиненность.
Проанализировать деятельность органов местного управления и самоуправления Минского горисполкома по улучшению работы учреждений здравоохранения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие, назначение и виды органов местного управления 5
1.2. Порядок образования и состав исполнительных комитетов (местных администраций) 11
1.3. Подотчетность и подчиненность органов местного управления 12
2. УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МИНСКОГО ГОРИСПОЛКОМА 1
2.1. Задачи и функции управления 1
2.2. Деятельность управления здравоохранения Минского горисполкома по улучшению работы учреждений здравоохранения 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, к исполкомам и местным  администрациям применяются различные формы контроля, как по вертикали, так и по горизонтали. По вертикали контроль осуществляется вышестоящими органами, по горизонтали -- местными Советами депутатов и гражданами. По вертикали контроль осуществляется в форме представления отчетов, т.е. проявлением инициативы подконтрольного органа, а также в форме проведения проверок -- проявлением инициативы со стороны компетентных контролирующих вышестоящих органов по отношению к нижестоящим.

     Контроль  по горизонтали осуществляется местными Советами в форме заслушивания отчетов исполнительного комитета и в форме ответственности исполнительного комитета перед Советом. Доклад делает председатель, заместитель председателя исполнительного комитета на заседании Совета в виде устного сообщения. Не исключаются прения, после которых выносится решение «принять к сведению сообщение председателя (заместителя председателя) исполнительного комитета». Только таким может быть решение по результатам доклада. Доклад делается для того, чтобы проинформировать депутатов о результатах своей деятельности. Исполком не отчитывается перед Советом, он подотчетен Президенту Республики Беларусь и вышестоящему исполнительному комитету. Однако Совет как представительный коллегиальный орган самоуправления на территории, на которой действует и исполком, должен быть осведомлен о работе органа местного управления. Например, Минский городской Совет депутатов 24 октября 2001 г. заслушал и обсудил информацию начальника финансового управления Минского городского исполнительного комитета о ходе исполнения бюджета города Минска за 9 месяцев 2001 г. и издал по его результатам решение, в котором записал принять к сведению информацию (п. 1) и дал несколько предписаний исполнительному комитету в следующем виде: «принять необходимые меры», «произвести дальнейшее формирование стабилизационного фонда», «обеспечить своевременность и полноту расчетов по заработной плате», «принять меры».

     Законодатель  установил, что Совет депутатов  заслушивает отчет исполнительного  комитета по определенным вопросам его  деятельности, в то время как в части 9 статьи 9 этого же Закона предписано исполнительному комитету по мере необходимости, но не реже одного раза в год докладывать о своей деятельности Совету и информировать граждан. Таким образом, в данном Законе не делается различия между «отчетом» и «докладом», что не совсем правильно с юридической точки зрения. Вероятно, исполнительный комитет должен держать отчет лишь перед органом, которому он подотчетен и подконтролен. Таковыми в соответствии с частью 6 статьи 9 данного закона являются Президент и Совет Министров (частично). Более того, отчет, как правило, не ограничивается отдельными вопросами, а охватывает всю деятельность подотчетного. Он нечто более весомое, юридически значимое по сравнению с докладом или информацией. По его результатам могут приниматься обязывающие решения, предписания. Анализ правового статуса Совета депутатов свидетельствует о том, что он не обладает подобными полномочиями в отношении исполнительного комитета.

     Законодатель  установил ответственность исполнительного комитета перед соответствующим Советом, но ограничил ее вопросами, отнесенными к компетенции Совета. Подобная обязанность исполнительного комитета перед Советом и право Совета по отношению к исполкому носят символический характер, поскольку отсутствует реальная возможность Совета воздействовать на исполком. Совет не обладает полномочиями властного, принудительного воздействия на исполнительный комитет. Он не может привлечь исполком, его руководителей ни к одному виду юридической ответственности. Следовательно, ответственность исполнительного комитета перед Советом в лучшем случае сводится к определенной моральной обязанности. Исполнительный комитет ответствен перед Советом по вопросам, отнесенным к компетенции Совета. Основными из них являются: программы экономического и социального развития; исполнение бюджетов; местные налоги и сборы; организация управления и распоряжение коммунальной собственностью; утверждение в должности председателя исполнительного комитета; отмена распоряжений председателя исполнительного комитета, решений исполнительного комитета в случае несоответствия их законодательству Республики Беларусь; определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; организация охраны общественного порядка и защиты прав граждан.

