Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 23:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования является - разработка рекомендации по совершенствованию организационных, экономических и политико-правовых составляющих механизма передачи имущества из государственной собственности в муниципальную.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты механизма передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность;
исследовать переделение имущества между уровнями власти в России;
выявить статистику передачи имущества муниципалам от федеральных органов власти и от субъектов федерации;
рассмотреть правовую базу передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность;
проанализировать действующий механизм передачи государственного имущества в муниципальную собственность;
рассмотреть критику механизма передачи имущества;
разработать пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью;
разработать предложения по совершенствованию механизма передачи собственности между уровнями власти

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические аспекты механизма передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность…………………7
1.1 Переделение имущества между уровнями власти в России………23
1.2 Статистика передачи имущества муниципалам от федеральных органов власти и от субъектов федерации……………………………………23
1.3 Правовая база передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность………………………………………………36
Глава 2. Анализ действующего механизма передачи государственного имущества в муниципальную собственность…………………………………41
2.1 Критика механизма передачи имущества: организационной, экономической и политико-правовой составляющих………………………41
2.2 Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью…………………………………………………………………44
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию механизма передачи собственности между уровнями власти……………………………52
3.1 Организационное совершенствование (внедрение планирования имущественных перемещений)………………………………………………52
3.2 Налоговая льгота, либо передача имущества в годном состоянии либо средств на восстановление объекта……………………………………..53
3.3 Описание механизма и условий ускоренного и возможно обязательного перераспределения имущества в пользу муниципального образования………………………………………………………………………66
Заключение………………………………………………………………..81
Список использованной литературы…………………………………….86
Приложения……………………………………………………………….89.

Вложенные файлы: 1 файл

Виталий диплом.docx

— 654.97 Кб (Скачать файл)

4) составление передаточного  акта;

5) внесение изменений  в реестр государственного имущества  и реестр муниципального имущества  передающего публичного субъекта;

6) регистрация прав собственности  при передаче недвижимого имущества.

Нужно иметь в виду, что  судебная практика признает допустимым отмену или изменение решения  о передаче имущества (в т.ч. исключение из него отдельных объектов) до момента  перехода права собственности).

На стадии перераспределения (разграничения) имущества органы местного самоуправления вправе сохранить в  муниципальной собственности или  претендовать на передачу им государственного имущества, необходимого для осуществления  уже переданных им федеральными законами или законами субъектов РФ государственных  полномочий. Передача такого имущества в собственность со стороны органов, передавших полномочия, не обязательна, а лишь возможна, поэтому этот вопрос решается исключительно в согласованном порядке.

Перечень полномочий, переданных законами субъектов РФ, устанавливается  на основе анализа законодательства соответствующего субъекта РФ.

В случае, если единый объект имущества (например, здание) используется (или может использоваться) одновременно несколькими публичными субъектами – РФ, субъектом РФ, муниципальными образованиями, разграничение прав на него может осуществляться двумя путями:

1) если имущество является  делимым, то каждому из публичных  субъектов передаются отдельные  части в этом имуществе (например, изолированные помещения в здании);

2) если имущество является  неделимым (не может быть разделено  в натуре без изменения своего  целевого назначения и несоразмерного  ущерба всему имуществу или  не подлежит разделу в силу  закона), оно должно поступить  в общую долевую собственность  использующих его публичных субъектов  РФ (например, это может быть имущественный  комплекс предприятия или учреждения  – больницы, школы и т.п.  земельный  участок под зданием, принадлежащим  нескольким собственникам т.д.).

После принятия Росимуществом, органом государственной власти субъекта РФ решения о передаче имущества  в муниципальную собственность  или из муниципальной собственности  или закона о разграничении имущества  между муниципальными образованиями  необходимо произвести оформление передачи имущества.

 и подписывается сначала  должностным лицом органа государственной  власти или местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества:  соответственно, если передается  муниципальное имущество, акт  должен быть составлен органом  местного самоуправления по управлению  муниципальным имуществом; если  имущество передается в муниципальную  собственность, акт составляется  Росимуществом или органом государственной власти субъекта по управлению имуществом;

- акт направляется в  3-дневный срок заказным письмом  с описью вложения органу государственной  власти или местного самоуправления  по управлению имуществом, осуществляющему  принятие имущества; 

- принимающей стороной  акт должен быть подписан и  направлен обратно (согласно закону  – именно направлен, а не  получен обратно!) в 3-недельный  срок.

