Слушание музыки как способ развития образного мышления у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

целью исследования является: развитие образного мышления у детей младшего школьного возраста через слушание музыки.
Задачи исследования:
1) Изучить особенности младших школьников;
2) Изучить особенности наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте;
3) Ознакомиться с психолого-педагогической литературой, рассматривающей изучаемую проблему и пути ее решения;
4) Выявить методы и приемы, способствующие влиянию на развитие образного мышления у младших школьников;
5) Провести входящую диагностику, обработать полученные результаты;
6) Спланировать и провести практическую работу по развитию образного мышления у младших школьников через слушание музыки;
7) Провести заключительную диагностику, обработать и сравнить полученные результаты;
8) Сделать выводы о продуктивности проделанной работы;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………..6
1.1. Психолого-педагогические особенности младших школьников…………………………………………………………….6
1.2. Особенности восприятия музыки младшими школьниками………11
1.3. Слушание музыки как один из видов музыкальной деятельности на уроке музыки в школе ……………………………………………….13
2. Образное мышление………………………………………………………….19
2.1. Особенности развития наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте………………………………………………........23
2.2. Методы и приемы активизации восприятия музыки на уроке…...28
3. Практическая часть………………………………………………………….34
3.1. Описание диагностической методики изучения уровня развития образного мышления ……………………………………………………………34
3.2. Анализ полученных данных…………………………………………36
3.3. Описание поэтапного хода исследования развития образного мышления средствами слушания музыки по методики Н. Басина, О. Суслова «С кисточкой и музыкой в ладошке»…………………………………………..37
3.4. Результаты проведения исследования, выводы и рекомендации…...37
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы……………………………………………...45

Вложенные файлы: 1 файл

Жакупова. Слушание музыки как способ развития образного мышления у младших школьников.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

        Поэтому главная цель развития у детей наглядно-образного мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать и развивать умение рассматривать разные пути, разные планы, разные варианты достижения цели, разные способы решения задач.

       Это следует из того, что оперируя предметами в мыслительном плане, представляя возможные варианты их изменений можно найти быстрее нужное решение, чем выполняя каждый вариант, который возможен. Тем более что не всегда имеются условия для многократных изменений в реальной ситуации.

    1. Методы и приемы активизации восприятия музыки на уроке

Произвольное  слуховое внимание при восприятии музыки, если оно не стало еще привычным  навыком, возникает не само по себе, а в определенных условиях и с  помощью специальных приемов, которые  его организуют.

Произвольное  слуховое внимание при восприятии музыки, если оно не стало еще привычным навыком, возникает не само по себе, а в определенных условиях и с помощью специальных приемов, которые его организуют.

Первым и  необходимым условием слуховой сосредоточенности  является тишина в классе, то есть отсутствие шума и посторонних звуков, воздействие которых мешает добиться слуховой сосредоточенности. Интересное сравнение есть у Г. Нейгауза: «Звук должен быть закутан в тишину, звук должен покоится в тишине, как драгоценный камень в бархатной шкатулке» (24,с.67). Действительно, музыканты никогда не начинают играть, пока не наступит тишина. Всякий немузыкальный звук, даже единичный, моментально притупляет слух, раздражает его.

Другим важным условием слуховой сосредоточенности  следует считать определенные художественные требования к исполнению музыки или акустические – к ее воспроизведению с помощью технических устройств. Чем выше удовлетворяют исполнение или воспроизведение этим требованием, тем легче вызвать и поддерживать слуховое внимание, тем активней будет восприятие. Неумелое исполнение преподавателя или технические погрешности звучания при воспроизведении музыки, разрушая слуховую сосредоточенность, обычно вызывают нежелательные реакции школьников.

Третье условие - доступность музыки и учебных  задач при ее прослушивании. Существенное условие, соблюдение которого играет немалую роль в поддержании и сохранении слухового внимания на протяжении всего прослушивания. Имеется в виду доступность музыки и учебных задач при ее прослушивании возможностями слухового внимания школьников. Эти возможности зависят от степени сформированности последнего. Из педагогической психологии известно, что произвольное внимание учащихся удерживается лучше, если учебный материал им доступен. Совершенно очевидно, что для усвоения музыки с полным вниманием должно быть выслушано все произведение или отдельная его часть, номер. Однако слабая устойчивость внимания, его значительные колебания и частая отвлекаемость сильно ограничивают продолжительность непрерывного звучания, доступного вниманию подростков. Конечно, с ростом устойчивости слухового внимания их восприятию становится доступным все более продолжительное музыкальное звучание. Педагог Н. Л. Гродзенская называет это развитием внимания в «горизонтальном» направлении. Так, если на 1-м году обучения устойчивость внимания учащихся на звучащую музыку обычно не превышает 3-5 минут, то на последнем году обучения должно хватить на прослушивание I части 7-й симфонии Шостаковича. Известно, что легче сосредоточить внимание на музыке громкой, в подвижном темпе и с четкой метрической или ритмической пульсацией. И напротив, труднее воспринимать музыку противоположного свойства, которая в физиологическом отношении выступает как слабый раздражитель и поэтому требует больше волевых усилий для возникновения и поддержания слуховой сосредоточенности.