     Вторая  форма контроля по горизонтали выражается в предоставлении исполкомом информации гражданам о своей деятельности не реже одного раза в год. Информация, как правило, доводится до сведения на собраниях трудовых коллективов  и по месту жительства граждан. Подобные сообщения могут доводиться до сведения граждан по местному радио, телевидению, с помощью местной периодической печати. Контроль за деятельностью исполнительных комитетов по горизонтали не только желателен, но и необходим. Однако более эффективным является контроль по вертикали. Местная администрация подотчетна и подконтрольна городскому исполнительному комитету. Она обязана не реже одного раза в год отчитываться о своей работе перед городским исполнительным комитетом. Городские Советы по предложению соответствующих исполнительных комитетов утверждают сметы расходов местных администраций, а также отчеты об их исполнении. Местная администрация обязана не реже одного раза в год информировать граждан о своей деятельности [40. с. 45]. 

 
 

 

2. УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

МИНСКОГО  ГОРИСПОЛКОМА

2.1. Задачи  функции управления

       В соответствии с Конституцией Республики Беларусь каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское  страхование. Охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ. Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания.

       Право на охрану здоровья - это, прежде всего обеспечение соответствующего жизненного уровня. Кроме того, это право предусматривает также наличие безопасной для жизни и здоровья человека окружающей природной среды [5. с. 13].

       Охрана  здоровья граждан базируется на ряде принципов, которые закреплены в Основах законодательства Республики Беларусь о здравоохранении. К ним, в частности, относятся: признание охрана здоровья приоритетным направлением деятельности общества и государства, одним из главных факторов выживания и развития народа Республики Беларусь; соблюдение прав и свобод человека и гражданина в области здравоохранении и обеспечение связанных с ними государственных гарантий; общедоступность медицинской помощи и других услуг в области здравоохранения; соответствие задачам и уровню социально-экономического и культурного развития общества, научная обоснованность, материально-техническая и финансовая обеспеченность; ориентация на современные стандарты здоровья и медицинскую помощь, объединение отечественных традиций и достижений с мировым опытом в области здравоохранения; децентрализация государственного управления, развитие самоуправления и самостоятельности работников сферы здравоохранения на правовой и договорной основы и др.

       В целом здравоохранение может  рассматриваться как система  мероприятий, направленных на обеспечение сохранения и развитие физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной биологически возможной индивидуальной продолжительности жизни. К системе органов государственного управления здравоохранением относятся Совет Министров Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, местные государственные администрации (управления здравоохранения областных государственных администраций, отделы здравоохранения районных государственных администраций).

       Основными задачами управления являются:

- Реализация  государственной политики в области  охраны здоровья населения и  осуществление руководства здравоохранением  г.Минска;

- Обеспечение  населения необходимой медицинской помощью, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;

- Формирование  здорового образа жизни населения; 

- Организация  обеспечения санитарно-эпидемического  благополучия населения; 

- Разработка и реализация региональных медицинских программ по развитию здравоохранения;

- Организация, укрепление материально-технической базы, координация и методическое обеспечение деятельности подведомственных организаций здравоохранения области, создание необходимых производственно-экономических и организационно-правовых условий для их эффективного функционирования;

- Выполнение иных задач, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

       Функциями управления являются:

- Изучение состояния здоровья населения;

- Разработка и проведение мероприятий по предотвращению заболеваний, снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, первичной инвалидности и смертности, увеличению продолжительности жизни населения;

- Проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья женщин и детей;

-Организация медико-социальной экспертизы и медицинской реабилитации;

- Участие в распределении молодых специалистов, организация учета укомплектованности организаций здравоохранения области медицинскими и фармацевтическими работниками;

- Координация финансового обеспечения деятельности подведомственных организаций здравоохранения за счет средств местных бюджетов;

