Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 23:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования является - разработка рекомендации по совершенствованию организационных, экономических и политико-правовых составляющих механизма передачи имущества из государственной собственности в муниципальную.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты механизма передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность;
исследовать переделение имущества между уровнями власти в России;
выявить статистику передачи имущества муниципалам от федеральных органов власти и от субъектов федерации;
рассмотреть правовую базу передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность;
проанализировать действующий механизм передачи государственного имущества в муниципальную собственность;
рассмотреть критику механизма передачи имущества;
разработать пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью;
разработать предложения по совершенствованию механизма передачи собственности между уровнями власти

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические аспекты механизма передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность…………………7
1.1 Переделение имущества между уровнями власти в России………23
1.2 Статистика передачи имущества муниципалам от федеральных органов власти и от субъектов федерации……………………………………23
1.3 Правовая база передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность………………………………………………36
Глава 2. Анализ действующего механизма передачи государственного имущества в муниципальную собственность…………………………………41
2.1 Критика механизма передачи имущества: организационной, экономической и политико-правовой составляющих………………………41
2.2 Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью…………………………………………………………………44
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию механизма передачи собственности между уровнями власти……………………………52
3.1 Организационное совершенствование (внедрение планирования имущественных перемещений)………………………………………………52
3.2 Налоговая льгота, либо передача имущества в годном состоянии либо средств на восстановление объекта……………………………………..53
3.3 Описание механизма и условий ускоренного и возможно обязательного перераспределения имущества в пользу муниципального образования………………………………………………………………………66
Заключение………………………………………………………………..81
Список использованной литературы…………………………………….86
Приложения……………………………………………………………….89.

Вложенные файлы: 1 файл

Виталий диплом.docx

— 654.97 Кб (Скачать файл)

Собственные доходы муниципалитетов  по признаку техники образования  могут быть разделены на публично-правовые и частноправовые. К публично-правовым относятся доходы, полученные административным путем: местные налоги, сборы и штрафы.

Частноправовыми доходами являются поступления, полученные муниципальным  образованием как субъектом рыночных, гражданско-правовых отношений.

В эту группу входят средства, вырученные от приватизации муниципального имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных  займов и лотерей, от внешнеэкономической  деятельности, дивиденды от муниципальной  доли в уставном капитале предприятий  и организаций.

Собственные доходы муниципалитетов  по признаку техники образования  могут быть разделены на публично-правовые и частноправовые. К публично-правовым относятся доходы, полученные административным путем: местные налоги, сборы и штрафы.

Частноправовыми доходами являются поступления, полученные муниципальным  образованием как субъектом рыночных, гражданско-правовых отношений.

В эту группу входят средства, вырученные от приватизации муниципального имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных  займов и лотерей, от внешнеэкономической  деятельности, дивиденды от муниципальной  доли в уставном капитале предприятий  и организаций.

 В новом Федеральном  законе появилась статья, перечисляющая  все возможные виды собственных  доходов бюджетов муниципальных  образований. Часть 1 ст. 55 относит  к ним:

1) средства самообложения  граждан;

2) доходы от местных  налогов и сборов;

3) доходы от региональных  налогов и сборов;

4) доходы от федеральных  налогов и сборов;

5) безвозмездные перечисления  из бюджетов других уровней,  включая дотации на выравнивание  бюджетной обеспеченности муниципальных  образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней;

6) доходы от имущества,  находящегося в муниципальной  собственности;

7) часть прибыли муниципальных  предприятий, остающейся после  уплаты налогов и сборов и  осуществления иных обязательных  платежей, в размерах, устанавливаемых  нормативными правовыми актами  представительных органов муниципального  образования, и часть доходов  от оказания органами местного  самоуправления и муниципальными  учреждениями платных услуг, остающаяся  после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых  в соответствии с федеральным  законом отнесено к компетенции  органов местного самоуправления;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в  соответствии с федеральными  законами, законами субъектов Российской  Федерации и решениями органов  местного самоуправления.