Соблюдение  этих условий поможет организовать произвольное внимание на музыку.

 

 

 

 Приемы

 

Современный учитель  обладает разнообразными средствами формирования восприятия и интереса учащихся к  художественно-ценной музыке в процессе ее изучения. Так, Н.Л. Гродзенская сравнивала этот процесс с формой сонатного  аллегро. «Сначала вступление (слово учителя), затем экспозиция (слушание произведения), затем разработка (анализ, разбор), потом реприза (слушание музыки на новом, более высоком сознательном и эмоциональном уровне) и, наконец, кода – повторение, закрепление музыки в памяти» (11,с.57)

Активизация слухового  внимания перед прослушивание музыкального произведения. Организация внимания перед прослушиванием должна начинаться с возбуждения интереса к произведению (общение с искусством не состоятельно вне интереса). Этой цели в наибольшей степени служат актуализация прошлого опыта, сообщения предварительных сведений о сочинении, использовании наглядных пособий, суггестивные приемы воздействия.

1. Вступительное  слово призвано создать эмоциональный  настрой, вызвать интерес и  подготовить учащихся к восприятию музыки. В младших классах рассказ отличается краткостью и непосредственной направленностью к чувствам, переживаниям детей. Н.Л. Гродзенская отмечала, что нельзя давать младшим школьникам даты и факты, отвлекающие их непосредственно от содержания музыки (11, с.65). Учитель должен стремиться в своем рассказе приблизить учащихся к произведению, обращается к их воображению, стремиться вызвать чувства, настроения, аналогичные содержанию произведения. Тут могут оказаться сведения из истории создания произведения, его посвящения или исполнения. Помогает сосредоточить внимание перед прослушиванием выявление содержания произведения, его аннотация. В вокальной и театральной музыке желательно обращение к тексту  - его прочтение, комментирование.

Иногда учащимся необходимо предварительно разъяснить встречающиеся в произведении непонятные слова, рассказать о роли той или иной части крупной формы (оперы, балета, симфонии).

Характеристика  композиции и отдельных выразительных  средств при разборе произведения непосредственно перед его прослушиванием также может помочь в организации внимания учащихся и повысит интерес к прослушиванию, если, конечно, анализ не становится самоцелью, не заслоняет живой музыки и осуществляется по возможности при заинтересованном соучастии самих школьников на доступном уровне трудности. Перед слушанием музыки учитель часто направляет внимание учащихся вопросами, на которые они должны ответить после прослушивания. Но целостное впечатление от музыки может разрушиться, если вопрос, предваряющий прослушивание, сосредоточивает внимание не на содержании произведения, а на его форме, отдельных ее элементах. В таком случае восприятие музыкального произведения можно считать не состоявшимся.

Сообщение предварительных  сведений о произведении составляет едва ли не основное содержание вступительного слова преподавателя. Назначение этого слова как раз в том и состоит, чтобы подготовить учащихся к встрече с музыкой: вызвать интерес к сочинению, облегчить его восприятие и понимание.

2. В тех же  целях очень эффективным может оказаться и обращение к наглядности. Использование наглядных пособий в учебном процессе многофункционально даже при изучении музыки, когда репродукции, фотографии или слайды помогают осмысливать содержание произведений, особенности отдельных жанров музыки, представить ее театральное или концертное исполнение и т.п. Изобразительный материал может лишь иллюстрировать музыку, как, например, при показе симфонической сказки «Петя и волк», или вводить в круг ее образности опосредствованно – цепью ассоциаций, определенным эмоциональным настроем. Иногда на уроке музыки используются и произведения других видов искусства; живописи, литературы. Однако надо иметь в виду, что внимание учащихся при этом может сосредоточиваться не на музыкальном, а на литературном или изобразительном материале. Особенно это касается живописи. Известно, что восприятие младших школьников отличается своей конкретностью; исходя, из названия произведения они склонны создавать в воображении под звучание музыки, уводящие от ее непосредственного содержания сюжеты. Поэтому произведения живописи следует вводить в урок музыки очень осторожно и на первых порах весьма ограниченно. Во вступительном слове можно использовать также диафильмы или кинофильмы, дающие более полное представление о жизни и творчестве композитора.

