Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:13, курсовая работа
Главные цели, поставленные в моей работе, заключаются в следующем: более тщательно изучить тему «Гарантии местного самоуправления», делая акцент на основных понятиях, терминах, структурных элементах; познакомится с научной литературой по данной теме и на основании ее анализа попытаться систематизировать накопившиеся знания, сделать определенные выводы и разобраться в основных проблемах, связанных с ней.
Структурно данная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, и списка использованной литературы.
Введение……………………………………………………………………..2
1.Понятие и сущность гарантий местного   самоуправления…………...5
2.Классификация гарантий местного самоуправления………………….7
3.Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность 
местного самоуправления………………………………………………….12
4.Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую 
независимость местного самоуправления………………………………...17
5.Судебная форма защиты местного самоуправления…………………...21
Заключение…………………………………………………………………..33
Список литературы………………………………………………………….36
В правовом государстве суд выступает в роли независимого от какого-либо влияния органа, решающего споры о нарушенном праве. Судебная власть в Российской Федерации призвана способствовать обеспечению законности в государстве, укреплению правопорядка, защите конституционного строя, одним из элементов которого является местное самоуправление, признаваемое и гарантированное государством.
Согласно ст. 133 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту. В ст. 11 Европейской хартии местного самоуправления предусматривается, что органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий, и соблюдения закрепленных конституцией или внутренним законодательством страны принципов местного самоуправления12.
Даже из простого сопоставления текстов двух вышеприведенных норм видны их существенные различия. Так, в Конституции РФ отсутствует указание на субъект судебной защиты, речь идет о местном самоуправлении в целом; а в Хартии называются только органы местного самоуправления. Кроме того, в Хартии устанавливается, что объектом судебной защиты прав органов местного самоуправления являются:
- полномочия органов местного самоуправления;
- принципы местного 
К объекту судебной защиты местного самоуправления, в рамках конституционного законодательства, относится обширный комплекс прав, к которым в первую очередь следует отнести следующие:
1) самостоятельность местного 
2) право граждан осуществлять 
местное самоуправление путем 
прямого волеизъявления и 
3) право граждан участвовать 
в референдуме, избирать и 
4) право граждан самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ);
5) право граждан на участие 
в решении вопроса об 
6) право граждан самостоятельно 
владеть, пользоваться и 
7) право органов местного 
8) право местного самоуправления 
на компенсацию дополнительных 
расходов, возникших в результате 
решений, принятых органами 
9) право органов местного 
Таким образом, судебной защите подлежат 
как непосредственно права 
В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отсутствует отдельная статья, посвященная судебной защите. Однако анализ текста Закона свидетельствует о фактическом усилении роли суда. Так, большое количество процедур может быть реализовано только при наличии судебного решения, а в некоторых случаях возможно прямое обращение в суд.
Помимо общих норм о судебной защите федеральным законодательством предусматриваются судебные гарантии отдельных процедур, при осуществлении которых имеется наибольшая вероятность нарушения конституционного права на осуществление местного самоуправления. На основании Федерального закона N 131-ФЗ в судебном порядке возможно:
- признание несоответствий 
федеральных и региональных 
- признание несоответствий 
федеральных и региональных 
- подтверждение наличия 
оснований для прекращения 
- обжалование решений 
и иных нормативных правовых 
актов органов государственной 
власти субъектов РФ, принятых 
в отношении органов и 
- обжалование органами 
местного самоуправления 
- обжалование органами 
местного самоуправления 
- признание оснований 
для отмены или 
- обжалование решений, 
принятых путем прямого 
В Федеральном 
законе N 131-ФЗ не содержится общей нормы, 
позволяющей сделать вывод о 
составе субъектов местного самоуправления, 
наделенных правом обращения в суд 
за защитой прав местного самоуправления. 
В нем обоснованно 
- субъектами права обжалования 
предписаний государственных 
- субъектами права обжалования 
решения о проведении местного 
референдума и решения 
- субъектами права обжалования 
отказа в государственной 
В общем случае правом судебного 
обжалования незаконных действий или 
решений обладают те субъекты, чьи 
права нарушены этими действиями 
или решениями. При этом гражданин 
не обязан приводить какие-либо дополнительные 
доказательства нарушения персонально 
его субъективных прав. Например, как 
следует из закона (ст. 134 ГПК РФ; ст. 
29, 52, 191 АПК РФ), права и законные 
интересы заявителя должны быть затронуты 
оспариваемым актом. Лишь установив, что 
оспариваемый нормативный акт отвечает 
названной характеристике применительно 
к данному конкретному 
Судебная защита права на местное самоуправление может осуществляться согласно ст. 118, 125 - 127 Конституции РФ органами конституционного правосудия (Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ), судами общей юрисдикции (Верховным Судом РФ и другими судами, входящими в систему общих судов) и арбитражными судами (Высшим Арбитражным Судом РФ и другими арбитражными судами).
В ст. 125 Конституции РФ содержатся специальные предписания, которые возлагают на особый орган правосудия - Конституционный Суд РФ полномочия по осуществлению проверки конституционности перечисленных в ней нормативных актов, которая может повлечь утрату ими юридической силы. Определяя компетенцию Конституционного Суда РФ, Конституция РФ исходит из обязательности ее осуществления в специфической форме правосудия - конституционном судопроизводстве и поэтому устанавливает основные признаки этой формы, а именно круг предметов проверки и инициаторов рассмотрения дел, связанные с этим виды процедур и юридические последствия принимаемых решений. На основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
Суды общей юрисдикции в силу ст. 126 Конституции РФ призваны разрешать уголовные, гражданские и административные дела. Таким образом, эти суды защищают конституционное право на осуществление местного самоуправления от уголовно-правовых посягательств, гражданских деликтов и административных проступков, а также нарушений, вытекающих из административных правоотношений, включая нарушения данного конституционного права правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления13.
Арбитражные суды в соответствии 
со ст. 127 Конституции РФ, Федеральными 
конституционными законами от 31 декабря 
1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской 
Федерации» и от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ 
«Об арбитражных судах в 
Особенность судебной системы России состоит в том, что Конституционный Суд РФ и арбитражные суды являются специализированными судами, т.е. рассматривают только те категории дел, которые отнесены законами к их ведению. Суды же общей юрисдикции не имеют строго определенной предметной компетенции (учитывая неограниченность права на судебную защиту) и рассматривают все дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов, кроме тех, которые отнесены законом к исключительной компетенции указанных специализированных судов. В связи с этим большое количество проблем возникает по вновь появляющимся категориям дел, например по налоговым спорам, спорам, вытекающим из межбюджетных отношений.
Достаточно много вопросов 
в правоприменительной практике 
вызывает разграничение