- Управление подведомственными организациями здравоохранения;

- Организация оказания медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

- Организация противоэпидемических мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- Обеспечение контроля за соблюдением в подведомственных организациях здравоохранения законодательства об охране труда, промышленной и пожарной безопасности;

- Организация и проведение мероприятий по повышению уровня гигиенического воспитания и обучения населения;

- Осуществление контроля за ведением первичного и бухгалтерского учета в подведомственных организациях здравоохранения области, получение от них в установленном порядке оперативной статистической и бухгалтерской отчетности, составление сводных статистических и бухгалтерских отчетов, обеспечение своевременного их представления в соответствующие органы;  

- Разработка и представление в установленном порядке в облисполком проектов решений и распоряжений председателя облисполкома по вопросам здравоохранения;

- Рассмотрение обращений граждан в соответствии с законодательством Республики Беларусь, принятие мер по совершенствованию этой работы, ведение приема граждан по вопросам, отнесенным к компетенции управления;

- Осуществление государственной кадровой политики, направленной на комплектование аппарата управления, подведомственных организаций здравоохранения области высококвалифицированными специалистами, формирование резерва управленческих кадров, а также контроль за подготовкой и повышением квалификации медицинских и фармацевтических работников и руководителей подведомственных организаций здравоохранения области;

- Организация аттестации работников аппарата управления и руководителей подведомственных организаций здравоохранения;

- Внедрение новых организационных форм оказания медицинской помощи населению, распространение передового опыта работы организаций здравоохранения;

- Осуществление контроля за порядком предоставления платных медицинских услуг населению и соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства в подведомственных организациях здравоохранения;

- Обеспечение в соответствии с законодательством проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций здравоохранения, осуществление мероприятий по сохранности государственной собственности;

- Осуществление в порядке, установленном законодательством, контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность на территории области;

- Выполнение иных функций, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.  

2.2. Деятельность управления здравоохранения Минского горисполкома

по улучшению  работы учреждений здравоохранения

       Забота  о здоровье людей, повышение уровня и качества медицинского обслуживания населения, реструктуризация системы  здравоохранения являются важнейшими приоритетами проводимой в стране политики.

       На  современном этапе существенную роль в организации деятельности по охране здоровья населения играет программно-целевое планирование. В 2010 году здравоохранение г.Минска было нацелено на завершение реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006-2010гг., а также медицинских разделов ряда комплексных программ, важнейшими из которых являются: Президентская программа «Дети Беларуси»; Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС; Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма; Государственная программа «Туберкулез», Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006-2010 годы.

       Медицинские мероприятия занимают значительное место и в проекте Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 гг.

       Реализация мероприятий программ позволило в 2010 году сохранить благоприятные тенденции в демографической ситуации по г.Минску (естественный прирост населения , рост рождаемости, снижение смертности); улучшить ряд регулируемых системой здравоохранения показателей деятельности, таких как перинатальная, младенческая и материнская смертность, число абортов, послеоперационная летальность, в том числе и при экстренной хирургической патологии, выявление больных в IV стадии онкологических заболеваний, сохранить тенденцию к снижению первичной инвалидности почти всех категорий населения и росту показателя полной реабилитации инвалидов.

       Качество  медицинской помощи является сложной  многокомпонентной категорией и  его можно определить как оценку медицинской деятельности по отношению  к больному с 4-х позиций:

       доступность медицинской помощи;

       безопасность  медицинской помощи;

       оптимальность медицинской помощи;

       удовлетворенность пациентов.

       Здравоохранение г.Минска – сложная, многоуровневая система медицинского обеспечения  населения, включающая в себя 113 учреждений здравоохранения различного типа.

       Многие  из столичных учреждений здравоохранения являются базой клинических кафедр Белорусского государственного медицинского университета, Белорусской медицинской академии последипломного образования и республиканских лечебно-консультативных центров. Здесь сосредоточены высококвалифицированные медицинские кадры, уникальное медицинское оборудование, что позволяет применять для диагностики и лечения заболеваний самые современные медицинские технологии. В практику лечебных учреждений широко внедряются новейшие достижения медицинской науки. Все стационары города являются клиническими базами для обучения студентов медицинского университета и медицинской академии последипломного образования. На базе клинических больниц города открыты республиканские центры для оказания высоко специализированной медицинской помощи жителям Республики Беларусь, такие как Республиканский центр (далее РЦ) лечения щитовидной железы, РЦ трансплантации костного мозга, РЦ хирургии кисти, РЦ детской нейрохирургии.

