Роль пения в музыкальном развитии ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 10:22, реферат

Краткое описание

Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом, проветренном помещении, а летом - на открытом воздухе. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствуют развитию чувства товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по музыке.docx

— 78.93 Кб (Скачать файл)

     Певческая  установка - это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

     Стулья должны  соответствовать росту детей.

     Во время  пения дети 5-6 лет должны сидеть  прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. Ноги стоят под прямым углом к полу. Руки лежат свободно между животом и коленями. (При слушании музыки дети могут прислоняться к спинкам стульев.)

Дети 2-4 лет могут сидеть, опираясь на спинки стульев, ноги ставя  на пол под углом 90°. Руки также  лежат свободно.

     Голову держать  надо прямо, не вытягивать шею,  не напрягать.

     Рот надо  открывать вертикально, а не  растягивать в ширину во избежание  крикливого, «белого» звука.     Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

     Разучивать  песни с детьми надо сидя. А  уже разученные песни можно  петь и стоя, так как в таком  положении дыхательные мышцы, даже у трехлетних детей, работают активнее и звучность пения заметно улучшается.

     При пении  стоя голова держится прямо,  руки опущены.

     Организация  детей на занятиях - одно из  существенных условий для лучшего усвоения ими материала и для развития музыкальных способностей.

     В младшей  группе самые маленькие дети, а также отличающиеся неустойчивым вниманием, беспокойным характером садятся в первом ряду, чтобы лучше видеть и слышать музыкального руководителя и воспитателя.

     Во второй  младшей, средней и старшей  группах в первом ряду сидят  дети с менее развитым слухом, с небольшим объемом диапазона голоса, недостаточно дисциплинированные, а также вновь поступившие дети.

     Чтобы дети  лучше слышали мелодию, инструмент  надо ставить так, чтобы высокие  регистры находились ближе к  ним. Воспитатель сидит перед детьми на большом стуле в правильной позе. Он должен быть готовым к занятию: знать песни, суметь ими продирижировать.

     В детском  саду детей обучают простейшим  певческим навыкам:

♦   правильному звукообразованию;

♦   правильному дыханию;

♦   хорошей дикции;

♦   чистоте интонации;

♦   ансамблю - стройному, согласованному пению. Остановимся  на каждом из этих певческих навыков  более подробно.

 

              Звукообразование

     Это способ  извлечения звука. Дети должны  петь естественным высоким светлым  звуком, без крика и напряжения. Очень важен пример - педагогу  также следует петь высоко, поскольку  дети начинают подражать ему и петь в более высоком регистре.

     Звукообразование  может быть протяжным, напевным, а бывает и отрывистым. Дошкольникам  свойственно отрывистое звукообразование, поэтому, начиная с самой младшей группы, надо учить детей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз. Педагог подбирает соответствующие песни, например народные, так как для них характерно преобладание гласных звуков, способствуют м большей протяженности звучания. Развитию протяжною звукоообразования помогает пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах.

     Дошкольникам, особенно младшим, свойственно произносим слова говорком. Поэтому с ними особенно важно делать упражнения по протяжному пропеванию гласных и четкому произношению согласных звуков.

 

             Дыхание

     В пении большое значение имеет дыхание. Никаких специальных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. Они имеют место на ежедневной утренней гимнастике.

     На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется и углубляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого что не умеют им управлять. Достаточно музыкальному руководителю, воспитателю показать, как надо петь, не прерывая дыхания, где его брать, и ребенок легко справляется с этим.

     Чтобы помочь детям научиться брать дыхание, на первых порах исполняются песни с короткими музыкальными фразами. В старших и подготовительной к школе группах этому помогает пение песен по фразам (цепочкой).

     От правильного дыхания зависит: чистота интонации, правильная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания. При обучении детей пению педагог не объясняет им всю сложность дыхания, а показывает наглядно, как надо дышать в процессе исполнения. Следит, чтобы дети при вдохе не поднимали плеч, чтобы он был бесшумным, спокойным. Подводит их к медленному выдоху, умению брать дыхание в зависимости от строения фразы песни, предложения.

 

              Дикция

     Выразительность исполнения песни зависит не только от интонационно точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов (дикции). От дикции поющих часто зависит и качество звучания мелодии. При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным: и нем отсутствуют протяжность, выразительность звука. Однако от чрезмерного подчеркивании текста появляется излишнее напряжение, крикливость.

