Слушание музыки как способ развития образного мышления у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

целью исследования является: развитие образного мышления у детей младшего школьного возраста через слушание музыки.
Задачи исследования:
1) Изучить особенности младших школьников;
2) Изучить особенности наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте;
3) Ознакомиться с психолого-педагогической литературой, рассматривающей изучаемую проблему и пути ее решения;
4) Выявить методы и приемы, способствующие влиянию на развитие образного мышления у младших школьников;
5) Провести входящую диагностику, обработать полученные результаты;
6) Спланировать и провести практическую работу по развитию образного мышления у младших школьников через слушание музыки;
7) Провести заключительную диагностику, обработать и сравнить полученные результаты;
8) Сделать выводы о продуктивности проделанной работы;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………..6
1.1. Психолого-педагогические особенности младших школьников…………………………………………………………….6
1.2. Особенности восприятия музыки младшими школьниками………11
1.3. Слушание музыки как один из видов музыкальной деятельности на уроке музыки в школе ……………………………………………….13
2. Образное мышление………………………………………………………….19
2.1. Особенности развития наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте………………………………………………........23
2.2. Методы и приемы активизации восприятия музыки на уроке…...28
3. Практическая часть………………………………………………………….34
3.1. Описание диагностической методики изучения уровня развития образного мышления ……………………………………………………………34
3.2. Анализ полученных данных…………………………………………36
3.3. Описание поэтапного хода исследования развития образного мышления средствами слушания музыки по методики Н. Басина, О. Суслова «С кисточкой и музыкой в ладошке»…………………………………………..37
3.4. Результаты проведения исследования, выводы и рекомендации…...37
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы……………………………………………...45

Вложенные файлы: 1 файл

Жакупова. Слушание музыки как способ развития образного мышления у младших школьников.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

Слушание:

     1. «В Багатели ля минор» Л.В.Бетховен

  1. «В Багатели Ре мажор» Л.В.Бетховен
  2. Пьеса «Гном» из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргский

 

Занятие 2

Тема: «Музыка и архитектура»

Опыт архитектуры  в организации реального пространства таит в себе

замечательные возможности «материалтзации» музыкального пространства.

Детям предлагается поиграть оригинальным простым конструктором,

 представляющим  собой систему из арок разного размера, сделанных из

жесткого картона. Но сначала придумываем историю  про города. После 

первого прослушивания  первого произведения дети говорят, что это «Город 

 беспорядка».  В музыки смятение, октавы в правой и левой руке как будто

 наступают  друг на друга. После прослушивания  второго произведения дети 

пытаются договориться. Город, который они представляют, на сей раз,-

«порядочный» (такое забавное название ему дали дети), в нем «живут»

порядок и красота. Третье музыкальная тема построена на сопряжении

крайних регистров  фортепиано, между которыми простирается огромное

пространство.  Дети дают ему название «Город одиночества».

 

Слушание:

      1.Прелюдия си минор №6, соч. 11 А.  Скрябин 

      2. 12 соната 1часть – тема вариации Л.В.Бетховен

      3. Третья музыкальная тема построена на сопряжении крайних регистров

фортепиано, между  которыми простирается огромное пустое пространство.

 

Занятие 3

Тема: «Взаимодействие»

Взаимодействуя  с пространством искусства – с музыкой, живописью,

литературой,  Мы учимся понимать, чувствовать звук, цвет, слово, и, в

первую очередь, себя. Работая группой, учимся творчески  взаимодействовать,

слушать друг друга  и использовать идею каждого. Дети будут  слушать совсем

небольшой музыкальный  фрагмент, как бы микросюжет. Начинаем с

упражнения  «звук в ладошку». Предлагаем детям  поймать в ладошку звук и

почувствовать его. Дети удобно располагаются у фортепиано и готовят

ладошки. Затем  это же упражнение выполняем на доске. По очереди для

каждого ребенка  звучит один звук. Дети находят месторасположение  своего

звука в плоскости  доски по отношению к звучащим ранее звукам, выбирают

цвет мела для  его изображения, решают, какого он будет размера и какой

формы. А теперь сыграем целиком эту историю нашими ладошками. Затем

дети изображают все это на листке бумаги. Фигурки  на листке

выстраиваются в красивую композицию. Так рождается  почти детективная

история  о  маленьком звуке и его почти  похищении.

Слушание:

    1. Упражнение «Звук в ладошку»

 

Занятие 4

Тема: «Театр, музыка и живопись»

Слушание:

      1. «Ромео и Джульетта» С. Прокофьев

(Приказ герцега,  «Монтекки и Капулетти», «Танец  Джульетты и Париса»).

