Роль пения в музыкальном развитии ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 10:22, реферат

Краткое описание

Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом, проветренном помещении, а летом - на открытом воздухе. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствуют развитию чувства товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по музыке.docx

— 78.93 Кб (Скачать файл)

     Занимаясь  пением, педагог должен выполнять  следующие задачи:

♦   учить детей петь естественным голосом, без напряжения;

♦   внятно и осмысленно произносить слова, протягивать  продолжительные звуки;

♦   не отставать и  не опережать друг друга при пении;

♦   интонационно точно  петь мелодию в попевках и песнях;

♦   петь песни с  помощью воспитателя с музыкальным  сопровождением и без него.

     Дети этого  возраста могут петь несложные  песни интонационно точно и  осмысленно-эмоционально. Слушание пения педагога по-прежнему лежит в основе обучения. В начале года необходимо  повторить материал предыдущих лет обучения, но с повышенными требованиями к исполнению. В этом возрасте в пении продолжают использоваться игровые моменты, часто с наглядным материалом - игрушками, картинками. Повышается роль слова: педагог может задавать детям вопросы для проверки восприятия или содержания песен. Например: «Что было бы с зайкой, если бы дети позвали его в гости?» (песня «Заинька», музыка М. Красева). В процессе разучивания песни используются различные методические приемы: пропевание ее по частям, слушание мелодии, исполненной на фортепиано, пение небольшими подгруппами, индивидуальное пение, пение «солиста» и «хора». Интерес к пению, так же как и в предыдущей группе, поддерживается поощрительными словами педагога.

     Пятый год жизни. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым. Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения. Развиваются процессы запоминания и припоминания, совершенствуется зрительное и слуховое восприятие. Увеличивается запас слов, речь становится более связной и последовательной. Повышается способность откликаться на содержание песни. Дети этого возраста улавливают ритмический рисунок мелодии, тембр голоса, силу звучания, узнают и запоминают песни, пытаются передать их выразительные интонации. Поэтому и музыкальный язык песен становится более красочным и разнообразным. Возрастают певческие возможности детей. Дыхание становится более глубоким и продолжительным.

     При обучении  пению педагог в средней группе  должен выполнять следующие задачи:

♦   учить детей петь выразительно, естественным голосом, без  напряжения;

♦   петь протяжно, брать  дыхание между короткими музыкальными фразами;

♦   произносить слова  внятно, правильно;

♦  учить вместе начинать и заканчивать песню, интонационно точно исполнять мелодию, петь в  пределах ре-си первой октавы, прислушиваться к голосам других детей;

♦   петь в сопровождении  инструмента и без него.

     В процессе  обучения используются те же  приемы, что и в предыдущей группе, но слово начинает играть все большую роль. После того как дети выучили песню, ее надо на некоторое время отложить. Дети сами попросят повторить ее. Если же это не произойдет, то педагогу необходимо найти интересный способ напоминания о песне. Знакомые, хорошо выученные песни надо чаще повторять без инструментального сопровождения. Это лучшее средство для выработки чистоты интонации, для включения песни в быт, в повседневную жизнь ребенка.

     Шестой год жизни. У детей данного возраста совершенствуются процессы высшей нервной деятельности, возрастает роль коры головного мозга. Ребенок овладевает простейшими формами учебной деятельности: приобретает способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания. У детей уже больше знаний об окружающей действительности. Восприятие приобретает более целенаправленный характер, чем у детей младших возрастов. Возникает способность произвольного запоминания. В этом возрасте дети уже имеют определенный музыкальный опыт. Появляются элементы творчества в пении, музыкальных играх, плясках. Развивается способность анализировать песни и инструментальные музыкальные произведения. Высказывания ребенка приобретают связный характер. Совершенствуется дыхание, развивается голос, расширяется его диапазон.

     У детей  возникает известная система  представлений о высоте, тембре, силе музыкального звука. В  пении, музыкальной игре дети  сознательно стремятся к выразительности  создаваемых образов. Ребенок  этого возраста представляет  поставленную цель, подчиняет ей способ и порядок выполнения действий.

     Обучая пению  детей старшей группы, педагог  выполняет следующее:

♦   приучает детей  к выразительному пению без напряжения, легким звуком, плавно;

♦   приучает брать  дыхание между музыкальными фразами;

♦   продолжает учить  отчетливо произносить слова;

♦  учит одновременно начинать и заканчивать песню, выразительно передавать характер мелодии, петь со взрослыми без инструментального сопровождения и самостоятельно с сопровождением;

♦   учит петь хором  и индивидуально в диапазоне ре-си первой октавы;

♦  побуждает вспоминать и петь ранее выученные песни; отличать на слух интонационно точное и фальшивое пение, сохранять во время пения правильную позу - сидеть прямо со свободным положением головы и корпуса.

     В этом возрасте детям называют фамилии композиторов, написавших песни, а также знакомят с некоторыми специальными терминами: напевность, отрывистость, дикция, ансамбль, сила звука, темп, форма песни, куплет, запев, припев, фраза, вступление, заключение и т. д.

     Процесс обучения  ведется по трем этапам. Более  разнообразными становятся беседы  и вопросы к детям, так как  усложняется содержание песен. У детей этого возраста уже сформировались некоторые представления об окружающем, и педагог все чаще обращается к их сознанию. Поэтому иллюстративный материал используется в меньшей степени - в основном тогда, когда надо пояснить незнаком w слова в тексте. Разучивание песен начинается после нескольких занятий, на которых проводилось слушание музыки. На каждом занятии, посвященном пению, нужно добиваться лучших результатов, чем на предыдущем, а не механически пропевать песни. В работе над выразительностью исполнения необходимо исходить из содержания песен, опираться на эмоциональное восприятие ребенка. Разучивание песен можно иногда начать с припева; в процессе разучивания, если необходимо, транспонировать мелодию в удобную для голоса ребенка тональность. Перед пением надо сконцентрировать внимание детей, провести так называемое распевание, использовав специальную систему упражнений. Когда песни детьми усвоены, их можно исполнять по подгруппам и индивидуально. Это дает детям возможность услышать и оценить пение товарищей.

