Творческое музицирование: теоретические основы методики Т.Э. Тютюнниковой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История возникновения музыкально-педагогической концепции Карла Орфа 4
1.1 Биография Карла Орфа 4
1.2 Основные принципы концепции Карла Орфа 7
1.3 Шульверк – культурологическое открытие Карла Орфа 10
1.4 Речь, движения, музыка – основные средства педагогики Орфа 12
Глава 2. Творческое музицирование: теоретические основы методики Т.Э. Тютюнниковой 22
2.1 Естественное развитие природной музыкальности человека 22
2.2 Урок музыки как музыкально-дидактическая игра 25
2.3 Проективное планирование процесса творческого музицирования 28
2.4 Принципы и приемы методики музыкально-творческого обучения 29
Заключение 34
Список использованных источников 36

Вложенные файлы: 1 файл

Карл Орф.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

По мнению немецкого  композитора, детство обращается к  старейшим языковым и музыкальным  формам, которые духовно соответствуют  ранним ступеням развития сознания. Несложные ритмические и мелодические музыкальные инструменты зовут к танцу, танец рождает музыку. Импровизированное музицирование формирует "танцующий хор", исполняющий драматизированные стихотворения и сценки. Все вместе это дает возможность развивать способности, заложенные в каждой личности.

Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной  педагогики, которая получила название креативной. Основу концепции Орфа составляет импровизационное музицирование. Обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования. Обучение через творчество — не элитарный изыск, а всеобщая образовательная необходимость, в нем заложены возможности, о которых мы сейчас можем только догадываться. Цель музыкального воспитания перестает быть локальной и заниженно-утилитарной. Она естественно соединяется с главной целью образования;— помощью человеку в полной мере реализовать свои возможности и стать самим собой.

 За полвека существования  Шульверка орфовская педагогика  превратилась в настоящую мировую  империю со своим Институтом  в Зальцбурге, учебно-методическими  изданиями, семинарами и конференциями  более чем в 40 странах мира. Среди стран, в которых концепция Карла Орфа получила заслуженное признание, следует назвать Германию, Англию, США, Швецию, Данию, Финляндию, Португалию, Японию, Испанию, Чехословакию, Корею, Австралию, Италию, Канаду, страны Южной Америки, Таиланд, Китай и другие.

Гениальность творения Орфа заключается в том, что детская  поэзия не требует и профессионального  «композитора», чтобы переложить их на музыку. Орф предлагает детям  сделать это самостоятельно по образцам, предложенным в Шульверке.

 

Список использованных источников

 

  1. Ананьев, Б. Г. Первоначальное воспитание и обучение детей. / Б.Г. Ананьев, М., 1958. – 212 с.
  2. Асафьев, Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. / Б. Асафьев, Л., 1973. – 351 с.
  3. Баренбойм, Л. Путь к музицированию. / Л. Баренбойм, Л.-М., 1973. – 155 с.
  4. Давыдова, М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: вокально-двигательные разминки, музыкальные игры, танцевальные движения, слушание фрагм. опер и балетов, музыкальные аутотренинги. / М.А. Давыдова - М.: ВАКО, 2006. – 412 с.
  5. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. / И.Л. Дзержинская - М.: Просвещение, 2006. -371 с.
  6. Дмитриева, Л. Детское музыкальное творчество как метод воспитания. / Л. Дмитриева - В сб.: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 11. М., 1976. – 269 с.
  7. Долгушин, С. Л. О некоторых особенностях проведения занятий по элементарному музицированию в начальных классах общеобразовательной школы. / С.Л. Долгушин, Омск: АДМЭВ, 1998. – 258 с.
  8. Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации. / М.Б. Зацепина - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 472 с.
  9. Крутецкий, В. А. Проблема формирования и развития способностей. / В.А. Крутецкий - Вопросы психологии № 6, 1972. – 196 с.
  10. Леонтьева, О. Карл Орф. / О. Леонтьева — М.: Музыка, 1964. —160 с., нот. ил.
  11. Малахова, Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. / Л. Малахова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 369 с.
  12. Мальцев С. М., Розанов И. В. Учить искусству импровизации / Сов. музыка, 1973, № 10. С 11-12.
  13. Мельников, М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. / М.Н. Мельников - Новосибирск: Просвещение, 1987. – 185 с.
  14. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия. / Е.. Назайкинский - М., 1972. – 263 с.
  15. Петрушин, В. Музыка вокруг нас. / В. Петрушин -М., 1964. – 167 с.
  16. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. / О.П. Радынова - М.: Просвещение, 2006. – 241 с.
  17. Тютюнникова, Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Изд. 2-е. / Т.Э. Тютюнникова – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 264 с.
  18. Сапонов, М. Искусство импровизации. / М. Сапонов - М., 1982. – 108 с.
  19. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Под ред. Л.А. Баренбойма. – Л.: Музыка, 1970. – 392 с.
  20. Якиманская, И. С. Развивающее обучение. / И.С. Якиманская -М., 1979. – 353 с.

Информация о работе Творческое музицирование: теоретические основы методики Т.Э. Тютюнниковой