Государственная и муниципальная служба, как социальный и политический институт, его цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Эффективность функционирования различных органов государственной власти в центре и на местах, государственного и муниципального управления имеет для страны исключительно важное значение. Она во многом зависит от того, насколько хорошо организованы деятельность государственной и муниципальной службы, как правового и социального института, работа по подбору, расстановке, подготовке и переподготовке кадров, насколько соответствуют их профессиональная квалификация и организация труда современным требованиям. Поэтому изучение данных проблем и путей их разрешения, совершенствования государственной и муниципальной службы.

Содержание

Глава 1. Государственная служба………………………………………………………...6
Глава 3. Государственные и муниципальные служащие и их правовое
положение………………………………………………………………………………… 26
Глава 4. Современная государственная и муниципальная
служба……………………………………………………………………………………….31
Заключение …………………………………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 96.19 Кб (Скачать файл)

Не является государственной или муниципальной службой профессиональная деятельность на предприятиях, не имеющих властных функций. Таковой не является и работа во властных органах на должностях, не относящихся к государственным или муниципальным.

С другой стороны, государственная служба осуществляется не только в аппаратах органов представительной и исполнительной власти, в судебных и правоохранительных органах, вооруженных силах, но и в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и субъектов РФ к государственной службе (например, должности государственной и муниципальной службы в Органах Прокуратуры РФ и Следственного комитета при Прокуратуре РФ, Счетной палате РФ и контрольно-счетных палатах в субъектах РФ, избирательных комиссиях, в аппарате уполномоченных по правам человека и других органах).

Правовое положение государственных и муниципальных служащих прежде всего определяется тем, как закреплены их права в федеральном законодательстве, а по отдельным вопросам, не урегулированным им - также Указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми документами министерств, служб и агентств, государственных комитетов (относительно их государственных служащих), муниципальными образованиями.

  Основные права государственного  гражданского и муниципального служащего в основном идентичны. И тот и другой имеет право на: 

  • обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей
  • ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
  • отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  • оплату труда и другие выплаты в соответствии с Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ и со служебным контрактом (трудовым договором);
  • получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
  • доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
  • доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
  • ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами do внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
  • защиту персональных сведений о гражданском служащем8;
  • должностной рост на конкурсной основе;
  • повышение квалификации в порядке, установленном федеральными законами;
  • членство в профессиональном союзе;
  • рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с федеральными законами;
  • проведение по его заявлению служебной проверки;
  • защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
  • пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • выполнение иной оплачиваемой работы, если это не повлечет за собой конфликт интересов, с предварительным уведомлением представителя нанимателя.

В настоящее время регулирование отношений связанных с государственной гражданской и муниципальной службой, осуществляется:

  1. Конституцией Российской Федерации;
  2. Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г № 58-ФЗ;
  3. Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г ЩИ № 79-ФЗ;
  4. Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ
  5. другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
  6. указами Президента Российской Федерации;
  7. постановлениями Правительства Российской Федерации
  8. нормативно-правовыми актами федеральных органа исполнительной власти;
  9. конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований;
  10. нормативными правовыми актами государственных органов и органов местного самоуправления, решениями, принятыми на сходах граждан, и иными правовыми актами.

 

 

Глава 4. Современная государственная и муниципальная служба

 

В итоге проведенной в 1992-2,009 гг. значительной законотворческой и организационной работы федеральных и региональных органов государственной и муниципальной власти в нашей стране сложилась новая система государственности и временной государственной и муниципальной службы.

Итоги созидательной работы в обобщенной форме подведены в разделе Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской. Федерации (2009-2013 г) утвержденной Указом Президента России от 10 марта 20С № 262, а также в ряде публикаций российских ученых.

К настоящему времени в России сложились конституцию основы государственной службы как механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшего ранее, административной системы управления.

Общая численность работников, занятых в органах государственной власти и местного самоуправления, по данным Ра на 1 октября 2008 г. достигла 1 млн. 214 тыс. человек.

Численность работников, замещавших 1 октября 2008 г. выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы, составляла 367,6 тыс. человек.

В целом численность работников органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации возросла за 1991-2008 гг. более чем на 568 тыс. чел. (на 88 %). Увеличение произошло, главным образом, за счет роста численности работников в федеральных органах исполнительной власти, в органах судебной власти и прокуратуры всех уровней, в органах местного самоуправления. Таким образом, за период с 1991 г. по 2009 г. численность работников государственных и муниципальных органов увеличилась почти в 2 раза (см. табл. 2), в основном на региональном уровне. Этот рост обусловлен формированием в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственных органов, обеспечивающих развитие рыночной экономики, а также увеличением численности работников органов местного самоуправления. Растет и удельный вес расходов на государственное управление в общих расходах федерального бюджета.

В 1999-2002 гг. и в 2007 г. отмечалось некоторое снижение численности государственных служащих федеральных органе исполнительной власти. Однако за 2003-2006 гг. их численность по данным Росстата (сведения за 2008 г)

увеличилась по сравнению с 2001 г. на 25 %. В целом же численность государственных и муниципальных служащих и лиц, занимающих государственные и муниципальные должности, за 2008 гг. выросла в России на 88 % и превысила числе госслужащих, которая имелась в Советском Союзе в 1990 г. Но население СССР составляло тогда 300 млн. а современной России в начале 2009 г. — 142 млн. человек.