       В настоящее время врачи-специалисты  узких профилей практически всех лечебных учреждений вооружены самыми современными методами диагностики – от традиционных до компьютерных и лазерных, изотопных и ультразвуковых, с возможностью консультирования результатов с помощью внедряемых телекоммуникационных технологий, оперативного обмена информацией через созданную локальную корпоративную сеть.

       В 2010 году было продолжено внедрение в практику столичного здравоохранения новейших медицинских технологий в хирургии всех органов и систем, в лечении соматических, социальных, онкологических и других болезней, что сведет к минимуму необходимость направления на лечение граждан Республики Беларусь за рубеж.

       Были реализованы мероприятия, направленные на профилактику и снижение смертности от социально значимых заболеваний, улучшение репродуктивного здоровья населения, охрану здоровья матери и ребёнка, формирование здорового образа жизни.

       Большое внимание было уделено внедрению высокотехнологичной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, широкому внедрению новых современных методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний. За 2009 год в поликлиниках города сделано более 25 млн. посещений, в больницах пролечено свыше 320 тыс. минчан. Кроме того, выполнены 2124 сложные операции, 3164 –высокотехнологичные, в том числе 70 трансплантаций почек, 17 сложнейших операций по пересадке печени. Произведено 684 операции по замене тазобедренных суставов, выполнено 897 коронарографий, 147 стентирований, установлено 352 электрокардиостимулятора.

       Качественная  медицинская помощь неразрывно связана с укреплением материально-технической базы учреждений здравоохранения и созданием благоприятных условий пребывания для пациентов в больницах и поликлиниках.

       В рамках принятой Мингорисполкомом Программы  укрепления материально-технической  базы учреждений здравоохранения г.Минска на период 2007-2010 годы (решение от 05.04.2007 № 702) в 2010 году завершены строительно-монтажные работы по реконструкции 5-й городской, 12-й стоматологической и 19-й детской поликлиник, работы по пристройке к поликлинике № 17, работы по реконструкции корпуса выздоравливающих больницы скорой медицинской помощи, существующего лечебного корпуса № 4 инфекционной больницы, строительству поликлиники в микрорайоне Лошица-2.

       В 2010 году завершены работы по капитальному ремонту и модернизации 4-й ДГКБ, 21-й городской поликлиники, продолжены работы по модернизации 22-й, 29-й, 30-й поликлиник, а так же выполняются работы по устройству сигнализации, замене лифтов, ремонту рентгенкабинетов в учреждениях здравоохранения.

       В учреждениях здравоохранения, подчиненных комитету по здравоохранению Мингорисполкома, трудится около 8 тысяч врачей и 15 тысяч работников со средним медицинским образованием.

       В 2010 году была проведена работа по закреплению  медицинских кадров (выделение из бюджета города денежных средств на выплату премий и грантов для поддержки инновационной деятельности медицинских работников и медицинских коллективов; установление доплат различным категориям медработников, строительство общежитий для медработников).

       Важнейшими  направлениями деятельности в 2011 году станут:

– реализация комплекса мер по улучшению репродуктивного  здоровья населения, охране здоровья матери и ребенка;

– совершенствование, реструктуризация, модернизация организаций  здравоохранения области путем  внедрения ресурсосберегающих, экономически эффективных современных технологий;

– выполнение Государственных программ;

– преимущественное развитие первичной медико-санитарной помощи;

– развитие профилактического направления, усиление мер ответственности за укрепление здоровья на индивидуальном, местном и региональном уровнях;

– совершенствование  кадровой политики;

– информатизация организаций здравоохранения с  целью последующего создания единой информационной системы.

       

Информация о работе Деятельность органов местного управления и самоуправления по улучшению работы учреждений здравоохранения