Творческое музицирование: теоретические основы методики Т.Э. Тютюнниковой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История возникновения музыкально-педагогической концепции Карла Орфа 4
1.1 Биография Карла Орфа 4
1.2 Основные принципы концепции Карла Орфа 7
1.3 Шульверк – культурологическое открытие Карла Орфа 10
1.4 Речь, движения, музыка – основные средства педагогики Орфа 12
Глава 2. Творческое музицирование: теоретические основы методики Т.Э. Тютюнниковой 22
2.1 Естественное развитие природной музыкальности человека 22
2.2 Урок музыки как музыкально-дидактическая игра 25
2.3 Проективное планирование процесса творческого музицирования 28
2.4 Принципы и приемы методики музыкально-творческого обучения 29
Заключение 34
Список использованных источников 36

Вложенные файлы: 1 файл

Карл Орф.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Для детей игровой  подход представляет собой единственно  возможную форму участия в  художественной деятельности. Содержащиеся в таком уроке специальные учебные задачи позволяют сочетать игру и обучение. Однако это сочетание нельзя осуществить как простое чередование, оно возможно лишь как ассимиляция одного в другом на основе творческого подхода. Поиск возможностей такой ассимиляции составляет содержание данного раздела работы.

Идея Т.Э. Тютюнниковой, основанная на анализе существующей отечественной зарубежной литературы, а также практическом опыте, заключается в необходимости специального образно-игрового моделирования педагогом учебного материала для творческого музицирования, в который закладывается то или иное учебное содержание. Речь идет не об игровой деятельности как таковой, а о целенаправленной игре, она подчинена достижению запланированного педагогом, но все-таки игрового результата. «Модель учебного процесса как игры строится через включение учащихся в игровое моделирование изучаемых явлений, переживание ими нового опыта в обстановке игры».

Игра служит не вспомогательным  средством, но определяет сам характер учебного процесса и материала, она содержится в каждом из моментов урока. В этом случае его возможно превратить в единую музыкально-дидактическую игру, в процессе которой будет происходить освоение закономерностей музыки.

Игра на уроке творческого музицирования проявляется на разных уровнях и создает особую «полифоническую» ткань урока:

- импровизационно-игровой характер развертывания самого урока;

- игровой характер поведения каждого из участников урока;

- импровизационно-игровые учебные действия детей;

- игровой способ действий учителя, его умение и готовность в любой момент быть спонтанным в своих реакциях.

Центральным моментом методики игрового обучения является то, что сама теория музыки содержится в учебном материале (педагогической модели), но она скрыта от детей, поскольку он организован не в соответствии с логикой и методологией научного познания. Музыкальный материал организуется по типу ассоциативно-образного, интуитивного, дологического познания. Такое мышление признается учеными как онтологически более раннее, оно присуще детям, осознающим мир образно и целостно.

В связи с этим особого  внимания требует рассмотрение способов передачи музыкального знания в условиях игрового обучения. Известно, что помимо прямой передачи существует передача и усвоение знаний учениками в неконцептуальной форме: показ, подражание, совместная деятельность. В результате подобного взаимодействия у детей формируется неявное, скрытое знание на периферии сознания.

Игровое обучение не есть изобретение современности, последняя лишь актуализировала его, используя народные традиции и опыт теоретиков педагогики прошлого. Эту педагогическую идею можно было бы представить в виде большого генеалогического дерева, корни которого уходят далекую древность.

В реальной педагогической практике, создавая вместе с детьми урок как музыкально-дидактическую игру, мы имеем дело со взаимодополняющим сотрудничеством педагогики поддержки и манипулятивной педагогической модели, но на пороге третьего тысячелетия общемировая тенденция актуализирует педагогику поддержки, ставит на повестку вопрос о ее широком использовании в практике.

2.3 Проективное планирование процесса творческого музицирования

 

Обучение на основе творческого  музицирования — это свобода и широкий веер выбора, которые помимо своих высоких достоинств имеют также трудности свободы и выбора. Анализируя деятельность многих российских педагогов, использующих творческое музицирование на уроках музыки, Тютюнникова пришла к выводу, что наибольшую сложность представляет для них организация учебного курса в некой логической последовательности: от простого к более сложному, изо дня в день, из года, в год — такова структура любой учебной дисциплины.

