Формирование хоровой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 00:07, реферат

Краткое описание

ЦЕЛЬ данной работы - раскрыть особенности хоровой деятельности в процессе работы на уроках музыки.
ЗАДАЧИ: - раскрыть динамику формирования музыкальной культуры школьников на основе хоровой деятельности;
- обосновать особенности хорового пения - как вида музыкальной деятельности;
- разработать рекомендации по использованию репертуара.

Вложенные файлы: 1 файл

формирование хоровой культуры.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

В. «Вдыхаем цветочный аромат». Упражнение направлено на выработку у детей «высокого вдоха». Им предлагается взять в руки воображаемый цветок и

 

глубоко втянуть  через нос его аромат. При этом губы мягко сомкнуты, а крылья носа раздуты, поток воздуха проходит высоко, до лба.

Выполнение  любого из названных физиологических  упражнений может сопровождаться самоконтролем детей: держа руку на диафрагме, они следят за ее работой,

Технические приемы, способствующие выработке навыка дыхания

1, Объяснение значения дыхания в пении и показ учителем правильного 
способа певческого дыхания.

2. «Музыкальная   цепочка».   Друг  за   другом,   по   руке   учителя,   дети 
«подхватывают» один и тот же звук. В момент, когда следующий ребенок начинает 
петь, предыдущий заканчивает. Данное упражнение полезно для формирования 
навыка цепного дыхания.

///. Приемы,употребляемые в процессе работы над песней \.   «Дыхание   +   жест».   Исполняя   мелодию   какой-либо   песни,   учитель демонстрирует детям способ показа фраз жестом и заостряет их внимание на распределении дыхания по всей фразе.

2. Учитель поет мелодию, дети отмечают жестом фразу (смысл данного действия в том:, что, усвоив членение мелодии на фразы и помогая себе жестом, дети стараются рационально распределять дыхание). По своему усмотрению учитель делает неожиданные остановки, которые дети должны зафиксировать рукой.

Работа над  дыханием должна осуществляться на любом музыкальном материале; и во время распевания, и в процессе разучивания новой песни, и при исполнении уже выученной. Для. того, чтобы: дыхание детей не было беспорядочным, учитель должен продумывать фразировку произведения с точки зрения его содержания и физиологического удобства исполнения.

Приемы  формирования атаки звука

Правильная  атака звука совершенствует и  обеспечивает качество звуковедения, являясь важным средством музыкальной выразительности.

I. Из двух предложенных учителем способов атаки звука дети выбираю!1

 

правильный  вариант,

2. Гиперболический показ. Пытаясь передать неправильную манеру пения детей, 
учитель в преувеличенном виде демонстрирует неправильную атаку звука (слишком 
вялую или чрезмерно твердую),

3, Во время распевания дети исполняют одни и те же слоги или мелодические 
обороты на разные виды атак а также их чередуют.

Приемы формирования навыка звукообразования

Звукообразование  в пении - это результат взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с голосовыми складками. Механизм звукообразования -чрезвычайно сложный процесс, ведущую роль в котором выполняет центральная нервная система. Работу над формированием звукообразования и развитием голоса следует начинать с примарных тонов.

1. Словесное объяснение принципов и способов правильного звукообразования и 
собственный    показ   учителя.    Следует   прибегать    к   эмоционально-образным 
сравнениям. Например, поднятое небо сравнивается с аркой или куполом, положение 
рта — с формой: яйца Не менее важно прибегать к образным: сравнениям и при 
характеристике качества звука. Например, учитель просит детей «прикрыть звук», 
«выровнять звук», «нести звук», направить звук в верхнее нёбо, «отпустить звук» в 
зрительный зал, окрасить звуки в разные цвета - теплый, холодный, яркий; спеть с 
определенным чувством - радостно, с огорчением, с удивлением, с пафосом, с 
восторгом.

  1. Пение упражнений для распевания или мелодий разучиваемых песен с 
    закрытым   ртом,   Техника  исполнения:   губы   мягко  сомкнуты,  зубы  разжаты. 
    подбородок слегка опущен.
  2. Исполнение звука начинается закрытым ртом, затем по руке дирижера 
    переходит в открытый гласный (у, и, о, а).
  3. Исполнение мотива сначала с закрытым ртом, а затем повторение его на 
    гласный звук. По мере овладение детьми первоначальным мотивом объем упражнения 
    может расширяться до терции, кварты, квинты вверх или вниз.
  4.  

