Правовой статус муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Понятие "муниципальной службы" сравнительно новое для нашего законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов. Раньше данный вопрос относился к государственной службе, которая давала общие понятия и регламентировала как государственную службу, так и муниципальную службу. Теперь, правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь. Это связано с тем, что идет общее развитие всех институтов муниципального права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ……………………………………………5
1.1 Система муниципальной службы в России на современном этапе……….5
1.2 Нормативно-правовое регулирование муниципальной службы…………..7
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО…..9
2.1.Понятие муниципальной службы и муниципального служащего……..…..9
2.2.Права и обязанности муниципального служащего…………………..……12
2.3.Социальные гарантий при прохождении муниципальной службы………17
2.4. Ответственность муниципальных служащих……………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…26

Вложенные файлы: 1 файл

ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО.docx

— 63.67 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию  Министерства образования и науки  Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

Факультет заочного обучения

Кафедра "Управление и маркетинг"

Специальность: 080504.65

Государственное и муниципальное управление

 

 

 

 

 

 

Правовой статус муниципального служащего  в Российской Федерации

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ……………………………………………5

1.1 Система муниципальной  службы в России на современном  этапе……….5

1.2 Нормативно-правовое регулирование  муниципальной службы…………..7

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО…..9

2.1.Понятие муниципальной службы и муниципального служащего……..…..9

2.2.Права и обязанности муниципального служащего…………………..……12

2.3.Социальные гарантий при прохождении муниципальной службы………17

2.4. Ответственность муниципальных служащих……………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…26 
ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие "муниципальной службы" сравнительно новое для нашего законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов.

Раньше данный вопрос относился  к государственной службе, которая  давала общие понятия и регламентировала как государственную службу, так  и муниципальную службу. Теперь, правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь. Это связано с тем, что  идет общее развитие всех институтов муниципального права.

Актуальность  темы исследования. Осуществление широких демократических реформ в Российской Федерации закономерно предполагает развитие эффективной системы местного самоуправления. Современный этап формирования местного самоуправления характеризуется усилением внимания к такой ее важной составляющей, как муниципальная служба, центральное место в которой занимает муниципальный служащий.

Сегодня делаются попытки создания оптимальной модели специалиста  в области муниципального управления. В данном ракурсе важной категорией является правовое положение (статус) муниципального служащего, которое  в отечественной юриспруденции  изучено не в полной мере. Важным фактором, влияющим на совершенствование  муниципального управления, является адекватная юридическая ответственность  муниципального служащего за ненадлежащее осуществление своих полномочий.

Актуальность темы и ее недостаточная разработанность предопределили необходимость осуществления комплексного исследования прав и обязанностей муниципального служащего, составляющих его правовой статус, а также гарантий их реализации.

Объектом исследования является специальный правовой статус особого субъекта - муниципального служащего в Российской Федерации.

Предметом исследования выступает комплекс профессиональных прав и обязанностей муниципального служащего как элементов его специального правового статуса, а также их социально-экономические, политические, идеологические, юридические и иные гарантии.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе достижений современной юридической науки, с учетом положений действующего законодательства и практики его осуществления, исследовать правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации, выработать рекомендации по его совершенствованию и упрочению его гарантий.

В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

- анализ понятия муниципальная служба и муниципальный служащий

- проанализировать понятие, структуру и элементы правового статуса муниципального служащего;

- рассмотреть перечень профессиональных прав и обязанностей муниципального служащего;

- анализ ограничении и запретов, связанных с муниципальной службой

- анализ гарантий правового статуса муниципального служащего;

- анализ реестра муниципальных служащих

- выработать рекомендации по совершенствованию нормативной правовой регламентации правового статуса муниципального служащего.

муниципальный служащий должность  право обязанность

 

ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1 Система муниципальной службы  в России на современном этапе

 

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной  службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).1

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, провозгласила в качестве одной  из основ конституционного строя  местное самоуправление. "В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти" (ст. 12).

Не включение  органов местного самоуправления в  систему органов государственной  власти поставило на повестку дня  вопрос о необходимости формирования отличного от государственной службы корпуса профессиональных управленцев, реализующих полномочия в органах  местного самоуправления от имени и  по поручению муниципального образования. Так, впервые в истории российского  государства была организована самостоятельная  муниципальная служба.

Принятие  Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. явилось несомненным шагом в сторону формирования служебного права. В отличие от действовавшего ранее Федерального закона "Об основах государственной службы в Российской Федерации" в новом законе сделана попытка урегулировать не только специфические вопросы прохождения государственной службы, но и вообще всю трудовую деятельность государственного служащего.