Исходя из этого считаю необходимым изложить высказанные выше идеи в виде проективной программы основы для планирования музыкально-творческого учебного процесса а также методики к ней.

В самом процессе творческого  музицировании содержится обучение, которое не может быть хаотичным, произвольным и не подчиняться никакой логике. Ступени обучения должны быть понятны педагогу, осознаваться им и складываться в очевидную «лестницу», движение по которой можно определить как последовательное развитие музыкальности детей.

Обучение подразумевает  приверженность принципам творческого  музицирования, отказ от которых неизбежно трансформирует саму суть данного типа обучения. Музыка вырастает из одного звука, становится мотивами и фразами, обогащается простейшим аккомпанементом, варьируется и расширяется ее форма, становится богаче и красочней инструментовка — это живой процесс, который на каждом уроке развивается в классе. Крона дерева становится все пышнее, а музыкальные возможности детей для творческой деятельности все больше.

Важнейшим вопросом становится содержательная основа планирования. Ее во всех известных пособиях составляет изучение элементов музыкального языка как основы для музицирования. Изучение элементов музыкального языка необходимо для развития музыкальности детей и совершенствования процесса творческого музицирования. Т.Э. Тютюнниковой сделана попытка определить круг необходимых навыков и понятий, которые нужны детям на первых ступенях творческого музицирования. Поскольку изучение элементов музыкального языка происходит на основе импровизационного подхода, то в планировании должен быть отражен и процесс формирования творческих навыков.

Мысль о том, что освоение зарубежного опыта требует большой  методологической культуры и понимания отечественной специфики, одинаково существенна как для того, к чему этот опыт адаптируют, так и для того, что адаптируют.

При разработке программы Т.Э. Тютюнникова ставила задачу создать систематический курс, в котором будут определены ступени в освоении детьми практики творческого музицирования и специальных музыкальных знаний. Исключение последних из курса музицирования вообще, с нашей точки зрения, нерационально, так как это значительно снижает эффективность обучения. Поэтому слово «музицирование» подразумевает здесь и обучение элементам музыкального языка.

2.4 Принципы и приемы методики музыкально-творческого обучения

 

Методика может применяться для музыкально-творческого обучения в различных условиях.

В каждом из разделов значительное место уделено созданию условий  для естественной мотивации музыкально-творческой деятельности детей, способам их внутреннего раскрепощения, которые чаще всего являются внутренним свойством самих форм работы и способов действования педагога. Музыкально-творческое обучение рассматривается нами как процесс целенаправленного обострения у детей чувствительности, впечатлительности, развития синестезийных ощущений, что находит свое отражение в подходах и принципах.

Данная методика также  как и программа проективна, хотя обобщает результаты изучения путей формирования у детей навыков творческого музицирования. Урок музыки по орфовской модели, казавшийся таким понятным 15 лет назад, и сейчас оставляет у нас немало вопросов, поскольку вместо одних появились другие. Однако мы стремимся систематизировать тот опыт, который сегодня доступен анализу, не претендуя на его полноту и всесторонность.

Поскольку теоретические  основы методики были подробно иссле-дованы в предыдущих главах и параграфах работы, мы сочли наиболее целесообразным представлять методику в виде конкретных принципов, подходов и приемов работы, которые в свою очередь раскрывать как некоторые подробности действий. Детализируя превращение теории в педагогическую технику, мы здесь также приводим примеры музыкально-творческих игр, используемых нами на уроках.

Первоначально методика была «безымянной». Но, однажды задумавшись, где же находится ее «пусковой механизм», который одухотворяет урок, превращая просто звуки в музыку, мы определили его как внутренний импульс, побуждающий к музыкальным действиям. Методика должна пробуждать в детях импульс к творческим действиям. Поэтому она была названа «Открыть музыку в ребенке».

В данном названии отражена принципиальная «ненасильственность» педагогического метода: стремление увидеть, «раскопать», дать возможность  свету светить.

В основу методики обучения на основе творческого музицирования положены два метода, которые определяют средства, принципы, приемы, способы, необходимые для развития эмоциональности детей, их креативности и спонтанности, любви к музицированию, формирования навыков и умений. Это метод активизации творческих проявлений ребенка и метод образно-игрового моделирования элементов музыкального языка.