5. Исполнение  упражнений на разные слоги  (ма на да лю, ра). В. Пение упражнений с нисходящей, мелодией при сохранении высокой позиции с первого до последнего звука

Приемы формирования навыка звуковедения

Круг1 специальных упражнений, способствующих формированию навыка звуковедения, довольно ограничен. Педагогу следует осознавать, что важным моментом данной работы является его слуховой контроль и соблюдение правил пения по руке,

1. Словесно-образное описание способа пения: «тянем звук как ниточку», «несем 
звук как драгоценный предмет», «укалываем ноты иголкой», «звуки упругие, как 
мячики» и т.п.

2, Исполнение технического упражнения (попевки) в разных штрихах. Их 
чередование внутри одного упражнения.

Приемы формирования артикуляции  и дикими

Певческое звукообразование тесно связано с произношением, с дикцией, так как любой звук в пении оформлен артикуляционно. Работа над дикцией сводится к правильному, четкому, одновременному произношению текста, к его осмысливанию и выразительному звучанию.

I. Артикуляционная гимнастика

а) активизация полости рта через различные движения губ, например 
в губы вперед, «в трубочку»;

s растянуть («улыбка до ушей»);

  • попеременное выпячивание нижней и верхней губы («губы как у шимпанзе»);
  • язык под верхней губой, язык - под нижней («чистим зубы»); 
    * поджать губы («спрячем губы»);

б) активизация лицевой мускулатуры в игровой форме, например, игра 
«мимический театр». Дети и учитель закрывают лицо руками (как занавес). Затем учитель 
загадывает показ различных масок, например, маски радости, горя, удивления, злости,

 

обиды, восхищения, растерянности и т.п. открывая и закрывая лицо, дети изображают

различные маски.

2. Игра «суфлер». Учитель дает детям задание по беззвучным артикуляционным 
движениям  губ узнать  произносимый текст,  Это  может  быть текст известного 
стихотворения, пословицы, поговорки, отдельные слова, фразы, тексты песен, В роли 
учителя могут выступать желающие дети из класса, атак же по руке учителя весь класс 
может беззвучно произносить какой-либо текст.

3. Проговаривание текста песни  шепотом  (так,  например, можно взять 
сложный для исполнения текст песни АДолуханяна «Сейчас и потом»).

  1. Чередование звучного и беззвучного произнесения текста. Сигналом к смене 
    способа проговаривания служит знак учителя например, приложить палец к губам, 
    закрыть рот ладонью и др.).
  2. Проговаривание или пропевание скороговорок на одном звуке. Данный вид 
    работы должен иметь художественный характер. Следует избегать механического, 
    однообразного   исполнения   текста   стремиться   к   поиск}'   способов   творческой 
    интерпретации упражнения (усиление и ослабление динамики, ускорение и замедление 
    темпа Проговаривание слов по очереди, с ударением на различных слогах),

Приемы формирования чистоты интонирования

1. Настройка в тональности  перед работой над песней  -  важное условие 
формирования чистоты интонирования. Можно использовать разнообразные способы 
настройки, например:

а) пение устойчивых звуков тональности;

б) игра на инструменте учителем гармонического оборота T-S-D-T;

в) интонирование ступеней по руке учителя, изображающей нотный стан и т.п.

2. Выбор наиболее удобного темпа и динамики для разучивания песни.

3. Пропевание   мелодии   разучиваемой    песни    на   различные   слоги. 
Разновидность слога должна подбираться в зависимости от характера музыки и текста 
(ле, ми, ра, да, та),

4. Пропевание мелодии с закрытым ртом, обращая внимание на соблюдение

 

правильной  вокальной позиции.

5, Пение «цепочкой», которое  подразумевает поочередное исполнение  детьми фрагментов мелодии упражнения или песни. При этом они должны быть нацелены на интонационную точность вступления.

Б. Игра «поймай  звук». Смысл заключается: в точном звуковысотном воспроизведении детьми звука, сыгранного или спетого учителем. Испол- пять звуки можно на слоги: «ам», «бим», «бом», и т.д. Задание можно выполнять как всем классом, так и индивидуально.

7, Чередование пения: вслух, и про себя. В качестве музыкального материала могут 
быть использованы как технические распевки, так и мелодии разученных песен. 
Частота чередования может носить и системный характер (например, через фразу), и 
импровизационный, то есть неожиданный, по знаку учителя.