Важнейшим источником доходов  местного бюджета должны стать местные  налоги, право установления, которых  органами местного самоуправления закреплено в Конституции Российской Федерации. Рассматривая налоги как инструмент экономической политики, необходимо отметить, что их воздействие на экономический рост может стать  обратно пропорциональным их роли как  источника дохода, в случае если в муниципальном образовании  будет проводиться политика экстенсивного  увеличения налогового бремени.

В этой сфере действенным  инструментом, непосредственно влияющим на стимулирование экономического развития территории, является определение ставок налогов и сборов, взимаемых на территории муниципального образования.

С одной стороны, чем ниже эти ставки, тем более эффективно развивается экономика муниципального образования, но, с другой стороны, острые социальные проблемы, требующие немедленного финансирования, часто вынуждают органы местного самоуправления увеличивать размеры ставок.

Устанавливаются ставки местных  налогов путем принятия решения  представительным органом местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы  в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются  и вводятся в действие законами данных субъектов Российской Федерации.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных  правовых актах определяются следующие  элементы налогообложения: налоговые  ставки в пределах, установленных  Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу.

Иные элементы налогообложения  могут устанавливаться исключительно  Налоговым кодексом Российской Федерации. Т

Таким образом, органы местного самоуправления жестко ограничены в праве установления и изменения ставок местных налогов.

Одним из самых действенных  инструментов стимулирования развития экономики являются налоговые льготы. Налоговая политика в этой ее части  должна быть увязана с прогнозами социально-экономического развития и  программами социально-экономического развития муниципального образования. Нормы Налогового кодекса закрепляют, что при установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

 Согласно ст. 15 Налогового  кодекса к местным налогам  и сборам относятся только  земельный налог и налог на  имущество физических лиц. При  этом нормы Бюджетного кодекса  Российской Федерации содержат  специальные положения, регулирующие  порядок зачисления налоговых  и иных доходов в бюджеты  муниципальных образований. Зачисление  тех или иных налогов зависит  от вида муниципального образования.  Так, в бюджеты поселений зачисляется  100% земельного налога и 100% налога  на имущество физических лиц.  Кроме того, поселения получают  отчисления от федеральных налогов: 10% налога на доходы физических  лиц, 30% единого сельскохозяйственного  налога. До разграничения государственной  собственности на землю поселения  зачисляют в свои бюджеты все  доходы от продажи и передачи  в аренду находящихся в государственной  собственности земельных участков, расположенных в границах поселений  и предназначенных для целей  жилищного строительства. Как  уже отмечалось, поселения также  вправе получать отчисления от  региональных налогов в соответствии  с законодательством субъектов  Российской Федерации.

 Муниципальные районы  получают в свои бюджеты 100% земельного налога и налога  на имущество физических лиц,  взимаемых на межселенных территориях, 20% федерального налога на доходы  физических лиц, 90% единого федерального  налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности, 30% единого федерального сельскохозяйственного  налога, 100% государственной пошлины  за совершение целого ряда  действий, например за нотариальное  заверение документов, за рассмотрение  дел судами общей юрисдикции  и т.д. 

Также в бюджеты муниципальных  районов зачисляется 40% платы за негативное воздействие на окружающую среду.

 До разграничения государственной  собственности на землю районы  зачисляют в свои бюджеты все  доходы от продажи и передачи  в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства.

Муниципальные районы вправе получать и отчисления от региональных налогов в соответствии с законодательством  субъектов Российской Федерации. Особо  следует отметить, что нормы ст. 63 Бюджетного кодекса позволяют  муниципальным районам распределять доходы своих бюджетов между поселениями.

При этом должны быть соблюдены  следующие условия: отчисления должны быть едиными для всех поселений, расположенных на территории муниципального района, и нормативный акт, которым  они вводятся, должен иметь бессрочный характер действия (хотя право изменить или отменить его у органов  местного самоуправления муниципального района не изымается).

Наконец, городские округа получают и налоговые доходы, зачисляемые  в бюджеты поселений, и доходы, зачисляемые в бюджеты муниципальных  районов.

