Формирование хоровой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 00:07, реферат

Краткое описание

ЦЕЛЬ данной работы - раскрыть особенности хоровой деятельности в процессе работы на уроках музыки.
ЗАДАЧИ: - раскрыть динамику формирования музыкальной культуры школьников на основе хоровой деятельности;
- обосновать особенности хорового пения - как вида музыкальной деятельности;
- разработать рекомендации по использованию репертуара.

Вложенные файлы: 1 файл

формирование хоровой культуры.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

В школьных занятиях умение иди неумение слышать музыку, особенно обнажено, даёт о себе знать в хоровом пении. Умение слышать самого себя, своих товарищей по хору и сопровождение, не говоря уже об ощущении стиля данного композитор, и понимание характерных особенностей данного

 

произведения - вот что  надо прежде всего воспитывать в  учащихся с первого класса на их собственном исполнительском опыте.

Практика показывает, что есть две формы детского хорового пения, между которыми имеются различия, хотя иногда обе формы совпадают: хоровое пение как обязательная для всех школьников, важная часть классных занятий музыкой и хоровое пение как необязательная форма детской и юношеской музыкальной самодеятельности - один из увлекательных видов детского искусства, развивающийся во внеклассных хорах в школе и внешкольных хорах - в кружках, студиях, клубах. Постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры школьников даёт возможность в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства. «Каждый класс - хор!» - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление.

Певческие навыки формируются и развиваются в  полном соответствии с общими закономерностями развития детского голоса. Важно подчеркнуть, что вокально-хоровой работе на уроках музыки отводится одно из ведущих мест. Репертуар подбирается с учетом возможностей учащихся, общих учебных задач и накопленных вокально-хоровых навыков, выбранную песню можно использовать для обобщения какой-либо темы. Любая программа может быть реализована успешно только в том случае, если она воспринимается учителем как «своя», создаваемая им самим в живом общении с детьми.

Вопросы воспитания музыкального слуха и ритма не могут не волновать учителя, так как от степени их развития во многом зависит успех вокально-хоровой работы в целом. В широком смысле под музыкальным слухом следует понимать способность воспринимать, представлять и эмоционально переживать содержание музыкального произведения во всех его аспектах: звуковысотных, тембровых, формообразующих. В узком смысле в основе музыкального слуха лежит ощущение музыкальной высоты, возникающей в результате соотношений между различными звуковыми

 

линиями в  их развитии. В музыкальном слухе Б.М.Теплов выделяет два вида - мелодический и гармонический. Первый из них проявляется в умении узнавать и воспроизводить мелодию, а также к чувствительности и точности её интонирования; второй - восприятие созвучий. Воспитание ладового чувства является серьёзной практической задачей. Ладовость - есть специфическое свойство музыкальной интонации, которая приобретает членораздельность, отличающую её от интонации речевой. Вот почему осознание лада во всех его проявлениях - одна из главных задач при воспитании и развитии слуха. Дети должны на художественном материале прочувствовать и осознать постепенность образования ладовых тяготений, пришедших к мажорно-минорным системам.

Заинтересовать (удивить) — показать — объяснить  — вот путь преподнесения знаний к детям. Этот принцип является важнейшим в педагогической науке. Вспомним слова В.Сухомлинского, который считал, что до тех пор, «пока ребёнок не почувствовал аромат слова... нельзя вообще начинать обучение грамоте». Так и в музыкальной педагогике: сначала ребёнок должен услышать, потом увидеть и понять. Это и есть основополагающий принцип в формировании знаний и умений, в том числе и в развитии слуха.

Таким образом, мы пришли к выводу, что хоровое  пение, как наиболее доступный ребятам способ работы, дающий возможность всему коллективу принять участие в музыкальном действии. Хоровое пение является прекрасным методом общественного воспитания. Оно приучает детей сливать свои личные переживаниями коллектива.

Пение будет тем совершеннее, чем выше общий музыкально культурный уровень учащихся, и художественный вкус и музыкальный, а также чем выше развиты их слуховые навыки и чем лучше они овладевают музыкальной грамотой.

Задачей педагога является привитие учащимся правильных певческих навыков, воспитание и охрану детского голоса, воспитание хоровых навыков,

 

умело сочетая  эти специальные задачи с воспитанием  музыкального слуха и вкуса детей, и поднятием их общей музыкальной культуры.

Задача методики детского пения должно сводиться к тому, чтобы на почве музыкальной эмоции через эмоцию дать ребёнку элементы вокально-технических навыков. Так как артикуляционный аппарат наиболее виден и хорошо поддаётся регулировке педагога, то именно на него должно быть обращено внимание. Детский голос не надо специально тренировать, не надо искать того, чего нет. С ростом организма будет расти и голос. Также задача педагога является удерживание детей от громкого пения граничащего с криком.

