Городское, сельское муниципальное образование: критерии образования, правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:20, контрольная работа

Краткое описание

Перед рассмотрением указанной темы необходимо поставить цели, достижение которых поможет раскрыть контрольную работу.
К этим целям относятся:
1. Рассмотрение территориальной организации местного самоуправления;
2. Изучение признаков муниципальных образований.
Категория «муниципальное образование» актуальна для исследования, т.к. содержит в себе все элементы местного самоуправления, являясь основой его функционирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Территориальная организация местного самоуправления…………………..4
2. Признаки муниципальных образований……...……………………………..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

муниц. право===.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

      Территории  с низкой плотностью населения –  территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации7.

      Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается8. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Признаки  муниципальных образований 

      Даваемое  в Федеральном законе о местном  самоуправлении определение муниципального образования, хотя в нем более  ярко выражен территориальный аспект по сравнению с социальным, близко понятию местного сообщества как территориально организованного коллектива. Анализ положений Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что муниципальное образование – это не только территориальная, но и социальная общность. Речь, в частности, идет о городском или сельском поселении, иной населенной территории9.

      Как особые субъекты права на местное самоуправление муниципальные образования обладают следующими признаками:

      - ведают вопросами местного значения, а также вправе принимать к  своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти, т.е. осуществляют публичную власть особого рода – местное самоуправление;

      - имеют устав (муниципального образования), который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и подлежит государственной регистрации, и свою символику;

      - реализуют право на объединение  в ассоциации и союзы;

      - имеют территорию и границы;

      - выборные и иные органы местного  самоуправления действуют в пределах муниципальных образований и уполномочены выступать от имени муниципальных образований при осуществлении прав собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности;

      - за муниципальными образованиями  закрепляются качества экономической и финансовой самостоятельности: именно они признаются собственниками имущества, входящего в состав муниципальной собственности, а также имеют местные бюджеты, которые определяются Федеральным законом как бюджеты муниципальных образований; органы местного самоуправления осуществляют права собственника в отношении местных финансов (средств местного бюджета, государственных и муниципальных ценных бумаг, принадлежащих органам местного самоуправления, других финансовых средств) от имени муниципальных образований.

      Как видно из перечисленных признаков, муниципальные образования имеют  целый ряд черт, присущих организациям – юридическим лицам: органы, устав, подлежащий государственной регистрации, имущество; в отношении них применяются  процедуры образования, объединения, преобразования и упразднения; не только уставы, но и сами муниципальные образования  проходят процедуру государственной  регистрации, вносятся в региональные реестры муниципальных образований и в Федеральный реестр муниципальных образований.

      Несмотря  на наличие отдельных признаков  юридического лица и корпорации, муниципальное  образование вряд ли можно охарактеризовать подобным образом. Его статус отличается от статуса юридического лица и корпорации по следующим позициям:

      Муниципальное образование не основано на членстве, что является определяющим признаком  корпорации.

      Муниципальное образование признается в соответствии с гражданским законодательством  особым субъектом гражданско-правовых отношений, наряду с государством и  государственным образованием, но не юридическим лицом.

      Юридическими  лицами являются органы местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

      В федеральном законодательстве отсутствует  обобщенное понятие нормативно-правовой системы местного самоуправления или системы нормативных правовых актов муниципального образования: все акты, кроме устава, признаются правовыми актами органов и должностных лиц местного самоуправления.

      Субъектами  наделения отдельными государственными полномочиями субъектов РФ и Федерации являются не муниципальные образования, а органы местного самоуправления.

      Именно  деятельность и акты органов и  должностных лиц местного самоуправления (а не муниципального образования  в целом) являются объектом контроля и надзора со стороны государства.

      Органы  и должностные лица местного самоуправления (а не муниципальные образования) признаются субъектами ответственности  перед государством, физическими  и юридическими лицами.

      Право местного самоуправления на судебную защиту трактуется как право граждан и органов (должностных лиц) местного самоуправления, а не как право муниципального образования.

