Формирование хоровой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 00:07, реферат

Краткое описание

ЦЕЛЬ данной работы - раскрыть особенности хоровой деятельности в процессе работы на уроках музыки.
ЗАДАЧИ: - раскрыть динамику формирования музыкальной культуры школьников на основе хоровой деятельности;
- обосновать особенности хорового пения - как вида музыкальной деятельности;
- разработать рекомендации по использованию репертуара.

Вложенные файлы: 1 файл

формирование хоровой культуры.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

 

оказывается результатом певческой безнадзорности и поддается исправлению и развитию. Хоровая активность коллектива вытекает как естественное следствие активности отдельных его членов. Вместе с тем, известно, что активность в общении с музыкой значительно продвигает дело музыкального развития учащихся.

Именно творческая, активная сторона процесса пения  и является одним из основных рычагов музыкального воспитания.

Как коллективная форма  музыкального исполнительства хоровое  пение имеет перед сольным несколько важных преимуществ музыкально-эстетического и воспитательного порядка. В исследовании С.Д.Кулиева особо подчеркивается активизирующая роль коллективного музицирования в становлении индивидуального художественного вкуса, музыкальных способностей, личностных качеств. «Совместные занятия учащихся с разным уровнем способностей в одном музыкальном коллективе играют большую роль как в воспитательной работе вообще, так и в музыкальном, эстетическом развитии школьников».

Хор - такой вид исполнительского коллектива, которому подвластно исполнение многоголосных произведений полифонического и гармонического склада. Вот почему можно утверждать, что хор даёт возможность в полной мере развивать опорную музыкальную способность -гармонический слух, выступающий средством целостного познания произведений музыкальной классики и сочинений с современным стилем музыкального письма.

В хоре, когда  каждому певцу необходимо включаться в общее многоголосное пение, с особой силой развивается способность слышать, всё богатство многозвучия и воспринимать гармонию произведения на «фонически» - обобщенно, а расчленено, на основе слышания своей хоровой партии и партии других голосов. И потому в создании участников многоголосного хора постепенно формируется  внутреннее представление

 

каждой из хоровых партий, что заметно повышает уровень гармонического слуха.

В процессе хорового пения все музыкальные проявления ребят обнаруживаются более отчетливо и ясно, нежели при восприятии музыки. В ходе работы над произведением нечеткость музыкально-слуховых представлений тотчас же передаётся исполнению, влияя на точность воспроизведения звуковысотного и ритмического рисунка. То же можно сказать и о выразительности исполнения. Если понимание учащимися характера музыкального образа, средств выразительности исполняемого произведения еще недостаточно, если произведение не освоено эмоционально и технически, то и исполнение будет поверхностным, неглубоким. И наоборот - четкость, ясность представления исполнительской «сверхзадачи», общая музыкальная культура коллектива немедленно передаётся и исполнению. Оно становится осмысленным, ярким, художественно выразительным, подлинно музыкальным.

Процесс хорового пения создаёт хорошую возможность  наблюдать индивидуальные проявления характера каждого ученика.

Специфика хорового пения как коллективной формы  исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себя учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.

Хор - это организованный коллектив певцов, владеющий необходимыми вокально-техническими и художественно-выразительными средствами и достаточно глубоко передающий содержание исполняемого произведения. Очень точно о значении хорового воспитания сказал композитор В.Я.Шебалин: «Хоровое пение является такой формой массового музыцирования, через которую широкие слои народа соприкасаются с музыкальным искусством не в порядке простого слушания, а в процессе активного   исполнительства.   Эта   особенность   хорового   пения   делает

 

последнее самым  мощным и самым доступным средством, при помощи которого можно дать основы общего музыкального развития».

Одно из средств  расширить музыкальный кругозор детей и в то же время поднять интерес ребят к школьному пению - это, во-первых, давать детям сведения общего характера, связанные с данными песнями; во-вторых, по возможности связывать эти песни и даваемые объяснения с окружающим музыкальным бытом. Это поможет им ориентироваться в музыкальной действительности. Пение - удивительное искусства. Оно пробуждает в человеке лучшее, что в нём есть, заставляет звучать самые тонкие и нежные струны сердца и всегда обращает его чувства к Родине, вызывает радостное ощущение её красоты и величия.