Хоровое пение развивает  слуховую, моторно-двигательную и логическую память. Важно понять, что развитие хорового пения, основанная на принципах высокого профессионального исполнительства - характерная черта музыкального воспитания.

Итак, мной рассмотрен исторический путь развития хоровой  культуры в России. Основываясь на традициях, сложившихся в хоровой деятельности выдающихся музыкантов и педагогов, я попыталась обосновать значение вокально-хоровой работы для формирования для музыкальной культуры школьников.

 

Система функций  и ролей учителя в процессе работы над школьной песней

Начав работать в школе, молодой учитель сталкивается с рядом противоречий. Дело в том, что, обучаясь в вузе, студент интенсивно подготавливается к выполнению таких профессионально обусловленных ролей, как дирижер-хормейстер, концертмейстер, исполнитель и т. п., однако, его подготовка к ролям актера, субъекта коммуникации, экскурсовода и др. ведется опосредованно. Практическая же деятельность требует от молодого учителя не только выполнения самых разных ролей, но и целой системы* ролевой деятельности. На уроке он одновременно и организатор, и актер, и дирижер-хормейстер и исполнитель и др. Это в полной мере относится и к его работе над школьной песней.

Для начала следует разграничить понятия «функция» и «роль». Наиболее чёткое определение данных понятий даёт А.Г.Эфендиев, выделяя "социальную функцию" как своеобразное поручение на выполнение специализированного рода занятий в данном социальном взаимодействии. Такую точку зрения разделяет и А.Б.Добрович: "Выполнять некую социальную функцию означает делать то, что "положено" на данном месте и в данных обстоятельствах. "Положено" это, с одной стороны, законами, установлениями, с другой - нравами, обычаями, существующими там, где мы живем". Под "ролью" А.Г.Эфендиев подразумевает ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе.

Для того чтобы  выделить основные роли учителя музыки, относящиеся к работе над школьной песней, в качестве основы мы взяли педагогические функции, выделенные В.С.Селивановым:. Вслед за этим учёным мы считаем, что основными функциями учителя являются:

I, Просветительская функция. Она направлена на усвоение детьми знаний о природе, обществе, отношениях между людьми и об отношении людей к природным и социальным объектам, о способах деятельности. Изучая и исполняя песни, школьники знакомятся с понятиями  прекрасного, безобразного, трагического,

 

комического и других категорий эстетики, усваивают этику поведения, общения, получают знания о способах творческой деятельности по законам красоты.

Реализуя просветительскую функцию в ходе работы над песней, педагог, на наш взгляд, выполняет следующие роли:

Информатор. Данная роль предполагает наличие у учителя достаточного объёма знаний, умения грамотно, логично и доказательно донести эти знания до воспитанников. Ограниченность времени ставит перед учителем задачу говорить точно, кратко, просто и понятно, но обязательно эмоционально, ярко. По мнению ЛГАрчажниковой, чтобы уметь говорить о сложном просто, уметь эмоционально, артистично рассказать о песне, охарактеризовать звучащую музыку и вместе с тем свободно исполнять ее, необходимо систематически повышать уровень своих знаний, профессиональное мастерство, воспитывать культуру речи и артистизм. Таким образом, данная роль включает в себя и постоянное самоинформирование, самообразование.

Выполнение роли информатора  невозможно без освоения роли искусствоведа являющейся своеобразной базой для первой роли.

Роль информатора  предполагает и момент демонстрации материала В процессе работы: над песней это может быть демонстрация различных произведений искусств, эстетических проявлений действительности, показ ученикам иллюстративных пособий: зарисовок на доске, репродукций, плакатов, портретов и т.п. Роль подразумевает знание учителем современных технических средств обучения, умения правильно обращаться с ними, умений: активизировать внимание воспитанников, направить его на демонстрируемый объект,

Актер. Педагогический артистизм предполагает эмоциональное перевоплощение, то есть подчинение своего психологического состояния эмоциональной драматургии урока или внеклассного мероприятия,

К   педагогическим   умениям,  отражающим   артистичность  перевоплощения,

 

учёные относят  умение создавать эффект новизны  перевоплощение в соответствии с материалом; умение осуществлять быстро и плавно переходы от одного к другому психологическому состоянию: правдивость переживаний; умение использовать выразительные средства как внешние, так и внутренние, для передачи художественного образа произведения, его жизненного содержания; умения моделировать эмоциональную драматургию урока или внеклассного мероприятия и т.д.