      Создание  муниципальных предприятий, учреждений и организаций закрепляется как  функция органов местного самоуправления, именно они, а не муниципальные образования, выступают в качестве учредителей муниципальных предприятий.

      Не  муниципальное образование, а органы местного самоуправления по вопросам своей компетенции выступают  в качестве стороны в договорах, заключаемых ими с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами; они же являются заказчиками на выполнение работ в рамках муниципального заказа10.

      Органы  местного самоуправления названы в  Федеральном законе субъектами внешнеэкономической деятельности.

      В Федеральном законе говорится о  доходах и расходах органов местного самоуправления, о праве органов  местного самоуправления на компенсацию  увеличения расходов и уменьшения доходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти РФ и субъектов РФ, о праве органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами.

      Органы  местного самоуправления признаются также  субъектами кредитных отношений: они  вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.

      Хотя Федеральный закон и упоминает в качестве главных действующих лиц органы местного самоуправления, более подробный анализ большинства из названных выше правоотношений показывает, что органы местного самоуправления выступают в них лишь как органы муниципального образования, т.е. от имени последнего11. Следовательно, субъектом указанных правоотношений должно быть признано муниципальное образование. Полагаем, что это признание должно получить соответствующее законодательное оформление: появилась необходимость устранить имеющуюся в настоящее время в федеральном законодательстве не всегда оправданную подмену муниципальных образований органами местного самоуправления, преодолеть непоследовательность федерального, а вслед за ним и регионального законодателя, в определении истинной роли муниципальных образований и органов местного самоуправления в муниципально-правовых отношениях.    
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Итак, в нашей стране в процессе преобразований в стране создана новая система  управления, состоящая из двух ветвей власти – государственной и местного самоуправления.

      И одно из ключевых понятий местного самоуправления и основа его функционирования – муниципальное образование.

      На  уровне субъектов Российской Федерации  и на муниципальном уровне идет активное развитие муниципального права. Как  показала практика, основные причины  возникновения споров в сфере  применения норм этого муниципального права заключаются в недостаточном правовом регулировании вопросов местного самоуправления субъектом Российской Федерации; непризнании в ряде случаев права отдельных территорий на осуществление местного самоуправления; отсутствии уставов муниципальных образований; не назначении в установленные сроки выборов в органы местного самоуправления.

      Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная  Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

      Выделены  следующие элементы категории «муниципальное образование»: поселение или поселения, объединенные общей территорией в пределах которых осуществляется местное самоуправление; выборные органы местного самоуправления, действующие на территории данного поселения; муниципальная собственность и бюджет; зарегистрированный устав местного самоуправления.

      Таким образом, муниципальное образование  выступает формой организации местного самоуправления.

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

        1. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ, 2009. - № 4. - Ст. 445.
        2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. закон от  11 ноябрь 1994 г. № 52-ФЗ // Гражданского кодекса Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая (по состоянию на 06 апреля 2011). – М.: Проспект, 2011. – 544 с.
        3. Земельный кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. закон от      25 октября 2001 г. № 136-ФЗ //  Земельный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 19 июля 2011). – М.: Проспект, 2011. – 98 с.
        4. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ //  Градостроительный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 01 сентября 2011). – М.: Проспект, 2011. – 128 с.
        5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 06. 10. 2003 г. № 131-ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2011. – Версия от 02 августа.
        6. О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29. 12. 2004 г.         № 191-ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2011. – Версия от    19 июля.
        7. Салина, Л. Реорганизация и изменение типа государственного (муниципального) учреждения [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2011. – № 5.
        8. Кузнецов, Г. В. Потенциал имущественных налогов граждан [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Глава местной администрации. – 2011. – № 7.
        9. Писарев, А. Н. Муниципальное право Российской Федерации [Текст]: учебник / А. Н. Писарев – М.: Эксмо, 2000 – 310 с.
        10. Тихомиров, Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Текст] / Ю. Тихомиров – М.: Фонд «Правовая культура», 1999 – 406 с.

Информация о работе Городское, сельское муниципальное образование: критерии образования, правовой статус