 Часть 6 ст. 12 Кодекса  закрепляет, что не могут устанавливаться  какие-либо местные налоги или  сборы, не предусмотренные Налоговым  кодексом. Эта норма, таким образом,  существенно ограничивает закрепленное  ст. 132 Конституции Российской Федерации  право органов местного самоуправления  самостоятельно устанавливать местные  налоги.

Данное ограничение в  целом следует поддержать, поскольку  из ст. 57 Конституции Российской Федерации  вытекает принцип равноправия налогоплательщиков и, по мнению отдельных исследователей, принцип установления налогов только законом.

Для обеспечения эффективного поступления средств от сбора  местных налогов в бюджеты  муниципальных образований Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» предоставил органам местного самоуправления право создавать муниципальную налоговую службу.

В настоящее время процесс  реформирования налоговой системы  Российской Федерации, в том числе  и местной налоговой системы, продолжается, и он еще далек от полного завершения.

Исходя из понятий налогоплательщика  по НДС, исключений, установленных п. 2 ст. 146 НК РФ, и положений Федерального закона № 122-ФЗ, передача имущества  между публичными образованиями  не должна облагаться НДС.

Также, поскольку имущество  перераспределяется между РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, которые  не относятся к категории организаций, то не должно возникать вопроса и об уплате налога на прибыль.

 

После принятия Конституции  Российской Федерации в 1993 г. проблема реформирования налоговой системы  напрямую увязывается со становлением местного самоуправления в России. Вопрос об особенностях правового регулирования  местного налогообложения представляется в настоящее время одним из самых актуальных.

В связи с этим, опыт функционирования существующей налоговой системы  позволяет выделить основные проблемы, возникающие при установлении и  взимании местных налогов и сборов.

По итогам функционирования местных налогов, на сегодняшний  день можно сделать вывод об эффективности  их введения.

Они в настоящее время  не оказывают существенного влияния  на формирование доходной части местных  бюджетов и, как правило, не имеют  целевого характера применения средств.

 Существует необходимость  в обобщении всех принятых  органами местного самоуправления  нормативных правовых актов по  налогообложению, их тщательном  анализе, экспертизе и разработке  модельных актов. 

Такая работа необходима с  целью приведения в соответствие местных актов федеральному налоговому законодательству.

Доходы от местных налогов  и сборов зачисляются в бюджеты  муниципальных образований по налоговым  ставкам, установленным решениями  представительных органов местного самоуправления в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах, а также  по нормативам отчислений (хотя из этого  правила могут быть и исключения, которые отдельно оговариваются  в федеральных законах).

 В бюджеты поселений,  входящих в состав муниципального  района, в соответствии с едиными  для всех данных поселений  нормативами отчислений, установленными  нормативными правовыми актами  представительного органа муниципального  района, могут зачисляться доходы  от местных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о налогах и сборах  в бюджеты муниципальных районов. 

Установление таких нормативов решением представительного органа муниципального района о бюджете  муниципального района на очередной  финансовый год или иным решением на ограниченный срок не допускается. Доходы от региональных налогов и  сборов новый Федеральный закон  также признает возможным направлять в местные бюджеты, равно как  и доходы от федеральных налогов  и сборов.

Также может осуществляться передача имущества в муниципальную  собственность в годном состоянии  или выплачиваться средства на восстановление имущества или объекта.

В муниципальном образовании создаётся специальная комиссия. Комиссия проводит работу по плану, предусматривающему: осмотр передаваемых объектов в установленные сроки; проверку всей документации, представленной передающей организацией (стороной); осмотр объектов производственной базы; оценка полноты и соответствия требованиям дальнейшей эксплуатации передаваемых объектов, технической документации и др.

Прежде всего, комиссией устанавливается перечень объектов, которые не могут быть приняты в муниципальную собственность или по которым до их приемки передающей стороной должны быть выполнены (или закончены) определенные работы.

Комиссия рассматривает  имеющуюся техническую, бухгалтерскую  и прочую документацию на намеченные к передаче объекты и на каждый объект составляет справку об их состоянии  и обеспечении условий их нормальной эксплуатации.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление