Бюджетный процесс города Новосибирска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексный анализ местного бюджета с разных позиций, а также изучение бюджетного процесса в городе Новосибирске.
В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
 рассмотреть на начальной стадии изучения бюджетный процесс и устройство в Российской Федерации;
 изучить различные аспекты при определении понятия местного бюджета;
 охарактеризовать функции бюджета муниципального образования;
 проанализировать структуру местного бюджета, то есть изучить доходную и расходную часть бюджета муниципального образования;
 рассмотреть основные характеристики бюджета города Новосибирска;
 раскрыть сущность бюджетного устройства города Новосибирска;
 изучить плановый бюджет города Новосибирска на 2011 год.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I. Местные бюджеты, как элемент бюджетной системы РФ……………5
1.1 Бюджетная система и бюджетное устройство в РФ……………………..….5
1.2 Понятие местного бюджета…………………………………………………..9
1.3 Функции бюджета муниципального образования………………………....12
Глава II. Структура местного бюджета………………………………………...14
2.1 Доходная часть местных бюджетов……………………………………..….14
2.2 Расходная часть местных бюджетов………………………………………..18
Глава III. Бюджетный процесс города Новосибирска………………………...21
3.1 Бюджетное устройство в городе Новосибирске………………………...…21
3.2 Плановый бюджет города Новосибирска на 2011 год………………...…..32
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………...………………38

Вложенные файлы: 1 файл

готово.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

   В дореволюционной России (до 1917 г.) предпринимались попытки демократизировать правовую форму государственного бюджета. Известный российский государственный деятель XIX в. М.М. Сперанский в работе «План финансов» обосновывал необходимость придания бюджету силы закона, обеспечения гласности в его утверждении и исполнении.

   В законодательстве содержится юридическая характеристика бюджета и с позиций права собственности. Согласно ГК РФ (п. 4 ст. 214) средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно государственную казну РФ или субъекта РФ. Таким образом, средства местного бюджета отнесены к объектам муниципальной собственности и соответственно — составной части муниципальной казны (ст. 215). Такая характеристика важна тем, что определяет собственника бюджетных средств. Соответствующие органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью. Конституция РФ относит вопросы разграничения государственной собственности, куда входят и бюджетные средства, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «г» ч. 1 ст. 72).

   К понятию бюджета обращается и законодательство, что, без сомнения, имеет положительное значение. Так, в Законе РФ от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» бюджет был определен как форма образования и расходования денежных средств для функционирования органов государственной власти». Однако это характеризует лишь одну его сторону - связь с функционированием органов государственной власти. К тому же за пределами приведенного определения остались не только другие особенности данной категории, но и местные бюджеты.[6]

   Согласно БК 1998 г. (ст. 6) бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. При сохранении сходства с вышеприведенным данное определение приобрело некоторые уточнения. В нем вместо довольно неопределенного выражения «денежные средства для функционирования органов государственной власти» говорится о «фондах денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»; учитывается обособление органов местного самоуправления от системы органов государственной власти на основании Конституции РФ 1993 г., в связи с чем местные бюджеты перестали относиться к государственным, выделившись в особое звено бюджетной системы.

   Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которой осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.[7]

 

1.3 Функции бюджета муниципального образования

   Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции: формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти. Важное значение, имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

   Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

   Доходная часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.[8]


Глава II. Структура местного бюджета

2.1 Доходная часть местных бюджетов

    Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).

   Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.[9]

   Собственные доходы – налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и направляемые в местные бюджеты.

   К собственным доходам местных бюджетов относятся (ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»):

                  средства самообложения граждан,

                  доходы от местных налогов и сборов,

                  доходы от региональных налогов и сборов,

                  доходы от федеральных налогов и сборов,

                  безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления,

                  доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности,

                  часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления платных услуг, остающейся после уплаты налогов и сборов,

                  штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления,

                  добровольные пожертвования,

                  иные поступления в соответствии с федеральные законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.[10]

   Муниципальным органам в период 1994 – 1996 гг. было предоставлено право вводить налоги и сборы, не предусмотренные российским законодательством. В 24 регионах были введены местные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законодательством. Среди вводимых налогов были: налог на содержание излишнего поголовья дойных коров (Башкирия), налог за использование иностранных алфавитов в названиях предприятий (Курская, Липецкая, Орловская области), налог за освещение фасадов зданий (Московская область), налог за проезд по автодорожному мосту (Саратовская область) и др.

   Сейчас ситуация с введением местных налогов и сборов существенно изменилась. В Налоговом кодексе дается перечень местных налогов и сборов:

                  земельный налог;

                  налог на имущество физических лиц;

                  налог на рекламу;

                  налог на наследование или дарение;

                  местные лицензионные сборы.

   Причем перечень местных налогов является закрытым и расширительному толкованию органами местного самоуправления не подлежит.

   К другим собственным доходам местных бюджетов относятся (ст. 7 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»):

                  доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;

                  доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;

                  платежи за пользование недрами и природными ресурсами;

                  штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с законодательством РФ;

                  государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством РФ;

                  не менее 50% налога на имущество предприятий и организаций;

                  подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

   К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе.[11]

   Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен (ст. 56 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Вопросы введения и использования данных разовых платежей граждан решаются на местном референдуме.

   На практике при составлении проектов бюджетов и их исполнении часто вообще не проводят различия между собственными и регулирующими доходами. Этому способствует то, что в бюджетной классификации доходов бюджетов не предусмотрена градация учета доходов по способам зачисления в бюджеты.[12]

   К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся (ч. 3 ст. 9 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»):

                  нормативные отчисления от регулирующих доходов,

                  дотации и субвенции местным бюджетам,

                  средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований,

                  средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

   Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (ст. 6 БК РФ).

   Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (ст. 6 БК РФ).

   Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (ст. 6 БК РФ).

   Эффективность разрешения основных проблем муниципального уровня зависит от формирования достаточной доходной базы местных бюджетов. С этой целью введены необходимые положения в новую редакцию Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесены в Государственную Думу и приняты в первом чтении изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации.[13]

2.2 Расходная часть местных бюджетов

   Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления (ст.6 БК РФ).

   Расходная часть местных бюджетов включает (ст. 12 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»):

                  расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ;

                  расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

                  расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

                  расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

                  ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;

                  иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Информация о работе Бюджетный процесс города Новосибирска