При перераспределении имущества  между РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями предусмотрено, что  неподписание или непредставление передаточного акта принимающим имущество органом позволяет утвердить его в одностороннем порядке органами, осуществляющими передачу имущества; таким образом, если федеральными или региональными органами власти направленный органами местного самоуправления акт приемки-передачи не подписан (т.е. не поступил обратно в течение 3 недель, время доставки почтовых отправлений), орган местного самоуправления по управлению имуществом принимает решение об утверждении акта; если с составлением передаточного акта связан момент перехода права собственности на имущество, то органы местного самоуправления с этого момента не несут бремя содержания и риск гибели имущества.

Закон не устанавливает форму  передаточного акта и не наделяет полномочиями по ее утверждению какой-либо другой орган.

Соответственно, форма передаточного  акта должна определяться самими передающими  имущество органами, в т.ч. органами местного самоуправления.

При этом следует учитывать  установленные законом требования к передаточному акту:

- в нем указываются  наименования и места нахождения  передаваемых государственных и  муниципальных унитарных предприятий  и государственных и муниципальных  учреждений;

- при передаче имущества  предприятий или учреждения акт  подписывается (визируется) уполномоченным  лицом предприятия или учреждения.

 Также необходимо учитывать  требования, предъявляемые к оформлению  первичных учетных документов  согласно статье 9 Федерального закона  «О бухгалтерском учете» в  части обязательных реквизитов.

В передаточном акте должны быть, в частности, указаны:

- наименование документа;

- дата составления;

- наименование организации,  от имени которой составлен  документ;

- перечисление передаваемого  имущества;

- измерители хозяйственных  операций в натуральном и денежном  выражении (количество передаваемого  имущества и обязательств, их  подробное описание и денежная  оценка);

- наименование должностей  лиц, ответственных за реорганизацию  и за ее документальное оформление;

- личные подписи указанных  лиц.

Наконец, поскольку передаточный акт в силу ч. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ является одним из документов, служащих основанием государственной регистрации права собственности, его необходимо составлять с учетом требований ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним».

Передаточный акт может  состоять из общей части и перечней передаваемого имущества. В этом случае во вводной части следует  указать:

- передающий и принимающий  орган;

- реквизиты решения о  передаче имущества;

- должности, фамилии, имена  и отчества уполномоченных на  подписание лиц;

- место для подписи

- место для указания  дат подписания.

Перечни передаваемого имущества  могут быть выделены в качестве приложений, являющихся неотъемлемой частью передаточного  акта.

При составлении перечней имущества целесообразно руководствоваться  перечнями, утвержденными решениями  о передаче имущества (т.е. в соответствии с формами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 374).

При этом, в принципе, в акт приема-передачи могут быть включены и другие сведения об имуществе, необходимые для его последующего учета и регистрации (балансовая и иная стоимость и т.п.).

При этом сведения об имуществе, не включенные в перечни при их утверждении, придется запрашивать  у правообладателя.

При перераспределении имущества  между РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями установлен недельный  срок со дня поступления органу местного самоуправления, осуществляющему передачу имущества, для направления акта органу местного самоуправления, уполномоченному  на ведение реестра.

Порядок и сроки внесения изменений в реестр муниципального имущества муниципального образования, передавшего имущество, а также порядок внесения изменений в реестры муниципального имущества обеих сторон при межмуниципальном разграничении имущества, не установлен.

Это осуществляется в соответствии с внутренними нормативными правовыми  актами соответствующих муниципальных  образований, действующими в них  положениями о порядке ведения  реестра муниципального имущества.