     В процессе  обучения необходим живой, эмоциональный  тон ре педагога, а иногда и  вовремя сказанная шутка. Они  активизируют внимание детей,  повышают интерес к песне.

     Повторение  знакомых песен должно проводиться  в разных формах, чтобы не снижать интереса детей. Например, в форме «загадки» - узнавания мелодии, сыгранной на инструменте или пропетой педагогом; возможно пропевание песни по ролям, пение с солистами и т. д.

     Седьмой год жизни. В течение этого года жизни происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность нервной системы, появляется способность активного мышления. Формируется система оценок, восприятие становится целенаправленным. Овладение начальными формами учебной деятельности приводит к интенсивному развитию волевых и эмоциональных качеств личности. Становится достаточно развитой речь, дети свободно высказывают свои суждения о содержании песен. У них развиты музыкальный вкус и восприимчивость к оттенкам музыкальной выразительности. Ребенок может различать направление движения мелодии, понижение и повышение звуков, звуки различные по высоте и длительности, смену темпов в пении. Поэтому песенный репертуар для детей этого возраста становится очень разнообразным по тематике, ярким и красочным по средствам выразительности. Возрастают певческие возможности детей. Диапазон песен расширяется от до первой до ре второй октавы.

     В связи  с этим в подготовительной  к школе группе детей обучают:

♦   выразительному пению: звонкости, напевности, легкости звучания;

♦   правильному дыханию, удержанию его до конца фраз;

♦   отчетливости дикции;

♦   всем правилам ансамблевого пения;

♦  дети должны также выразительно петь песни из репертуара предыдущих групп с сопровождением и без  него;

♦  различению движения мелодии  вверх и вниз, долгих и коротких звуков; детей знакомят с названием нот, объясняют принципы их размещения на нотоносце;

♦  импровизация звукоподражаний («ау», «ку-ку») и попевок на основе хорошо усвоенных певческих навыков;

♦   коллективному и  индивидуальному пению с сохранением  правильной осанки.

     Особенное  внимание следует обратить на  охрану детских голосов - предостерегать детей от громкого и длительного пения, от увлечения песнями из репертуара взрослых.

Методические приемы обучения пению в этой группе имеют много общего с приемами, используемыми в старшей группе. Еще большее место занимают беседы, которые становятся углубленными.

     При обучении  певческим навыкам слово педагога  не всегда сопровождается показом, а только в тех случаях, когда возникают трудности в исполнении. Методика работы в основном направлена на то, чтобы как можно лучше развить в детях самостоятельность, активность, инициативу, осознанность в восприятии и исполнении музыкального произведения.

     Песни поются  всей группой, подгруппами, индивидуально,  но ролям, по музыкальным фразам, по куплетам поочередно, каждой  подгруппой и т. д.

     Добиваясь  интонационно и ритмически точного  исполнения мелодии, педагог всегда обращает внимание на трудные мотивы, фразы и работает над ними. Часто перед исполнением песни он дает тонику на инструменте для ладовой настройки. В процессе обучения применяет дирижерские жесты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения  в жизни человека.Н.Г. Чернышевский относил пение к "высшему, совершеннейшему искусству" и подчеркивал: "Пение первоначально и существенно подобно разговору". Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению.

Особое чувство радости  вызывает общение во время коллективного  пения. Это прекрасно отметил  еще К.Д. Ушинский: "В песне, а  особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее  дружных певцов к дружному делу... вот почему и в школу следует  ввести песню: она несколько отдельных  чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями должно побеждать трудности учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство".

Все это в полной мере относится и к дошкольникам, которым  также свойственна потребность  выражать свои настроения в пении. Часто  можно наблюдать, как мальчик, шагая  по комнате, напевает маршевую мелодию, девочка, играя с куклой, убаюкивает ее колыбельной песней. Голос ребенка - естественный инструмент, которым  он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его  досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры.

При соблюдении гигиенических  условий, т.е. при проведении занятий  в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Систематические  занятия пением в детских садах  подготавливают детей к урокам пения  в школе.

Обучать детей пению может  не только специалист - музыкальный  руководитель, но и каждый воспитатель  при наличии у него музыкальной  подготовки, полученной в педагогическом ВУЗе.

 

Литература

 

Арисмеди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. М.: Прогресс, 1989.

Ветлугина Н.А. Музыкальные  занятия в детском саду. М.: Просвещение 1984.

Ветлугина Н.А. Музыкальный  букварь. - М.: Музыка, 1973.

Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 1994, №6, стр.89.

Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.

Клюева Е. В, Шадрина М.Г. Теоретико-методические аспекты формирования музыкальности дошкольников в пении. Худ. Образование в России, Арзамас, 2002.

Методика музыкального воспитания в детском саду, / под. Ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1982.

Метлов Н.А. Музыка - детям. - М.: Просвещение, 1985.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных  способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Музыка в детском саду / под. Ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Музыка, 1980.

Музыкальное воспитание в  первых общественных детских садах  России. - Дошкольное воспитание, 1996, № 11, стр.91.

Информация о работе Роль пения в музыкальном развитии ребенка