Представительный орган местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:15, реферат

Краткое описание

Федеральный закон устанавливает, что органы местного самоуправления избираемые населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Близким к нему является понятие должностного лица местного самоуправления это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Вложенные файлы: 1 файл

Органы местного самоуправления.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)
      1. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

 

Федеральный закон устанавливает, что органы местного самоуправления избираемые населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Близким к нему является понятие должностного лица местного самоуправления это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Орган муниципального образования  должен либо избираться населением непосредственно (так формируется представительный орган муниципального образования  — орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на муниципальных выборах, который наделяется уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения), либо образовываться представительным органом муниципального образования. При этом обязательное формирование непосредственно населением установлено для представительного органа поселения и городского округа, который должен избираться на муниципальных выборах (часть 2 статьи 35 Федерального закона). Представительный орган муниципального района может формироваться в ином порядке: в его состав могут входить главы поселений района и депутаты представительных органов поселений, входящих в муниципальный район. Иные органы муниципального образования могут формироваться только представительным органом муниципального образования.

Общее количество органов  муниципального образования и их структура должны устанавливаться  уставом муниципального образования. При этом за каждым из органов должна закрепляться компетенция по решению  того или иного вопроса местного значения.

Органы местного самоуправления могут формироваться на срок полномочий или без ограничения такого срока. В частности, уставом муниципального образования обязательно ограничивается срок полномочий депутатов представительного  органа муниципального образования. Он может составлять от двух до пяти лет. При этом представительный орган муниципального образования должен определяться уставом как постоянно действующий. Представительный орган муниципального образования вправе создавать органы муниципального образования на определенный срок, что должно быть отражено в уставе.

Кроме того, уставом муниципального образования должны определяться подотчетность, подконтрольность, а также иные вопросы  организации и деятельности каждого  органа местного самоуправления. К числу таких иных вопросов может быть отнесен порядок принятии решений каждым органом муниципального образования.

Важной особенностью в формировании органов местного самоуправления является установление наименования органов муниципального образования. Наименования органов муниципального образования должны определяться законом субъекта Российской Федерации с учетом местных традиций. Например, в Новосибирской области наименование представительного органа муниципального образования определено как Совет депутатов.

В соответствии с частью 1 статьи 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" (№ 67-ФЗ от 12.06.2002 в редакции Федерального закона №99-ФЗ от 12.08.2004) допускается совмещение дня голосования на выборах в органы местного самоуправления в субъекте Российской Федерации и совмещение дня голосования на выборах в органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Причем в первом случае решение принимается законом субъекта Российской Федерации, а во втором нормативным правовым актом муниципального образования.

При этом следует иметь  ввиду, что основанием для продления  или сокращения срока полномочий органов местного самоуправления является совмещение дня голосования на выборах в орган местного самоуправления с днем голосования на иных выборах (в органы государственной власти, в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, с днем голосования на выборах в другой орган местного самоуправления или другие органы местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации).

Таким образом, при разрешении вышеназванных проблем необходимо руководствоваться следующим.

1. В соответствии с  частью 1 статьи 6 Федерального закона  “Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации” и Устава субъекта Российской Федерации представительные органы местного самоуправления являются субъектами права законодательной инициативы на территории субъекта РФ. Право законодательной инициативы органов местного самоуправления реализуется путем внесения таблиц поправок к проектам законов субъекта Российской Федерации или иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. В соответствии с указанными положениями проект закона субъекта Российской Федерации о продлении сроков полномочий органов местного самоуправления должен был быть направлен в представительные органы местного самоуправления для получения отзывов, заключений и поправок, с целью учета интересов местного самоуправления и реализации ими права законодательной инициативы.

Органы местного самоуправления могут воспользоваться правом законодательной инициативы с целью внесения изменений в закон субъекта Российской Федерации, если данный закон, по их мнению, не учитывает их интересы или оспорить данный закон в суде, если имеются основания считать его несоответствующим Конституции Российской Федерации и федеральным законам либо считать его принятым с нарушением законодательной процедуры.

2. Федеральный закон  "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской Федерации" регулирует порядок подготовки и проведения выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Под выборами "в органы местного самоуправления" подразумеваются как выборы в представительные органы местного самоуправления, так и выборы должностных лиц местного самоуправления (в том числе глав муниципальных образований), поскольку выборные должностные лица возглавляют органы местного самоуправления.

Следовательно, нормы, регулирующие совмещение дня голосования на выборах  в органы местного самоуправления, а также продление и сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления распространяются как на представительные органы местного самоуправления, так на выборные должностные лица местного самоуправления. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Федеральный закон определяет, что представительный орган муниципального образования поселения состоит  из депутатов, избираемых на муниципальных  выборах. Представительные органы муниципальных районов формируются несколько в ином порядке, для них Федеральный закон предусмотрел два способа формирования.

