Виды гарантий местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Главные цели, поставленные в моей работе, заключаются в следующем: более тщательно изучить тему «Гарантии местного самоуправления», делая акцент на основных понятиях, терминах, структурных элементах; познакомится с научной литературой по данной теме и на основании ее анализа попытаться систематизировать накопившиеся знания, сделать определенные выводы и разобраться в основных проблемах, связанных с ней.
Структурно данная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, и списка использованной литературы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
1.Понятие и сущность гарантий местного самоуправления…………...5
2.Классификация гарантий местного самоуправления………………….7
3.Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность
местного самоуправления………………………………………………….12
4.Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую
независимость местного самоуправления………………………………...17
5.Судебная форма защиты местного самоуправления…………………...21
Заключение…………………………………………………………………..33
Список литературы………………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсовик настоящий.docx

— 61.67 Кб (Скачать файл)

Верховный Суд  РФ указал, что споры между муниципальными образованиями и исполнительными  органами государственной власти субъектов  РФ по поводу перечисления денежных средств в бюджет муниципального образования подведомственны судам общей юрисдикции, поскольку ни АПК РФ, ни иной федеральный закон не относит к ведению арбитражных судов споры, вытекающие из бюджетных правоотношений.

В соответствии со ст. 198 АПК  РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный  суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, норма статьи предусматривает два самостоятельных объекта обжалования: ненормативный правовой акт, незаконные решения и действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц14.

Довольно часто в суде исследуется вопрос о том, какие  органы местного самоуправления обладают правом выступать в защиту общественных интересов.

Анализируя термин «общественные  интересы» ряд исследователей обращают внимание на собирательный характер используемого понятия.

Во-первых, под общественными  интересами на муниципальном уровне необходимо понимать непосредственно  законные интересы людей, проживающих  на территории того или иного муниципального образования. Само предназначение муниципального образования заключается в том, чтобы граждане, проживающие на его  территории, могли решать насущные проблемы в соответствии со своими интересами и спецификой той или  иной местности. Таким образом, интересы любого из жителей муниципалитета являются «муниципальными», если для их удовлетворения или защиты необходимо обращаться к полномочиям, компетенции местных органов власти, специально созданных для разрешения подобных вопросов.

Во-вторых, муниципальными общественными  интересами являются и интересы самого муниципального образования как  негосударственной структуры, как  публично-правового образования. Многочисленные законные интересы жителей территории определенного муниципального образования, координируясь соответствующими местными органами власти, ими «поглощаясь», перерастают в качественно несколько иной уровень интересов - интересов муниципалитетов, которые в то же время, понятно, неразрывно связаны с теми аспектами, которые содействуют или стоят на пути реализации законных интересов каждого в отдельности и всех жителей определенной территории вместе.

На первый взгляд, очевидно, что органы местного самоуправления являются носителями интересов граждан, которые их избрали. Поэтому, обладая  правами юридического лица и являясь  субъектами публичного права, они должны действовать от имени и в интересах  муниципального образования.

Правоприменительная практика при разрешении дел в сфере  местного самоуправления чаще всего  основывается на следующей позиции: в качестве субъекта процессуальных отношений выступает орган местного самоуправления - юридическое лицо, причем различий между его собственными интересами как юридического лица - учреждения - и интересами муниципального образования, которое орган представляет, не проводится, т.е. интересы органа местного самоуправления трактуются как общественные интересы, интересы муниципального образования.

Вместе с тем тот  факт, что возможны ситуации, когда  орган местного самоуправления действует  в неких собственных «учрежденческих» интересах, вносит серьезную путаницу в определение целей и задач  деятельности органов, как и их статуса в целом. Так, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления обращаются в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов. Однако типичной является ситуация, когда суд взыскивает с органов местного самоуправления государственную пошлину, посчитав, что обращение данного органа не преследовало защиту государственных или общественных интересов (при рассмотрении дел, связанных с правоотношениями, вытекающими из хозяйственных договоров, заключаемых органами местного самоуправления). В условиях же отсутствия в местном бюджете достаточных средств для оплаты государственной пошлины вопрос о реализации права на судебную защиту органами местного самоуправления становится, по существу, риторическим. Данная обязанность существенно ограничивает и права муниципалитетов, и права населения.

