Государственная и муниципальная служба, как социальный и политический институт, его цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Эффективность функционирования различных органов государственной власти в центре и на местах, государственного и муниципального управления имеет для страны исключительно важное значение. Она во многом зависит от того, насколько хорошо организованы деятельность государственной и муниципальной службы, как правового и социального института, работа по подбору, расстановке, подготовке и переподготовке кадров, насколько соответствуют их профессиональная квалификация и организация труда современным требованиям. Поэтому изучение данных проблем и путей их разрешения, совершенствования государственной и муниципальной службы.

Содержание

Глава 1. Государственная служба………………………………………………………...6
Глава 3. Государственные и муниципальные служащие и их правовое
положение………………………………………………………………………………… 26
Глава 4. Современная государственная и муниципальная
служба……………………………………………………………………………………….31
Заключение …………………………………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 96.19 Кб (Скачать файл)

Главное отличие муниципального служащего от государственного коренится в статье 12 Конституции РФ, в которой сказано, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Поэтому в отличие от государственного служащего муниципальный служащий не находиться на службе у государства. Он осуществляет профессиональную деятельность по обеспечению полномочий органов местного самоуправления, которые призваны в интересах и от имени населения непосредственно решать вопросы местного значения. Находясь под пристальным контролем населения, муниципальный служащий менее бюрократичен, чем государственный.

 В материальном положении он приравнивается к государственному служащему, хотя денежные средства на сто содержание не из средств государственного бюджета, а исключительно их местного. В остальном же его материальное положение схоже с государственными служащими. Это касается его оклада, надбавок к нему и т. д.

Право поступления на муниципальную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе возраста восемнадцати лет, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям замещаемой должности муниципальной службы.

2.2 Требования к муниципальным должностям

 

Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» классифицирует муниципальные должности муниципальной службы. В частности он определяет:

1. Муниципальная должность муниципальной  службы устанавливается нормативными  правовыми актами органов местного  самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утвержденным законом субъекта Российской Федерации.

Квалификационные требования к муниципальным должностям муниципальной службы устанавливают показатели, определяющие соответствие профессионального уровня муниципального служащего либо кандидата на замещение определенной муниципальной должности муниципальной службы функциям и полномочиям, установленным по этой должности.

2. Законами субъекта Российской Федерации устанавливается соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы.

В квалификационные требования к муниципальным служащим, замещаемым муниципальные должности  муниципальной службы, включаются требования к:

  • уровню профессионального образования с учетом группы и специализации муниципальных должностей муниципальной службы;
  • стажу и опыту работы по специальности;
  • уровню знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава), законов субъектов Российской Федерации, устава муниципального образования и других нормативных правовых актов муниципального образования применительно к испод, нению соответствующих должностных обязанностей.

Гражданам, претендующим на муниципальную должность муниципальной службы, рекомендуется иметь:

  • для высших и главных муниципальных должностей муниципальной службы — высшее профессиональное образование по специализации муниципальных должностей муниципальной службы или образование, считающееся профессиональным образованием по специальности «государственное и муниципальное управление»;
  • для ведущих и старших муниципальных должностей муниципальной службы — высшее профессиональное образование по специальности «государственное и муниципальное управление» или образование, считающееся равноценным;
  • для младших муниципальных должностей муниципальной службы - среднее профессиональное образование по специализации муниципальных должностей муниципальной службы или образование, считающееся равноценным.

Решение о признании образования равноценным принимается соответствующим органом местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В целях обеспечения высокого профессионального уровня муниципальных служащих, единства квалификационных требований к муниципальным должностям муниципальной службы рекомендуется:

1. Установить для муниципальных  должностей муниципальной службы следующие квалификационные требования к стажу и опыту работы по специальности:

  • высшие муниципальные должности— стаж муниципальной службы на главных муниципальных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет;
  • главные муниципальные должности муниципальной службы на ведущих муниципальных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;
  • ведущие муниципальные должности - стаж муниципальной службы на старших муниципальных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;
  • старшие муниципальные должности - стаж работы по специальности не менее трех лет;
  • младшие муниципальные должности - без предъявления требований к стажу.

Другие квалификационные требования по соответствующим муниципальным должностям устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом компетенции органов и должностных лиц местного самоуправления.

2. Должностные инструкции (должностные  обязанности) должны содержать перечень конкретных обязанностей по муниципальной должности и компетенции органа (должностного лица) местного самоуправления.

2.3 Задачи муниципальной службы

 

Основными задачами муниципальной службы являются:

  1. обеспечение наряду с государственной службой, прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;
  2. обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;
  3. подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;
  4. защита прав и законных интересов муниципального образования.

