Виды гарантий местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Главные цели, поставленные в моей работе, заключаются в следующем: более тщательно изучить тему «Гарантии местного самоуправления», делая акцент на основных понятиях, терминах, структурных элементах; познакомится с научной литературой по данной теме и на основании ее анализа попытаться систематизировать накопившиеся знания, сделать определенные выводы и разобраться в основных проблемах, связанных с ней.
Структурно данная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, и списка использованной литературы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
1.Понятие и сущность гарантий местного самоуправления…………...5
2.Классификация гарантий местного самоуправления………………….7
3.Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность
местного самоуправления………………………………………………….12
4.Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую
независимость местного самоуправления………………………………...17
5.Судебная форма защиты местного самоуправления…………………...21
Заключение…………………………………………………………………..33
Список литературы………………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсовик настоящий.docx

— 61.67 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..2

1.Понятие и сущность гарантий местного   самоуправления…………...5

2.Классификация гарантий местного самоуправления………………….7

3.Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность

местного  самоуправления………………………………………………….12

4.Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую

независимость местного самоуправления………………………………...17

5.Судебная форма защиты местного самоуправления…………………...21

Заключение…………………………………………………………………..33

Список литературы………………………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Понятие местного самоуправления относительно недавно  вошло в современную отечественную  политическую терминологию. В обыденном  понимании под местным самоуправлением, как правило, подразумевается система  решения вопросов обеспечения повседневных потребностей населения. Но суть этого явления гораздо серьезнее.

Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства. В частности - это неотъемлемая часть общегосударственной  системы сдержек и противовесов. Нередко упомянутая система понимается исключительно как механизм взаимоотношений  Президента и парламента России (или  их аналогов на уровне субъектов Российской Федерации), позволяющий согласовывать  позиции различных политических сил, стоящих у власти. Но наряду с сочетанием различных интересов  на государственных уровнях Российской федерации, субъектов Российской Федерации  необходимо сочетание интересов  государственных и интересов  каждого отдельно взятого города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории. Роль выразителя таких интересов  и призвано играть местное самоуправление. Чтобы эта роль была действенной, необходимо наличие у местного самоуправления полномочий на самостоятельное решение  вопросов защиты интересов жителей, обусловленных фактом совместного  проживания на соответствующей территории (вопросов местного значения), а также  полномочий на участие в подготовке решений органов государственной  власти, затрагивающих интересы жителей  территории местного самоуправления.

Органы местного самоуправления призваны решать вопросы  местного значения, создавать условия  для обеспечения повседневных потребностей населения - но это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную жизнь. Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы государственной власти от "текучки", позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного управления. 
       Обеспечение текущих потребностей граждан требует государственных средств независимо от наличия или отсутствия местного самоуправления. А органы местного самоуправления, будучи властью, создаваемой населением муниципальных образований из своего состава, из людей, знающих все нюансы проблем своей территории, властью, подотчетной населению, властью, действующей в буквальном смысле на глазах своих избирателей, объективно являются органами власти, в наибольшей степени способными решать вопросы местного значения в экономически эффективных формах. 
Представляется, что задача создания действенного местного самоуправления в условиях декларированного Конституцией Российской Федерации построения правового демократического государства является одной из ключевых. Правовое демократическое государство неразрывно связано с наличием гражданского общества, а местное самоуправление - и неотъемлемая часть, и, одновременно, условие существования гражданского общества. Таким образом, тема работы является весьма актуальной. 
         Главные цели, поставленные в моей работе, заключаются в следующем: более тщательно изучить тему «Гарантии местного самоуправления», делая акцент на основных понятиях, терминах, структурных элементах; познакомится с научной литературой по данной теме и на основании ее анализа попытаться систематизировать накопившиеся знания, сделать определенные выводы и разобраться в основных проблемах, связанных с ней.

Структурно  данная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, сущность гарантий местного самоуправления.

 

Важнейшим и необходимым условием полного  и эффективного осуществления задач и функций местного самоуправления является гарантированность прав местного самоуправления.

Система гарантий прав местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту1

Согласно  п. 2 ст.1 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, местное самоуправление  - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и местных традиций2.