Такая динамика в немалой мере обусловлена не только становлением в России ряда новых органов государственной власти (служба занятости, налоговая служба, служба на границах с бывшими республиками СССР ростом численности ряда федеральных органов государе власти, особенно ее исполнительной ветви. За 1991-2008 гг. выросла также численность государственных служащих и лиц, занимающих государственные должности субъектов Федерации, во многом обусловленная передач государственных функций с федерального уровня на субъекты Федерации.

Значительное увеличение численности муниципальных образований в ходе проводимой в стране муниципальной реформы которая в ряде субъектов Российской Федерации выросла в несколько раз.

До сопоставимой методологии определения круга органов недлительной власти, проведенного Росстатом в 2005 г., по состоянию на начало года в 2005 г. на 10 000 человек населения России приходилось 32 государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, в США. (2003 г.) — 39 государственных служащих.

Из сравнения этих данных отнюдь не следует вывод, что перед Россией стоит задача резкого увеличения доли населения, занятого на государственной службе.

Во-первых, терминами «государственные служащие» и как соответствующими ему «public administration», «public servis», «civi servis» в разных странах охватываются лица, занимающие разные должности, оплачиваемые из государственного или муниципального бюджета. В ряде стран в их численность входят, например, врачи, учителя, работники почты, дворники и т. п. лица. При этом нередко, в том числе и в Федеральной программе государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)», срок реализации которой Указом Президента РФ 12 декабря 2005 г. № 1437 был продлен на 2006-2007 гг., составляются численность и удельный вес государственных служащих федеральных органов исполнительной власти в России, численностью всех государственных служащих в других странах, что не вполне корректно.

Во-вторых, необходимы научные подходы к определению тимизации численности госслужащих, а их зачастую, к сожалению, нет.

В-третьих, их возможная численность во многом зависит от величины того ВВП, того бюджета, которым располагает страна в данном случае — Россия.

В целях совершенствования института государственной гражданской службы в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 24 ноября 2000 г. № Пр-2331 была разработана и утверждена 15 августа 2001 г. № Пр-1496 Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, а затем утверждена Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 19 ноября 2002 г. № 1336 Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)». В связи с тем, что поставленные ею задачи не были полностью решены, срок реализации данной программы был продлен Указом Президента РФ от 12 декабря 2005 г. № 1437 на 2006-2007 гг.

Однако реализация программы не была осуществлена и в 200 2008 гг. В связи с этим понадобилась разработка принципиально новой программы. 10 марта 2009 г. Президентом РФ Д. А. Медведевым Указом № 261 «О Федеральной программе « Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» была утверждена эта программа.

В стране осуществляются также административная, муниципальная, судебная, военная реформы и ряд других реформ, охватывающих весьма значительное воздействие на развитие и повышение эффективности функционирования государственной гражданской и муниципальной службы, всей системы государственного и муниципального управления в стране.

 

 

Заключение

Рассмотрев данную тему и проанализировав ее, можно сделать вывод о том, что государственная и муниципальная служба, как социальный и политический институт  контролируют общие, существенные и необходимые связи, возникающие в общественной жизни, и выражают важные устойчивые внутренние черты, особенности процесса управления. К ним относятся законы приоритетности социальных целей, доминирования глобальной цели, необходимого разнообразия, специализации управления, возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении, экономии времени.

На базе познания и использования законов социального управления формируются принципы управленческой деятельности руководящие идеи, исходные положения, позволяющие формировать систему управления и подбирать совокупность методов, необходимых для достижения поставленных целей.

Для более точного определения уровня профессионализма работников в управлении на предприятиях и организациях проводится аттестация данных работников. 

При этом важно помнить: где бы ни работал будущий специалист и чем бы ни занимался, он всегда включается в «мир организаций», в систему управления, занимая в ней определенное место (нередко - руководящее). Условием его эффективной деятельности, а, в конечном итоге, жизненного успеха, является знание организационных, управленческих закономерностей. При этом большое внимание должно уделяться психологическим вопросам управления и самоуправления, саморазвития, что собственно и означает обретение профессионализма.

 

Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г № 58-ФЗ;
  3. Федеральный  закон  «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г ЩИ № 79-ФЗ;
  4. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ
  5. Игнатов В.Г. Государственная и муниципальная служба современной России. Изд-во СКАГС 2009г
  6. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление в России. Изд-во СКАГС 2009г
  7. Игнатов В.Г. Государственная и муниципальная служба в России. История и современность. Изд-во «Март» 2010г
  8. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление как специальность и система научных знаний. Изд-во СКАГС 2009г
  9. Игнатов В.Г. Государственная и муниципальная служба в современной России в условиях административной реформы. Изд-во СКАГС 2006г
  10. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность теория и организация. Изд-во СКАГС 2009г
  11. Васильев А.А. Система муниципального управления. Изд-во «Кнорус» 2010г
  12. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Изд-во «Юнити» 2007г

1 Игнатов В.Г. доктор экономических наук, профессор. Заведующий кафедрой ГиМУ РАНХиГС.

 

2 Определение государственной службы в соответствии со ст.1 Федерального закона о системе государственной службы

3 См. Игнатов В.Г. « Государственное и муниципальное управление в России» СКАГС 2009г

4 Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации (данный действующий реестр утвержден Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574).

 

5 Согласно ст. 13 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля № 79-ФЗ

6 Согласно ст. 10 Федерального закона «О муниципальной службе Российской Федерации» 2007 г

7 Согласно  п.2 ст. 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» 2007 г

8 Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, утвержденное Указом Президента РФ

 


Информация о работе Государственная и муниципальная служба, как социальный и политический институт, его цели и задачи