Дети не знали  сюжета «Ромео и Джульетта». Мы не раскрыли названия каждого музыкального номера. Сначала важно открыть, почувствовать самому. Тем интереснее и замечательнее то, как порой они приближаются к пониманию шекспировских смыслов в интерпретации  Сергея Прокофьева.

 

«Приказ герцога», как вспышка, как все сметающий  на своем пути взрыв. Это первое, что дети услышали, и первое, что они начинают рисовать. Но пространство музыки более сложное, там есть и тишина, есть далеко и близко. Просим найти место этой далекой тишины.

-Какого она  цвета?

-Она приближается  к нам, меняется, растет, становится громче?

Теперь надо поместить на листке бумаги и тишину, и взвыв, решить чего больше, как они взаимодействуют.

«Монтекки и  Капулетти». Танец рыцарей - это сила, энергия, ритм. У каждого ребенка  возник свой образ-метафора прокофьевской  музыки. У каждого ребенка возникала своя ритмическая композиция.

«Таней Джульетты  и Париса»

После прослушивания  дети свои идеи воплощают в рисунке. Так, рисуя музыку Прокофьева, мы идем к Шекспиру. Теперь открытый детьми свой смысл встретится со смыслом драмы.

 

Итоговое тестирование.

 

Цель: выявить  уровень развития образного мышления после проведения ряда занятий используя методику Н. Басина, О. Суслова «С кисточкой и музыкой в ладошке….»

Задачи:

      1. провести среди детей повторное тестирование;
      2. обработать результаты и сравнить их с полученными от предыдущего тестирования.

 При проведении  итогового тестирования присутствовал весь класс 25 человек. Как и при первоначальном тестировании, школьникам был задан настрой на  индивидуальную работу. Строгий регламент времени 10 минут.

Результаты можно представить в виде диаграммы (см. рисунок 2)

 

 

 

 

 

Итоговая  диагностика

Рис. 2. Развитие образного мышления в 3 «Г» классе

 

Из диаграммы  видно, что 33% детей относиться к низкому уровню, 37% относятся к высокому уровню, 33% детей относятся к среднему уровню. Проанализировав результаты итогового тестирования, и сравнив его с результатами входного, получаем следующее:

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ результатов

Рис. 3. Развитие образного мышления в 3 «Г» классе

Заключение  к главе 3

Результаты  практической работы показали, что после проведения рада занятий по методике Н. Басина, О. Суслова «С кисточкой и музыкой в ладошке….» уровень развития образного мышления стал выше на 9%.

Заключение

Рассмотренный методический материал позволяет сделать вывод о том, что разобраться в обилии звучащей музыки школьнику чрезвычайно трудно. Чтобы по-настоящему понять ее, нужно тонко слышать изменения свойств звуков и их сочетаний, осознавать выраженные в музыке мысли и чувства восприятия.

 Использование  учителем на уроке самых разнообразных  методов создает возможность  более глубокого сопереживания  детьми музыки, понимание переданных  в ней мыслей, чувств. Развитое  восприятие музыки способно оказывать  влияние на духовный мир ребенка, становление его высоких нравственных качеств, что непосредственно оказывает  влияние на развитие образного мышления младшего школьника на уроке музыки.

Методы и  приемы развития образного мышления, могут быть самыми различными - главное - будить детское внимание и воображение, способствовать зарождению любви к музыке и ее пониманию и осмыслению.

Уроки музыки в  общеобразовательной школе призваны готовить вдумчивого слушателя, любящего музыку, способного понимать глубину  идей, чувств, переживаний, заложенных в лучших произведениях классической, современной и народной музыки. Поэтому развитие образного мышления и использование приемов и методов на уроках музыки у младшего среднего звена, является одной из главных задач их музыкального воспитания и развития в целом.