Метод моделирования  элементов музыкального языка позволяет показать и дать почувствовать ребенку в доступном и обозримом для него виде особенности выразительных средств и их отношений. Метод образно-игрового моделирования — это одновременно и механизм творческого обучения, и способ организации материала.

Метод активизации творческих проявлений подразумевает направляемое педагогом детское творчество и создание ситуаций для творчества. Этот метод — импровизационность. Он является механизмом развития музыкальности детей и их мышления.

Основные принципы и  приемы методики творческого музицирования обозначены нами ключевыми фразами и сложились в некую общность, которую нельзя назвать ни системой, ни последовательностью. Это скорее ряд приемов и принципов, объединенных идеей обучения через творчество. Вычленяя их, мы остановились на самых существенных, которые действительно определяют и характеризуют данный учебный процесс. Последовательность рассмотрения приемов и принципов в работе условна, поскольку связь между ними нелинейна.

1) Делай вместе с нами. Ведущим принципом музыкально-творческого обучения является совместная устная деятельность.

Основным приемом методики является вовлечение ребенка в музицирование по принципу: «делай с нами вместе» и «сделай, как Ты хочешь».

2) Эти звуки обо мне — принципы элементарной импровизации. Элементарную импровизацию по Орфу можно определить как коллективную импровизацию, в которой музыка является составной частью синтетического целого, гетерофонно-ритмическая по характеру музыкального склада, основанная на технике присоединения голосов, темброво-фактурном варьировании, относительно тесно связанная с моделью.

Элементарная импровизация, начинаясь для детей с одного единственного звука, в своем развитии проходит некоторые этапы:

- игра звуками вне  каких-либо музыкальных систем  и звукорядов, а также вне регулярного  метра и ритма;

- инструментальные внеладовые  импровизации на ксилофонах и  блокфлейте;

- импровизации в пентатонике.

3) Музыка моего тела: музицирование со звучащими жестами. Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами и др.

Звучащие жесты являются лучшим способом, чтобы начать импровизировать, и очень эффективным способом формирования чувства метра и ритма у детей.

4) Игры звуками — музыка, рожденная из шума. Музицирование с инструментами можно считать логическим продолжением музицирования со звучащими жестами.

Игры со звуками, являясь  первичной формой импровизации, системно организуют музыкально-творческую работу с детьми, охватывая звучащие жесты, все виды инструментов и его голос.

5) Речевое музицирование. Речевое музицирование начинается с игр фонемами, фонемными словами – этот огромный арсенал звуковых средств с первых же занятий образует активный «инструментальный» словарь ребенка для импровизации.

Сопровождение речи жестами  является одним из способов объединения  различных средств в концепции К. Орфа на основе их естественной генетической взаимосвязи. Общность выразительных средств речи и музыки, доступность и легкость речевого импровизирования являются основой для творческих действий детей.

5) Фольклорный танец. Импровизированное движение. Движение доставляет детям ни с чем не сравнимую радость. Педагог, который хочет учить музыке на основе принципа удовольствия, не может не учитывать серьезно данный факт. Без движения творческое музицирование потеряет для детей большую часть своей привлекательности. Фольклорный танец на уроке творческого музицирования обогащает слух детей разнообразием интонаций музыки народов мира, способствует развитию культуры движений и просто доставляет детям радость. Импровизируемое движение, применяемое на уроках с разными целями, формирует саму способность к творческому восприятию музыки.

6) Звуки раньше, чем символы. Один из принципов обучения состоит в приоритетности устных форм работы и вспомогательной роли письменных.

7) Графическая нотация – донотная запись музыки. Запись простейшей музыки и озвучивание ее с помощью графических символов является интеллектуально-фантазийной игрой. Цель этой игры состоит в установлении в сознании ребенка связи между звучанием и знаком, в появлении самой мысли о том, что все возможные линии и точки могут обозначать звуки.

 

Заключение

 

Музыкально-педагогическая система Карла Орфа основана на триединстве музыки, движения и речи в процессе воспитания личности. Пьесы "Шульверка" рассчитаны не на особо одаренных, а на всех детей. Сам Орф в несколько томов "Шульверка" включил многонациональный фольклор наряду с загадками, считалками, сказками, а также произведения Софокла, Гете, Шекспира как лучшие образцы народной поэзии.

Информация о работе Творческое музицирование: теоретические основы методики Т.Э. Тютюнниковой