Кроме того, актер должен обладать умениями, относящимися к ораторскому искусству, к владению речью. Филологи выделяют следующие вспомогательные средства языка; темп речи, акцентирование части высказывания, эмоциональную окраску, тембр голоса, его силу, дикцию, жесты и мимика. Также подчеркивается важность правильного и внятного произношения понятности языка правильного употребления слов, соответствия суждений лектора запасу знаний слушателей и характеру их социальных установок, близость языка оратора языку аудитории, образности речи. Поэтому для актера крайне важной становится сформированность вербальных и невербальных умений, относящихся к искусству речи.

Искусствовед. Теоретическая подготовка обширные системные знания во всех областях искусства, умение ориентироваться в жанрах и направлениях различных эпох и особенностях искусства разных стран, а также общая эрудиция, позволяют учителю глубже понимать эстетические явления действительности с тем, чтобы использовать их в своей работе в школе. Выполняя роль искусствоведа, учитель часто выступает и в роли этнографа которая предполагает глубокое знание фольклора как родной страны, так и особенностей народного творчества той местности, в которой живут и учатся школьники.

Знание истории различных искусств также является необходимой базой для всестороннего и широкого охвата различных культурных явлений, что соответствует задачам эстетического воспитания школьников. Кроме того, недостаточно просто  знать  искусство, учитель должен  искренне любить его,

 

чувствовать его красоту и уметь донести  её до учащихся.

Субъект коммуникации. Учитель всегда выступает инициатором плодотворного общения с учениками и для полноценного выполнения этой роли он должен обладать как потребностью в общении, так и демократическим стилем руководства педагогическим тактом, способностью к педагогической импровизации. Кроме того, педагог должен уметь применять различные средства педагогического воздействия. Для этого требуются в свою очередь, наблюдательность, способность улавливать настроения не только отдельной личности, но и всего коллектива.

А.Б.Добрович описывает основные умения человека, необходимые для полноценного общения. Прежде всего, субъект коммуникации должен уметь сбросить маску - шаблон внешнего поведения, служащий своеобразной психологической защитой, а для этой цели ему необходимо научиться играть чужие роли, что органично связывает роль субъекта коммуникации с ролью актера. Следующее умение - умение слушать собеседника, причем, слушать активно, отбрасывая возможные предубеждения к нему. Следующее звено процесса полноценного общения - умение оказать эмоциональную и искреннюю поддержку собеседнику, а кроме того, при случае - умения искренней конфронтации (умение спорить, не унижая ни себя, ни оппонента).

Культуртрегер, Данное понятие в Большом толковом словаре русского языка определяется, как "носитель культуры" Культура поведения - понятие многогранное, - считают учёные: она включает в себя умение человека вести себя в обществе, эстетику внешнего вида, выразительность речи, безупречность манер, жестов. В поведении проявляется духовное богатство человека, его внутренняя культура, под которой понимают широту кругозора эмоциональную отзывчивость и выразительность, терпимость к другим людям,  способность понять их душевное состояние. Учитель в глазах учеников всегда выгляди!" обладателем определённых качеств, выступая в области эстетики эстетическим ориентиром. Поэтому крайне важен личный пример педагога, степень его эстетической воспитанности. Кроме того, учитель должен обладать высокой эстетической требовательностью как к себе и окружающим людям, так и к социальным явлениям. В ходе работы над школьной песней учитель музыки выступает и в ряде ролей, обусловленных спецификой его педагогической деятельности, а именно:

Исполнитель. Педагог' должен владеть конкретными исполнительскими навыками. Роль предполагает навыки выразительного, эмоционального исполнения, умения донести музыкальный образ до слушателя. Тесно связана с ролями актёра, искусствоведа импровизатора.

Дирижер-хормейстер. Самая обширная из специфических ролей учителя музыки, она включает в себя роли информатора организатора демонстратора искусствоведа. Кроме того, подразумевает хороший музыкальный слух, владение вокалом умение самостоятельного художественного анализа музыкальных произведений, владение методикой дирижирования, умение с помощью дирижёрского жеста раскрывать художественный замысел произведения.

П. Развивающая функция. Её реализация связана с совершенствованием физических сил воспитанника, интеллектуальных возможностей, его духовности. Она предполагает систематическое влияние на воспитуемого с целью развития его восприятия, эстетической чувственности, вкуса, регулярное усовершенствование его творческой деятельности, оказание ему помощи в саморазвитии. Выполняя развивающую функцию, учитель в процессе работы над песней выступает в следующих ролях.

Информация о работе Формирование хоровой культуры