   Необходимым условием полного  и эффективного осуществления  задач и функций местного самоуправления  в Российской Федерации является  обеспечение реализации и защиты  прав местного самоуправления, создание  гарантий подлинной независимости  и самостоятельности местного  самоуправления. Обеспечение государственных  гарантий местного самоуправления  на сегодня является одним  из важнейших направлений государственной  политики Российской Федерации.  Система гарантий местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту3.

     В современном муниципальном  праве Российской Федерации сложились  различные понимания гарантий  местного самоуправления:

- гарантии  понимаются, как реально существующие  условия и средства, обеспечивающие  реализацию местного самоуправления;

- гарантии  понимаются, как совокупность правовых  норм, гарантирующих осуществление  местного самоуправления;

- гарантии  местного самоуправления рассматриваются  в первых двух смыслах сообща, это точка зрения большинства  ученых.

Гарантии  местного самоуправления определены Конституцией РФ, Федеральным законом РФ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации»,   Федеральным законом  РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом РФ «Об основах  муниципальной службы в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о местных референдумах, о выборах  органов и должностных лиц  местного самоуправления, о собраниях  и сходах граждан, о формировании муниципальной собственности и т.д. Гарантии местного самоуправления также закреплены в уставах соответствующих муниципальных образований и иных нормативно-правовых актах органов местного самоуправления.

 

 

2. Классификация гарантий местного  самоуправления.

 

В законодательстве не существует четкого решения вопроса  о классификации гарантий местного самоуправления. Подходы же к классификации  гарантий местного самоуправления, имеющиеся  в юридической литературе, наоборот, отличаются большим разнообразием. На характеристике некоторых из них  хотелось бы остановиться подробнее.

 Наиболее  распространено разделение гарантий  местного самоуправления на общие и специальные (юридические). Такая классификация позволяет выделить с одной стороны гарантии, напрямую связанные с осуществлением местного самоуправления (специальные), а с другой стороны - связанные с ним, но не напрямую, а опосредованно (общие). Данный критерий сводится к разделению гарантий местного самоуправления в зависимости от формы и степени воздействия на общественные отношения, возникающие при реализации права на местное самоуправление.

 Под  общими гарантиями понимаются  экономические, политические отношения,  духовные устои и ценности  общества, которые служат предпосылками  стимулирования развития местного  самоуправления, обеспечивают определенную  устойчивость и стабильность  в деятельности органов местного  самоуправления, создают реальные  возможности для наиболее полной  реализации норм, устанавливающих  компетенцию органов местного  самоуправления. К общим гарантиям  чаще всего причисляют экономические,  политические, духовные гарантии, а  к специальным - юридические гарантии. Разделение гарантий на такие  группы является достаточно распространенным  и может быть применимо не  только по отношению к местному  самоуправлению, но и в ряде  других случаев.  К экономическим  гарантиям относится сложившаяся  экономическая система общества, в основе которой лежат принципы свободы экономической деятельности, предпринимательства и труда, разнообразия и равноправия форм собственности, включая и муниципальную собственность. Не меньшее влияние на местное самоуправление оказывает существующая финансовая система. В настоящее время финансовая система Российской Федерации состоит из следующих относительно самостоятельных звеньев: бюджетные фонды, внебюджетные фонды, страховые фонды, государственный и муниципальный кредит, финансы предприятий и организаций. Некоторые авторы в качестве отдельного института, входящего в финансовую систему, выделяют местные финансы. Другие вместо бюджетных фондов называют бюджетную систему, состоящую из государственных и местных бюджетов.

     К политическим гарантиям местного  самоуправления относят политико-правовой  режим государства. В условиях  демократического режима власть  реализуется в интересах народа  демократическими, правовыми методами, права и свободы человека и  гражданина всесторонне гарантированны  и защищены, закон господствует во всех сферах общества. В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства4. Далее в Конституции выделено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Система органов государственной власти основана на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В статье 13 Конституции Российской Федерации закрепляется идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. При этом никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Все указанные положения Конституции Российской Федерации имеют прямое действие и применяются на всей территории России. Вместе с тем, это не исключает возможности прихода к власти путем свободных выборов тех или иных политических сил, общественных объединений со своей идеологией. Однако это не должно вести к исключению из жизни других идеологий, не должно отражаться на учебных программах, на государственных и муниципальных средствах массовой информации, на подборе и расстановке государственных и муниципальных служащих.