Первый способ предусматривает  возможность формирования представительного  органа из глав поселений, входящих в  состав муниципального района, и из депутатов представительных органов этих же поселений, которые должны избираться представительными органами поселений из своего состава. Число депутатов, избранных в состав представительного органа района от каждого поселения, должно быть равным.

Второй способ, хотя и содержит требования выборности при соблюдения принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права, оговаривает одну существенную особенность, являющуюся новацией российского законодательства. Пункт 2 части 4 статья 35 Федерального закона определяет, что от одного поселения может избираться не более двух пятых депутатов от установленной численности представительного органа муниципального района. То есть, если общее число депутатов представительного органа муниципального района составляет 20 депутатов, то от одного из поселений муниципального района может быть избрано не более 8 депутатов, даже если число жителей самого большого поселения составляет более половины от общего числа жителей района.

Порядок избрания депутатов  на основе принципа всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании определяется законами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 года 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Принципиально иной порядок  применяется при формировании представительного  органа муниципального района, формируемого из глав поселений и депутатов  представительных органов поселений. В орган, формируемый в таком порядке, обязательно включаются все избранные населением или представительным органом поселения главы муниципальных образований, а также депутаты представительных органов поселений. Число депутатов, включаемых в состав представительного органа муниципального района, должно определяться уставом муниципального района. В связи с тем, что Федеральный закон не установил предельное число депутатов, которое может делегироваться поселением, то при определении числа депутатов от каждого поселения необходимо ориентироваться на минимальное число депутатов, которое установлено частью 7 статьи 35 Федерального закона и составляет 15 человек.

Представительный орган  муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района». 

 

 

 

 

3. ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО

 ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

 

Общая схема организации  избирательного процесса определяется Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и включает в себя следующие стадии.

Назначение выборов. Выборы депутатов  назначаются представительным органом  муниципального образования не позднее, чем за 70 дней, и не ранее, чем за 80 дней до истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования действующего созыва. Параллельно с назначением выборов определяется схема избирательных округов. Она утверждается представительным органом не позднее, чем за 20 дней до дня истечения срока, в который должны быть назначены выборы.

При утверждении схемы избирательных  округов депутаты обязаны учитывать  принцип, при котором одномандатные  избирательные округа должны быть примерно одинаковыми по числу избирателей. Максимальное отклонение от средней нормы представительства может составлять не более 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях не более 30%. Депутаты вправе определить, что выборы проходят по многомандатным избирательным округам. В многомандатном избирательном округе число мандатов может составлять не более пяти. При определении схемы избирательных округов в муниципальном районе можно испытать трудности, связанные с противоречием друг другу двух федеральных законов, один из которых требует обеспечить примерное равенство населения на избирательных округах, а другой обеспечить не более чем 40%-ое представительство одного поселения по отношению к другим. В такой ситуации целесообразным представляется такой вариант, при котором границы избирательных округов будут включать в себя как часть территории большого муниципального образования (как правило, районного центра), так и часть или всю территорию близлежащих населенных пунктов, входящих в состав иных поселений.

При выдвижении кандидатов нужно помнить, что действующее законодательство не допускает выдвижения кандидата группой избирателей и предполагает только самовыдвижение или выдвижение избирательным объединением. Под последним понимается отделение политической партии, другой общественной организации либо местное общественное объединение.

Для регистрации кандидатам необходимо собрать подписи либо внести залог. В случае выдвижения кандидата  политической партией, допущенной к  распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или ее местным отделением, кандидат освобождается от сбора подписей и от внесения залога и регистрируется на основании такого выдвижения. То есть если кандидат в депутаты представительного органа поселения выдвинут одной из партий, представленной в Государственной Думе, то этот кандидат регистрируется без сбора подписей или внесения залога. Количество собираемых подписей устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может быть более 2% от числа избирателей, проживающих на территории избирательного округа, по которому баллотируется кандидат. Помимо сбора подписей, кандидат в депутаты вправе внести избирательный залог, однако в силу того, что размер залога достаточно велик, такая форма регистрации в сельской местности, как правило, не применяется. Например, в Новосибирской области сумма залога равняется 150 000 рублей.

Для проведения предвыборной агитации кандидат может использовать различные ее способы: непосредственное общение с избирателями, публикации в печатных изданиях, выступления в электронных средствах массовой информации, выступления на собраниях граждан и на массовых мероприятиях, выпуск листовок, обращений, размещение рекламных плакатов.

Информация о работе Представительный орган местного самоуправления