Хоровое пение  следует считать одним из сильных средств воспитания дружбы и верности. Пение в хоре является общедоступной музыкальной школой, в которой музыка познаётся не отвлеченно, без связи с окружающей жизнью, а идёт рядом с нею, украшает, обогащает её. Пение в хоре подготавливает слух и музыкальное сознание к пониманию большой, серьёзной оперно-симфонической музыки. Хоровое пение тогда слушается хорошо, когда в нём много красок, оттенков и когда каждое слово поётся со смыслом.

С особенным  внимание и заботой следует относиться к словам. Это в высшей степени важная часть вокально-хоровой музыки. Недаром говорится: «Слово из песни не выкинешь». Если саму мелодию можно назвать душой песни, то слова - это понятийно-поэтическая форма, насыщенная мелодией. Слова придают вокально-хоровой музыке смысловую ясность, стройность. Они прямо и непосредственно направляют внимание на то, о чём повествуется в песне. Когда слова произносятся неразборчиво, вяло, равнодушно, это всегда вызывает у слушателей неудовлетворённость, досаду, да и само звучание хора становится беспредметным, обыденным. В нём отсутствует живой пульс ритма, теряется интенсивность, упругость. Благодаря выпуклым, объёмным словам раскрывается красота родного языка,

 

усиливается правдивость музыкальной речи. Песню  нужно полюбить и относиться к ней так, как будто вы сочинили её сами, как будто всё, о чём поётся, - это ваше близкое, родное. Тогда пение приобретает смысл, содержание в нём будут и душа и настроение.

Хоровое пение, как и любая музыка, способна передавать самые разнообразные оттенки эмоционально-психологического состояния человека, его переживания, чувства. По существу ни один из других видов искусства не может отображать динамику переживаний с той правдивостью и полнотой, как это делает музыка. Раскрыть музыкальный образ вокального сочинения -важная творческая задача руководителя. А это выполнимо лишь при условии осмысленного и вместе с тем живого, эмоционального отношения поющих к исполняемым произведениям.

Следовательно, необходимо развивать у певцов эмоциональное восприятие музыки, образное мышление, навыки выразительного пения. Только тогда вся работа и собственно исполнение станут подлинным творчеством.

Давно подмечена  аналогия между музыкой и речью. Сходство музыки с интонациями речи и с жестами помогает понять, какое содержание скрыто в её звуках.

Хоровое     пение     принадлежит к     исполнительским     формам

музыкального  искусства. В его основе лежат  закономерности, присущие любому музыкальному исполнительскому искусству, как творческому процессу воссоздания музыкального произведения исполнительскими средствами.

В отличие  от живописи и скульптуры, музыка и  в частности, хоровая как искусство временное, отражающее действительность в звуковых художественных образах, нуждается в посредничестве исполнителей. «Тончайшие интонационные нюансы, агогические, динамические и темповые отклонения, разнообразные способы звукоизвлечения, не зафиксированные в нотной записи, составляет комплекс исполнительских средств выражения,

 

дополняющий комплекс элементов  музыкального языка, используемых композитором. В зависимости от манеры интонирования исполнителя, обусловленной его творческой индивидуальностью, степенью чуткостью к восприятию музыки, возможно различное раскрытие её образного содержания и эмоционального строя». И чем ярче индивидуальность исполнителя, тем убедительнее может быть интерпретация, тем сильнее воздействие на слушателя. Результат исполнения зависит от ряда объективных и субъективных причин, среди которых основой следует считать техническую подготовленность участников хора, их умение эмоционально передавать заложенный в произведении художественный образ, настроение.

Хоровое пение  имеет свою технологическую сторону, в большей степени связанную с певческой природой этого искусства. Управление процессом пения и контроль за ним осуществляются с помощью качественной оценки звучания голоса, которое должно быть естественным, свободным, темброво окрашенным.

Говоря о  коллективной природе хорового пения, нельзя не учитывать его большого воспитательного воздействия. Прививая участникам определенную сумму вокально-хоровых навыков на основе коллективных занятий и выступлений, руководитель формирует незаметно у них коллективное сознание. Эту особенность хорового искусства верно подметил известный русский педагог К.Д.Ушинский: «Какое могучее педагогическое средство - хоровое пение... В песне, а особенно в хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу».