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241)
  2. Андриенко,  Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- 4-е издание,  / Е.В. Андриенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 256с.
  3. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: АКАДЕМИЯ, 2004. – 233с.
  4. Асафьев Б. А. Музыка в современной общеобразовательной школе/ Б. А. Асафьев // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – 1964, №1. С. 47 – 48.
  5. Алфёров, А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие для студентов вузов/А.Д. Алфёров. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 383с.
  6. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей: Учебное пособие для студентов ВУЗов/ В.П. Анисимов. – М: Владос, 2004. – 128с.
  7. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов вузов/ О.А. Апраксина. – М: Просвещение, 1983. – 224с
  8. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 723с.
  9. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 308с.
  10. Белова, Н.А. Ассоциативные связи музыки и слова в активизации музыкально-творческого мышления учащихся ДМШ/ Н.А. Белова // Искусство и образование. –  2009. - № 4. - С.86 – 88.
  11. Большая энциклопедия: в 62 томах. Т. 10. – М.: ТЕРРА, 2006. – 645с.
  12. Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа/ Л.А. Баренбойм. – М: Советский композитор, 1978. – 368с.
  13. Басина, Н.Э. С кисточкой и музыкой в ладошке/ Н.Э. Басина. – М: Линка-Пресс, 2000. – 144с.
  14. Банфельд, М.Ш. Введение в музыкознание: Учебное пособие для студентов вузов/ М.Ш. Банфельд. – М: Владос, 2001. – 124с.
  15. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. / Л. С. Выготский. – СПб.: Наука, 1997. – 248с.
  16. Ветлугина, Н.А. Развитие музыкальных способностей школьников в процессе музыкальных игр/ Н.А. Ветлугина. – М: Академия педагогических наук РСФСР, 1958. – 248с.
  17. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 380с
  18. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций; М., 1960. 26 http://www.pedlib.ru/Books/1/0374/1_0374-21.shtml
  19. Гродзенская Н. Л. Школьники слушают музыку/ Н. Л. Гродзенская. – М.: «Просвещение», 1969. – 87с.
  20. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 280с.
  21. Живов, В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.Л. Живов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 170с.
  22. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие/ Т.А. Затямина. – М.: ГЛОБУС, 2007. – 70с.
  23. Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет/ О.Н. Истратова – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 217с.
  24. Кабалевский, Д.Б. Как рассказать детям о музыке?: Книга для учителя/ Д.Б. Кабалевский – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2005. – 123с.
  25. Карташев, В.А. Актуальные проблемы практической работы педагогов-музыкантов/ В.А. Карташев // Искусство и образование, 2007, № 1. С.34 – 40.
  26. Кодай, З. А.  Детские хоры / З. А. Кодай // Советская музыка, 1965, №4. С. 109 - 56
  27. Королевская, Н.В. Через слово – к музыке/ Н.В. Королевская // Искусство и образование, 2008, № 3. С.108 – 119.
  28. Кравченко, А.И. Общая психология: Учебное пособие/ А.И. Кравченко – М.: Проспект, 2009. – 332с.
  29. Леонтьев А.А. Психология общения. - 2-е издание испр. и доп. /А.А. Леонтьев. -  М.: Смысл, 1997. - 345с.
  30. Лагутин, А. Н. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ/ А.Н. Лагутин – М.: «Музыка», 1982. – 211с.
  31. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочества: Учебник для студентов вузов – 2-е издание, испр. и доп.- /В.С. Мухина. -  М.: «Академия», 1998. - 345с.
  32. Назайкинский Е. В.  О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский – М.: «Просвещение» 1972 – 98с.
  33. Немов, Р.С. Психология: Словарь-справочник: в 2 ч. – М.: Владос-пресс, 2004. – ч.1 – 204с.
  34. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии/Р.С. Немов – 3-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 588с.
  35. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений.: В 3 кн. Кн. 3. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 332с.
  36. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. Изд. 4/ Л.Ф. Обухова – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 432с.
  37. Овсянкина, Г.П. Музыкальная  психология.  Учебник  для  факультетов     музыки        педагогических      университетов,       консерваторий        и        гуманитарных вузов/ Г.П. Овсянкина. – С-П: «Союз художников», 2007 – 240с.   
  38. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей/ В.И. Петрушин – М.: ВЛАДОС, 1997. – 284с.
  39. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка: учебное пособие/ Ж. Пиаже – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 356с.
  40. Пономарев, П.А. Основы психологии и педагогики/ П.А. Пономарев – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 344с.
  41. Программы общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-8 классы/  Под ред. Д.Б. Кабалевского, - М.: Просвещение, 2007. – 224с.
  42. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений/  Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: АКАДЕМИЯ, 2003. – 268с.
  43. Психология развития. Словарь/ Под ред. А.Л. Венгера// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 томах/ Ред. – Сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176с.
  44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. – 488с.
  45. Современная энциклопедия. Музыка наших дней / Д. М. Володихин. – М.: Аванта+, 2002. – 332с.
  46. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. /Е.О. Смирнова. -  М.: ВЛАДОС, 2003. - 368с.
  47. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей./ Б.М.. Теплов. – М.. 1947. – 100с.
  48. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебник для студентов средних учебных заведений. / Н.Ф. Талызина Н.Ф. - М.: «Академия», 2006. – 245с.
  49. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: ВЛАДОС, 1995. - 191с.
  50. Шевандрин  Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии./ Н.И. Шевандрин. -  М.:ВЛАДОС, 1995.- 455с.
  51. Эриксон  Э.Г. Детство и общество.- изд. 2-е перераб. и доп. / Э.Г. Эриксон СПБ.: «Летний сад», 2000.- 345с.
  52. Якушин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / В.А. Якушин. СПб.: «Полиус», 1998. - 345с.

 

 

 

 


Информация о работе Слушание музыки как способ развития образного мышления у младших школьников