8. Задержка звучания хора на отдельных звуках по руке учителя с целью 
выстраивания  унисона.  Данное  упражнение  помогает  активизировать слуховое 
внимание.

Приемы  формирования ансамбля

Одним из важных условий достижения ансамблевого звучания является систематическая работа по обучению детей пению по руке учителя. При этом важно повышать уровень самосознания и самоконтроля детей. Выделим некоторые приемы способствующие формированию навыка ансамбля.

  1. Выбор группы учащихся, которая выполняет роль жюри и оценивает слитность 
    и единство звучания хора
  2. Для ритмического ансамбля полезны, следующие приемы работы:

а) прохлопывание ритмического рисунка

б) проговари ванне текста песни в ритме;

в) проговаривание текста в различных темпах (от самого медленного до самого 
быстрого).

3. Проговаривание текста песни, строго исполняя дирижерские указания учителя, 
варьирующего трактовку исполнения,

 

В заключении следует подчеркнуть, что использование комплекса данных приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей и на соблюдение определенных методических принципов выработки вокально-хоровых навыков. Учителю следует помнить, что практический показ необходимо совмещать с теоретическим объяснением ощущений, возникающих при пении, а также сочетать коллективное пение с индивидуальным опросом участников хора

 

 

 

 

 

 

Хор в школе:

Возможности, задачи, перспективы, или зачем школе хоровой коллектив?

Зачем школе  хор? Этот вопрос звучит сегодня как нельзя более актуально. Известно, что в целом ряде общеобразовательных школ Российской Федерации хоровых коллективов нет. А может быть, они не нужны сегодня в школе? Если в моде рок-группы, если школьники любят слушать эстрадных исполнителей, может быть, в первую очередь, основываясь на симпатиях учащихся, и развивать рок-культуру и школьную эстраду?

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. И ведущее место в это процессе принадлежит хоровому пению, хоровым занятиям - и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

Какие особенности  хорового пения делают этот вид музыкального творчества в наибольшей мере приемлемым для задач музыкального образования, стоящих перед общеобразовательной школой?

В школьном хоре могут органически сочетаться как  фронтальное воздействие руководителя на учащихся, так и индивидуальный подход, влияние на каждого участника коллектива.

В условиях коллективного  исполнения у школьников, особенно подростков, развивается «чувство локтя», общей ответственности за дело. В процессе хоровых занятий от вклада каждого зависит общий успех. То, что участник школьного хора, возможно, не сделал ради себя, он будет рад сделать для всех.

В процессе хоровых  занятий можно показать на конкретном примере лучших участников хора, каков исполнительский идеал.

 

Лучшие хористы быстрее  осваивают требование к певческому звуку, дыханию, дикции, ансамблю, она находятся в курсе всех этих требований, знают, что именно актуально на данном хоровом занятии. Поэтому они могут оказать своевременную помощь (или предостеречь от недостатков) непосредственно во время занятий, поправляя своих подопечных «на ходу».

Участие в  хоровом пении как совместном действии способствует преодолению  проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика (в особенности подростка) и коллектива. Коллективность музыкального действия, совместность индивидуальных музыкально-эстетических переживаний, ответственность каждого за общее дело - все эти качества присущи хоровому пению как виду музыкально-исполнительской деятельности.

Известен  опыт использования хорового пения для приобщения к основам наук. Вспомним, например, хоровые песенки о правилах правописания из передач «Радио-няни», песенку из давнишнего индийского кинофильма «Бродяга», раскрывающую правила информатики.

Певческий голос - природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового школьника. Есть основание считать пение первичным из всех видов музыкального исполнения, одним из первых проявлений музыкальности. Недаром и при обучении игре на музыкальных инструментах часто говорят о пении как начале всякого серьёзного музыкального образования.

Одна из задач, стоящих перед школьными занятиями  музыкой, -научить каждого ученика, поющего в хоровом коллективе (классном или школьном), владеть певческим голосом, вначале не всегда податливым и гибким. Можно считать, что способность к пению так же естественна, как и способность к речи. Разница лишь в том, что говорить учатся все, а петь -сравнительно немногие, Поэтому неспособность управлять своим голосом, наблюдаемая у определенной части «хоровых неофитов» в начале занятий,

Информация о работе Формирование хоровой культуры