Весь смысл хорового пения не в механическом заучивании песен, а в их творческой интерпретации, в творческом подходе к передаче их содержания, понятного и эмоционально пережитого. При этом следует подчеркнуть роль обучения, необходимость накопления у учащихся различных знаний, умений и навыков.  

2. Значение репертуара  в развитии вокально-хоровых навыков.

В процессе хорового пения активно развивается музыкальные способности, художественный вкус. Вместе с этим, параллельно, воспитываются устойчивые интересы к музыке, к пению, развивается память, активность, умение трудиться, умение организовывать себя, своё время, умение общаться с коллективом сверстников. Это и есть формирование готовности к певческой деятельности.

Проблема  репертуара - главнейшая эстетическая проблема исполнительского коллектива - всегда была основополагающей в художественном творчестве. С репертуаром связано не только идейно-художественная направленность искусства, но и сам стиль исполнения. Репертуар как совокупность произведений, исполняемый тем или иным хоровым коллективом, составляет основу всей его деятельности, способствует развитию творческой активности участников, находится в непосредственной связки с различными формами и этапами работы хора, будь то репетиция или концерт, начало или вершина творческого пути коллектива. Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базе накапливаются музыкально-теоретические знания, вырабатываются вокально-хоровые навыки, складываются художественно-исполнительское направление хора. Поэтому вопрос о том, что петь и что включать в репертуар, является главным и определяющим в деятельности хора. ОТ умелого подбора произведений зависит рост мастерства коллектива, перспективы его развития, все, что связано с исполнительскими задачами, то есть с тем, как петь.

Формирование  мировоззрения исполнителей, расширения их жизненного опыта происходит через осмысления репертуара, поэтому высокая идейность того или иного произведения, предназначенного для хорового исполнения, есть первый и основополагающий принцип в выборе репертуара.

Хорошая лирическая песня, построенная на народных интонациях, сюжетное полотно, раскрывающее историческое прошлое народа, шуточная песня — все это может послужить интересным материалом для воспитательной работы в коллективе.

Одно из ведущих  мест в воспитании средствами хоровой музыке принадлежит классическому наследию. Нельзя создавать новую культуру, не овладевая художественными ценностями прошлого. Н.Л.Грозденская писала: «Чем раньше дети узнают и полюбят хорошую музыку, там это будет плодотворнее для их чувств, формирования личности... Однако нельзя ограничиваться тем, чтобы дети только слушали классическую музыку. Они её должны исполнять».

Задача репертуара - неуклонно  развивать и совершенствовать музыкально-образное мышление участников хора, их творческую активность, а также обогащать интонационный слушательский опыт. Это возможно только через обновление и расширение музыкального материала. Огромнейшие фонды классической хоровой музыки могут стать одним из значительных источников формирования репертуара современной хоровой самодеятельности. Серьёзный резерв для репертуарного пополнения составляют произведения советских композиторов. При этом доминирующей частью являются советская массовая песня. Руководители школьных хоров при подборе репертуара должны стремиться к тому, чтобы каждое произведение составляло в душах исполнителей и слушателей хороший, добрый след.

Выбирая репертуар, а затем исполняя его, мы воспитываем  прежде всего отношение к музыке, «иммунитет против пошлости» (Д. Б. Кабалевский), который также важен при формировании мировоззрения учащихся. Формирую репертуар для той или иной возрастной группы, руководитель должен, прежде всего обращать внимание на соответствие идейно-художественного содержания произведения возможностям восприятия  детей,   проверять  тесситурные  условия   и  диапазон   каждого

 

голоса, определять нагрузку, которая падает на дыхательный  аппарат и, конечно сопоставлять чисто технические возможности хора с теми, которые предъявляются данным сочинением.

Руководитель  обязан помнить, что при формировании репертуара необходим строгий качественный отбор любительских сочинений, часто имеющих серьёзные художественные и технические недостатки. Установка на исполнение таких любительских песен тормозит творческое продвижение коллектива. Пение в большом количестве произведений одного какого-либо автора не может принести такой пользы, которая возможна лишь при тематическом, жанровом и стилистическом разнообразии репертуара.

Информация о работе Формирование хоровой культуры