Под духовными  гарантиями понимается существующий в  обществе уровень развития культуры, правосознания, духовных ценностей.

Игнорирование органами местного самоуправления, государством исторических, культурных, национальных, а также местных традиций затрудняет реализацию задач и целей местного самоуправления. Построение системы местного самоуправления должно базироваться на основе учета существующих традиций и обычаев. Насаждение чуждых той или иной культуре институтов обречено на провал. Характеризуя современное состояние духовных гарантий, следует отметить, что правовая культура нашего населения пока еще низка.  В связи с этим очень часто можно наблюдать безразличие людей к решению вопросов местного значения, проведению выборов в различные органы власти5.

 Особое  место в системе гарантий местного  самоуправления занимают специальные  (юридические) гарантии. Они представляют  собой «правовые средства обеспечения  деятельности местного самоуправления, которые установлены как на уровне Федеральном так и на уровне субъектов Федерации. Кроме того, надо иметь в виду, что органы местного самоуправления принимают собственные нормативные акты, которые также содержат правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления (положения, уставы о местном самоуправление и др.)6.

Юридические гарантии по своему характеру могут  быть материальными и процессуальными. Например, право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной  власти, закрепленное в статье 133 Конституции  Российской Федерации, является материальной гарантией.  Решения органов государственной  власти, влекущие дополнительные расходы  органов местного самоуправления, реализуются  органами местного самоуправления в  пределах переданных им в качестве компенсации средств.

  В  зависимости от целевого назначения  специальные (юридические) гарантии  можно разделить на три группы:

1) гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления;

2) гарантии, обеспечивающие финансовую и экономическую самостоятельность местного самоуправления;

3) судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления.

     В зависимости от того, для кого предоставляются гарантии, разделяют гарантии прав населения, отдельных граждан Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Возможно разделение гарантий местного самоуправления и в зависимости от сферы их действия на международно-правовые, внутригосударственные, региональные. Исходя из того, что гарантии местного самоуправления могут содержаться в уставах муниципальных образований, можно также выделить гарантии, действующие на территории муниципального образования.

   Международно-правовые гарантии  закрепляются в Европейской хартии  местного самоуправления, которая  была ратифицирована в Российской  Федерации Федеральным Законом  от 11.04.1998. В соответствии с пунктом  4 статьи 15 Конституции Российской  Федерации общепризнанные принципы  и нормы международного права,  международные договоры являются  составной частью правовой системы  нашей страны. При этом конвенция  распространяют свое действие  не только на территорию России, но и на территорию других  государств, ее ратифицировавших. В  ней формулируются такие основополагающие  вопросы местного самоуправления  как сфера компетенции местного  самоуправления, условия осуществления  полномочий на местном уровне, правовая защита местного самоуправления  и т.д. 

   Внутригосударственные гарантии  закрепляются в Конституции Российской  Федерации и иных правовых  актах государства. Так, ряд  гарантий местного самоуправления  определен в статьях 131, 132, 133 Конституции  Российской Федерации, большое  количество гарантий содержится  и в целом ряде статей Федеральных  Законов «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации» и  «О финансовых основах местного  самоуправления в Российской  Федерации». Эти гарантии действуют  на территории всей Российской  Федерации. 

 

 

 

 

 

3. Гарантии, обеспечивающие  организационную  самостоятельность  местного самоуправления.

 

К гарантиям, обеспечивающим организационную  самостоятельность местного самоуправления, относятся закрепляемые законодательством о местном самоуправлении организационные основы местного самоуправления, принципы определения компетенции органов местного самоуправления7.

Статья 3 Конституции Российской Федерации  устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня осуществления народом принадлежащей ему власти. Отсюда вытекает, что власть местного самоуправления должна быть организационно обособлена от государственной власти и действовать в известных пределах автономно.

Гарантиями  организационного обособления и  самостоятельности местного самоуправления в системе управления обществом и государством являются:

1. Закрепляемое  статьей 12 Конституции Российской  Федерации положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что органы местного самоуправления не являются звеньями единой иерархической системы органов государственной власти, построенной на основе принципов строгой подотчетности нижестоящих органов вышестоящим, руководства вышестоящих органов нижестоящими органами (что было характерно для советской организации власти на местах).

Информация о работе Виды гарантий местного самоуправления