3. Интерес и  повышенное внимание к прослушиванию  можно вызвать и с помощью  специальных, в том числе суггестивных  приемов педагогического воздействия,  которые помогают создать определенное  эмоциональное состояние, пробудить воображение, фантазию учащихся, а тем самым и чувство напряженного ожидания встречи с музыкой. Наряду с содержанием вступительного слова важно и эмоциональное отношение самого учителя к тому, о чем он рассказывает. «Самая простая пьеса, песня, которую учитель несет детям, - пишет С.М. Левитина, - должна ему нравиться, и, приобщая к ней детей, он как бы сам с интересом узнает ее, впервые открывая для себя».(17, с. 61)

Задача подобных приемов – подготовить внимание детей, вызывая в них эмоциональное  состояние, соответствующее образному содержанию музыки, которое способствует развитию образного мышления младшего школьника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическая  часть

3.1. Описание  диагностической методики изучения  уровня развития образного мышления

 

Работа проводилась 3 «Г» классе на базе лицея № 6 «Перспектива» города Красноярска учитель-наставник Друзенко Лидия Владимировна. В классе 25 человек. Занятия проходили один раз в неделю по программе Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская «Музыка» с использованием методики Н. Басина, О. Суслова «С кисточкой и музыкой в ладошке…».

 

Целью: практической работы стало изучение и анализ методики Н. Басина, О. Суслова «С кисточкой и музыкой в ладошке…» и входящего теста «Прогрессивная матрица Равена».

Задачи:

      1. подобрать и проанализировать методики диагностики;
      2. провести входящую диагностику;
      3. провести практическую работу;
      4. сделать сравнительный анализ;
      5. сделать выводы о продуктивности проделанной работы;

Анализ ситуации. На данном этапе основная цель работы заключалась в том, чтобы собрать информацию о детях и выявить уровень развития образного мышления, используя входящую диагностику «Прогрессивная матрица Равена».

Для полного выяснения всей ситуации было решено использовать  следующие  методы:

• Беседа с учителем музыки

• Беседа с детьми

Методы диагностики уровня развития музыкального восприятия детей.

Беседа с учителем музыки. Данная методика позволяет не только узнать общую информацию о данном классе, но и узнать на каком уровне  развито образное мышление у младших школьников. Беседа с учителем показала, что дети из 3-Г класса не совсем эмоционально воспринимают музыкальные произведения, некоторые дети не могут адекватно воспроизвести ассоциативный ряд звучащей музыки. 

Входящий тест - «Прогрессивная матрица Равена». Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями. Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена. Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа. На поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали. На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.

 

Критерии  оценивания: 
 
8-9 баллов - высокий.  
 
4-7 баллов - средний.  
 
2-3 балла - низкий.  
 
Результаты диагностики можно представить следующим образом                 (см рисунок 1)

3.2.  Анализ полученных данных

 

 

Рис. 1. Развитие образного мышления в 3 «Г» классе

 

После проведения входящей диагностики на данной диаграмме мы можем увидеть, что большинство учащихся в 3 «Г» классе 12 человек (48%) имеет низкий уровень развития образного мышления на уроке музыки, 6 человек имеет (24%) – средний уровень и 7 человек (28%) – высокий уровень развития.

3.3 Описание поэтапного хода исследования развития образного мышления средствами слушания музыки  по методики  Н. Басина, О. Суслова «С кисточкой и музыкой в ладошке»

       

Результаты  проведенной диагностики подтвердили  необходимость развития образного мышления у младших школьников. Мы в своем исследовании остановились на методике Н. Басина, О. Суслова «С кисточкой и музыкой в ладошке….»

Цель: проведение ряда занятий, способствующих развитию образного мышления у детей младшего школьного возраста с помощью методике Н. Басина, О. Суслова «С кисточкой и музыкой в ладошке….»

 

Задачи:

1. подобрать  доступный и интересный для  восприятия детей материал;

2. создать условия  для эффективной работы в группе;

3. организовать деятельность детей;

Занятия проводились 1 раз в неделю.

 

Занятие 1

Тема: «Музыкальные портреты»

Портрет-это  жанр изобразительного искусства, героем которого является человек. На нашем занятии героем портрета может стать не только человек, но любой предмет, явление природы, цвет или персонаж проведения искусства. Сегодня мы будем создавать музыкальные портреты. Музыка невидима, тем труднее ее рисовать. Надо сначала почувствовать ее настроение, цвет, фактуру, движение, представить ее себе, впустить в себя, превратиться в нее, понять. Можно даже поговорить с ней. Затем мысленно нарисовать ее в своем воображении, тогда и на листе все получится. Педагог рассказывает сказку. В этот момент педагог показывает специально заготовленный «портрет» с вырезанным по контуру силуэтом, и на глазах у детей вынимает портрет из картины. Портрет исчезает, на месте его остается только темный силуэт. Дети слушают музыку и рассматривают линии, разложенные перед ними, пытаясь определить, какому музыкальному отрывку какие линии из конструктора соответствуют. После прослушивания мы берем цветные кусочки картона, и из конструктора выкладываем на них музыкальные портреты. Мы снова будем работать над характером и пластикой наших персонажей, но только теперь на плоскости листа. И придуманные детьми «живые портреты» превратятся графичные выразительные коллажи. Музыкальные линии зазвучат в них по-новому. А дети откроют для себя новый способ слушать музыку.

Информация о работе Слушание музыки как способ развития образного мышления у младших школьников