Эффективность судебной защиты права на осуществление местного самоуправления связана и с другими  проблемами, среди которых следует  особо выделить: постоянно меняющееся законодательство в сфере местного самоуправления, имеющее не всегда необходимый уровень юридической  техники, отсутствие однозначной правоприменительной практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

       Осуществление местного самоуправления в России имеет конституционные гарантии. Они представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления и являются важнейшим условием полного и эффективного выполнения ими своих задач и функций. Согласно Конституции РФ (ст. 133) местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничения прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

       Экономические гарантии заложены в становлении и развитии экономической и финансовой основ местного самоуправления, создании муниципальной собственности, формировании достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства и внедрения новых современных технологий.

       Такое право закреплено за местным самоуправлением Конституцией Российской Федерации, законодательством о местном самоуправлении, другими нормативно-правовыми актами.

        Организационные гарантии создают условия для осуществления гражданами местного самоуправления с использованием форм непосредственной и представительной демократии.

       Граждане получили гарантию на местный референдум, на выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, на отзыв депутата и выборного должностного лица, на правотворческую гражданскую инициативу, на проведение собраний и сходов, на обращение в органы местного самоуправления.

       Органы местного самоуправления для реализации функций наделены соответствующей компетенцией, гарантирующей выполнение задач местного значения.

       Правовые гарантии местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами, законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. 
        Цель этих правовых актов состоит в том, чтобы обеспечить нормальную, полноценную деятельность местного самоуправления и его органов в решении задач местного значения и выполнении переданных государственных полномочий, а также защиту прав местного самоуправления. 
       Гарантии местного самоуправления измеряются силой нормативных правовых актов, принимаемых в системе местного самоуправления, обязательностью их выполнения и ответственностью за их невыполнение или ненадлежащее исполнение.

       Статья 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

       Такой подход ставит всех физических и юридических лиц в рамки правового поля, определяемого местным самоуправлением на основе действующего законодательства.

       Одной из правовых гарантий является обязательность рассмотрения органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и принятия по ним решений.

       Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении наделяют представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. 
Законодательная инициатива гарантирует решение задач местного значения путем принятия законов, приближенных к интересам граждан и жизненной ситуации и учитывающих местные условия и национальные особенности. 
Не менее важной в условиях становления правового государства является гарантия судебной защиты местного самоуправления. 
       Согласно ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявить в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

 

 

Список литературы

 

 Нормативно-правовые акты:

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011).
  3. Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».
  4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 12.03.2010).
  5. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 30.04.2010) «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
  6. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 12.07.2011).
  7. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2011).
  8. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 21.11.2011).
  9. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011) «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011).
  10. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.1996 N 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области».
  11. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985г.).

 

Учебная литература

 

    1. Муниципальное право. Учебное пособие. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Источник: Консультант
    2. Кутафин О. Е. и Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. 3-е изд. – М., Проспект, 2010.
    3. Дмитриев Ю.А. Муниципальное право РФ / Ю.А. Дмитриев. - М.: Издательство Юрист, 2005
    4. Муниципальное право России: учебник (отв. ред. С.А. Авакьян). - Проспект, 2009 г.
    5. Комментарий к Конституции (постатейный) РФ. Бархатова Е.Ю. Проспект – 2010. Источник: Консультант.
    6. «Судебная защита прав местного самоуправления» Сергеев А. //Законность. №2. 2006. Источник: Консультант.
    7. «Судебная защита местного самоуправления». Шугрина Е.С. «Норма». М.-2010. Источник: Консультант.
    8. «Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России». Бондарь Н.С. «Норма». М.-2008. Источник: Консультант.
    9. Щепачев, В.А. Институт судебной защиты местного самоуправления [Электронный ресурс] / В.А.Щепачев. – Режим доступа: http://www.romanovaa.ru/localgov-theory-institution

 

 

 

 

1 Кутафин О. Е. и Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. 3-е изд. – М., Проспект., 2010.

2 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011). Источник: Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3 Дмитриев Ю.А. Муниципальное право РФ / Ю.А. Дмитриев. - М.: Издательство Юристъ, 2005.

4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Источник: Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

5 Муниципальное право России: учебник (отв. ред. С.А. Авакьян). - Проспект, 2009 г.

6 Кутафин О. Е. и Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. 3-е изд. – М., Проспект, 2010.

7 Кутафин О. Е. и Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. 3-е изд. – М., Проспект, 2010.

8 Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации “По делу о проверке конституционности ряда положений Устава — Основного Закона Читинской области” от 1 февраля 1996 г Источник: Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

9 Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985). Источник: Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Информация о работе Виды гарантий местного самоуправления