Новый закон о муниципальной  службе, принятый 2 марта 2007 года, основан  на принципиально иной концепции. В  нем законодатель принципиально  отказался от дублирования норм трудового  законодательства и "терминологических подмен", которые так характерны для Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, принципиальным положением законопроекта, отличающим статус муниципальных служащих от статуса государственных гражданских служащих Российской Федерации, является то, что замещение должностей муниципальной службы осуществляется на основе трудового договора (контракта), а не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих Российской Федерации. Данное положение законопроекта является одной из его концептуальных основ, поскольку позволяет не дублировать в законодательстве о муниципальной службе многочисленные нормы трудового законодательства, обеспечивая тем самым их прямое действие и облегчая порядок их применения. Учитывая положение статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому нормы трудового права распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, на муниципальных служащих будет распространяться действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными законодательством о муниципальной службе. Заключение контракта предусмотрено законопроектом только применительно к гражданину, поступающему на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности.

С учетом вышеизложенного представляется, что принятие Федерального закона "О  муниципальной службе в Российской Федерации" станет важным шагом формирования ее новой организационно-правовой модели. Все это делает актуальным изучение научных и практических основ  функционирования муниципальной службы на новом этапе административной реформы.

1.2 Нормативно-правовое регулирование  муниципальной службы

 

Создание  нормативной правовой основы муниципальной  службы — одно из основных направлений  становления и совершенствования  муниципальной службы РФ.

Итак, в  настоящее время, нормативное правовое регулирование муниципальной службы РФ осуществляется:

1) Конституцией Российской Федерации, которая закрепляет исходные для муниципальной службы основы: верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; единство системы муниципальной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами Федерации; приоритет прав и свобод человека и гражданина; обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; равный доступ граждан к муниципальной службе;

2) Федеральным  законом от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", который в соответствии с Конституцией РФ определяет правовые и организационные основы системы муниципальной службы РФ, основные принципы ее построения и функционирования, в том числе взаимосвязь государственной и муниципальной службы;

8) Федеральным законом РФ от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с ратификацией конвенции организации обьедененых нации против коррупции от 31 октября 2003 года и конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции"

9) Федеральным законом РФ от 17 июля 2009 г. № 160-ФЗ "О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Муниципальная служба в Российской Федерации должна регулироваться федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, определяющими  муниципальную службу и правовое положение муниципальных служащих субъектов Российской Федерации. Каждая область должна принять свой закон  о муниципальной службе.

Нормативно-правовыми актами, регулирующими служебные отношения  муниципальной службы, как в широком  смысле, так и в узком ее понимании, являются уставы городского самоуправления, содержащие нормы о муниципальной  службе, основах муниципальной службы.

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО

2.1 Понятие муниципальной службы  и муниципального служащего

 

Статьей 2 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба определяется как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы.

Основными отличительными особенностями муниципальной  службы от других видов деятельности являются:

1) муниципальная  служба осуществляется в органах  местного самоуправления. В соответствии  с Федеральным законом от 06.10. 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", структуру органов местного самоуправления составляют:

представительный  орган муниципального образования;

глава муниципального образования;

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

контрольный орган муниципального образования;

иные  органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные  уставом муниципального образования  и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Муниципальные предприятия и учреждения не входят в структуру органов местного самоуправления, соответственно лица, осуществляющие свою профессиональную деятельность в указанных учреждениях, не состоят на муниципальной службе и не являются по статусу муниципальными служащими;

2) муниципальная  служба осуществляется в аппарате  избирательной комиссии муниципального  образования, которая не входит  в структуру органов местного  самоуправления. Избирательная комиссия  муниципального образования организует  подготовку и проведение муниципальных  выборов, местного референдума,  голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного  самоуправления, выборного должностного  лица местного самоуправления, голосования  по вопросам изменения границ  муниципального образования, преобразования  муниципального образования. Порядок  формирования и полномочия избирательных  комиссий муниципальных образований  устанавливаются федеральным законом  и принимаемым в соответствии  с ним законом субъекта Российской  Федерации, а также уставами  муниципальных образований;

3) муниципальная  служба осуществляется на должностях  муниципальной службы. Структура  муниципальных должностей органов  местного самоуправления представлена  двумя видами: выборные должности  и должности муниципальной службы.

4) муниципальная  служба функционирует в сфере  публичной власти и является  публично-властной деятельностью.  Публичность муниципальной службы - это важнейшая составная часть  публичного права, выражающая  право народа как суверена  демократического государства на  профессиональное ведение дел  от лица всего народа. Местное  самоуправление является одной  из основ конституционного строя  Российской Федерации, российской  системы народовластия. В то  же время местное самоуправление  в Российской Федерации признается  и гарантируется Конституцией  РФ как форма самоорганизации  граждан для решения вопросов  местного значения, обеспечения  жизнедеятельности муниципального  образования;

Информация о работе Правовой статус муниципального служащего