Повышение эффективности  использования муниципального имущества  можно обеспечить, в частности, за счет:

- осуществления текущего  и перспективного планирования  экономических результатов деятельности  муниципальных предприятий, уточнения  предметов и целей их деятельности;

 

- обеспечения полной инвентаризации  и государственной регистрации  объектов муниципальной собственности;

 

- четкого определения  порядка и прав пользования  объектами муниципальной собственности  в муниципальных правовых актах;

 

- введения единого реестра  договоров аренды и учета недвижимого  муниципального имущества, находящегося  в аренде, а также корректировки  величины арендной платы с  учетом рыночных цен.

Сегодня в законодательстве не предусмотрен правовой механизм создания совместной долевой собственности  муниципальных образований, а также  не приняты правила учреждения организаций  на основе совместной долевой собственности  муниципальных образований. Это  затрудняет передачу в муниципальную  собственность сетей и предприятий  электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, обслуживающих территории нескольких муниципальных районов или поселений

Кроме того, требует уточнения  порядок разрешения споров между  органами власти всех уровней о безвозмездной  передаче имущества, в том числе  согласительные процедуры между  ними в целях урегулирования указанных  вопросов.

В целях решения указанных  вопросов депутатами Государственной  Думы - членами Комитета по вопросам местного самоуправления внесен законопроект, которым вносятся изменения в  Федеральный закон № 131-ФЗ. В частности, для поселений предлагается установить возможность иметь в собственности  имущество, предназначенное для  обеспечения жителей поселений  услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Кроме того, к имуществу, которое  может находиться в собственности  муниципальных образований, предлагается отнести иное имущество, не указанное  в Федеральном законе № 131-ФЗ, но предназначенное для исполнения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В настоящее время данный законопроект готовится к рассмотрению Государственной  Думой в первом чтении.

не менее важно внести изменения в постановление правительства  Российской Федерации от 13.06.2006 г. № 374

«О перечнях документов, необходимых для принятия решения  о передаче

имущества из федеральной  собственности в собственность  субъекта Рос-

сийской Федерации или муниципальную собственность, из собственности

субъекта Российской Федерации  в федеральную собственность  или муни-

ципальную собственность, из муниципальной собственности в  федераль-

ную собственность или собственность субъекта Российской Федерации».

Нововведения должны предусматривать  включение в перечень докумен-

тов, необходимых для принятия решения о передаче федерального имуще-

ства в собственность субъектов Российской федерации и муниципальных

образований, предложений  органа государственной власти субъекта Рос-

сийской Федерации или органа местного самоуправления о передаче ука-

занного федерального имущества  в собственность субъекта Российской

Федерации или муниципальную  собственность.

 

Предложения

по совершенствованию  законодательства

 

Предложения о внесении изменений  в законодательство Российской Федерации, которые вытекают из проведенного анализа существующей нормативной правовой базы и практики ее применения в различных регионах страны, могут быть сформулированы следующим образом:

  • внести изменения в статью 50 Федерального закона № 131-ФЗ, дополняющие перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, видами имущества, необходимыми органам местного самоуправления для решения отдельных вопросов местного значения, в том числе в связи с невозможностью обеспечить организацию предоставления населению общественных услуг частным бизнесом в отдельных отраслях экономики и социальной сферы муниципальных образований, а также наличием «локальных (местных) монополий» при условии реализации принципа эффективного использования данного имущества;
  • внести изменения в часть 11.1 статьи 154 Федерального закона от

22.08.2004 г. № 122-ФЗ, совершенствующие процедуру разграничения

собственности между поселениями, муниципальными районами и городскими округами, в том числе предусматривающие:

−отмену обязательной государственной регистрации права муниципальной собственности в случае перераспределения объектов собственности между данными муниципальными образованиями, принадлежащим им в силу прямого указания закона и отсутствия правоустанавливающих документов, подтверждающих указанное право;

  • установление порядка и сроков разграничения муниципального имущества между муниципальными образованиями, не указанными в части 11.1 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ (муниципальными образованиями, созданными до вступления в силу главы 12Федерального закона № 131);
  • установить в законодательстве Российской Федерации о приватизации специального порядка отчуждения или перепрофилирования муниципального имущества, не соответствующего требованиям статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ, в том числе в случае невыполнения органами местного самоуправления в добровольном порядке указанных требований;

Информация о работе Государственное и муниципальное управление