 

Более того, с точки зрения задач, эта служба представлена

в социальном аспекте: это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами;

в политическом: как деятельность по реализации государственной политики, достижение целей и задач в обществе и государстве, то есть от ее стабильности и эффективности зависит устойчивость общественных отношений;

в правовом: юридическое установление служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих Эта служба является сложным социально-правовым институтом. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений.

в нравственном аспекте: рассматриваются этические основы муниципальной службы.

 Если  говорить об отличии задач  муниципальных служащих от задач  государственных служащих, то оно  заключается лишь в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление), то есть качественного отличия не существует: все направлено на улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов

2.4 Функции муниципальной службы

 

Вообще, если говорить о функциях, то исполнительная и распорядительная деятельность направлена на все сферы муниципального образования. Прежде всего это финансовая сфера, то есть разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, а так же непосредственное обеспечение местного бюджета. Далее, разработка и организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение их реализации; разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муниципальной собственностью. Не менее важная функция – это руководство муниципальным здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями. Наконец, важнейшая функция : осуществление полномочий органов государственной власти, переданные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Следует отметить, что сходства государственной и муниципальной службы есть и единственное их отличие – это уровень и некоторые другие особенности.

Итак, под функциями муниципальной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.

Каждый под институт муниципальной службы, выполняет наряду с общими, также специфические функции. Например, для под института аттестации муниципальных служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д.

Главная функция права муниципальной службы состоит, прежде всего, в том, что бы обеспечить детальное, точное и определенное нормативное регулирование муниципально-служебных отношений.

2.5 Сходства и отличия муниципального и государственного служащего

 

Муниципальное право включает в себя нормы, устанавливающие правовые основы муниципальной службы, которая не является государственной.

Более общим для государственной и муниципальной службы является термин “публичная служба”.

Публичная служба – это служба в органе публичной власти. С этой точки зрения можно говорить о том, что нормы муниципального права являются источником публичной службы (то есть службы государственной). Так как органы местного самоуправления не признаются государственными органами, то и работники в этих учреждениях не могут называться государственными служащими.

Значит важным отличительным признаком, которым обладает муниципальная служба, является то, что это деятельность по исполнению полномочий органов местного самоуправления, то есть деятельность, находящаяся в подчинении муниципального образования, а муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета. Отсюда следует, что муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов федерации порядке включенную в штат должностей в структуре муниципальной администрации, имеющий квалификационный разряд (специальное звание, ранг, чин, степень, класс) заключивший с государственным органом трудовой договор, осуществляющий предоставленные ему функции и полномочия, получающий денежное содержание и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.

Глава 3. Государственные и муниципальные служащие и их правовое

положение.

Изучение правовых основ становления и функционирования институтов государственной гражданской службы и муниципальной службы, понимание того, что представляют собой государственная и муниципальная должности, как они классифицируются по видам, категориям и группам. Знание  о принципе организации и функционирования государственной и муниципальной службы позволяет перейти к рассмотрению понятий «государственные гражданские служащие» и «муниципальные служащие».

При этом важно понимать, что функции государственного и муниципального управления выполняются не просто такими институтами, как государственная и муниципальная служба; а людьми, занимающими высшие государственные и муниципальные должности и должности государственной и муниципальной службы.

Четкий, юридически выверенный ответ на вопрос, именно относится к государственным и муниципальным служащим, каков их правовой статус (права, обязанности, ответственность, ограничения и запреты в их деятельностно- служебном поведении и др.) содержится в ныне действующих федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» 2003 г., «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г. и «О муниципальной службе в Российской Федерации» 2007 г.

 «Гражданский служащий5 - гражданин Российской федерации, взявший на себя обязательства по прохождения гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или субъекта Российской Федерации».

 «Муниципальным служащим 6 является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

В  соответствии с данными законодательно установлении ми определениями и государственные, и муниципальные служащие должны отвечать следующим требованиям:

  1. госслужащими могут быть только граждане РФ, муниципальными –и граждане иностранных государств;
  2. они осуществляют профессиональную служебную деятельность на должностях государственной или муниципальной службы;
  3. исполняют свои служебные обязанности, получая денежное содержание за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации или муниципального бюджета.

В то же время следует учитывать, что отнюдь не все должности, включаемые в штатное расписание тех или иных государственных или муниципальных органов, являются государственными или муниципальными должностями государственной службы. Не являются таковыми, например, должности младшего обслуживающего персонала (водители, вахтеры, гардеробщицы, буфетчицы, электрики, сантехники, полотеры, уборщицы и т.п.) и другие работники, не занимающиеся непосредственным или опосредованным исполнением или обеспечением исполнения полномочий государственных или муниципальных органов власти и управления. Лица, занимающие эти должности, не относятся к категории государственных или муниципальных служащих, хотя они и могут числиться в штатных расписаниях тех или иных органов власти и управления7.

Информация о работе Государственная и муниципальная служба, как социальный и политический институт, его цели и задачи