     Педагоги должны научить детей певческой дикции, объяснить им, что надо так спеть песню, чтобы слушатели могли понять, о чем поется, показать, как произносить отдельные слова, фразы.

     Работа над дикцией связана со всей работой по развитию речи и детском саду. Слова состоят из сочетания гласных и согласных туков. При произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных (а, о, у, э, и, ы) - протяженность пропевания их является основой пения. Но для ясности дикции надо следить также и за четким произношение согласных.

     Если в пении согласные произносятся вяло и недостаточно ясно, то пение становится невыразительным, недоходчивым. Исполнение текста должно быть четким, осмысленным, выразительным. Надо уметь подчеркивать голосом логические ударения. Так, в русской народной песне «Во поле березка стояла» следует выделить слова береза, кудрявая и т. д. Необходимо помнить, что в пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют логическое ударение. Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласной «о», которая звучит как «а». Надо петь: «карова», а не -корова»; «актябрь», а не «октябрь»; «мая», а не «моя». Нельзя в пении произносить безударную гласную «е», как «и». Например:  «А на мостик волк нас не пускает, // на мосту он серый отдыхает» (песня «На мосточке», музыка А. Филиппенко).

     Безударную гласную «я» можно произносить светло, ярко, как «я», и менее ярко, как «е», но ни в коем случае не как «и». Так, можно петь «масляна» или «маслена», но не «маслина»; в «октябре» или в «октебре», но не в «октибре».

     Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Поэтому согласные, которые находятся в конце слога, произносятся в начале следующего. Например: «Огоньки сверкают». Исполняется: ого-нъки све-рка-ют. Если согласный звук находится в конце слова, то его нельзя тянуть. Например: «Ах, какой хороший добрый Дед Мороз». Согласные в конце слова нельзя «проглатывать», их надо обязательно произносить. Некоторые согласные в конце слов меняют свое звучание. Например, пишется - листопад, а поется - листо-пат (песня М. Красева «Падают листья»). Другие правила, которые применяются в речевом произношении, обычно употребляются и в певческой дикции. Например, поют што, а не что, хочецца, а не хочется, снек, а не снег, отчего, а не отчего, рынка, а не рыбка.

     Условием хорошей  дикции, выразительного пения является  понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.

     Правильному  произношению слов способствуют:

     ♦  выразительное  чтение педагогом текста песни  в процессе ее разучивания;  применяется во всех группах;

     ♦ коллективное  пропевание текста нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, - так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.

     В старшей  и подготовительной к школе  группах рекомендуется прием коллективного произнесения текста шепотом на высоком звучании в ритме песни. Этот прием особенно полезен при разучивании песен, исполняемых в быстром темпе, например, «Голубые санки» М. Раухвергера.

     Дети и младшего, и старшего возраста часто  неправильно произносят окончания слов, приставки. В таких случаях уместно предложить как отдельным детям, так и всей группе произносить слова по слогам.

     Вышеуказанными  приемами следует пользоваться  очень осторожно, чтобы уточнение и усвоение текста усиливало эмоциональное восприятие песни и углубляло музыкальный образ, а не превращалось в сухую формальную тренировку.

 

           

 

 Чистота вокальной  интонации

     Это интонационно  точное воспроизведение мелодии.  Чистота интонации зависит от  степени развитости музыкального  слуха и от объема слуховых  представлений. Для достижения  чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты.

     В каждой  возрастной группе встречаются  дети, поющие фальшиво. Причины этого различны: у одних - не в порядке голосовой аппарат, другие - плохо слышат после перенесенных инфекционных заболеваний, третьи - застенчивы, четвертые - не обладают устойчивым вниманием. Часто у детей бывает слабо развит музыкальный слух, голос (маленький диапазон). Некоторым детям мешают нарушения в артикуляционном аппарате, неумении извлечь звук.

     Чистота интонации  зависит также от музыкального  окружения ребенка.

     Для достижения  чистоты интонации необходимо:

     ♦  выбирать  песни, удобные по диапазону  для данной группы детей; с  короткими фразами, между которыми  можно брать дыхание;

     ♦  давать  детям слушать песни в хорошем  исполнении взрослых и детей;

     ♦  систематически  повторять с детьми разученные  песни и при этом петь их  без инструментального сопровождения;

     ♦  петь  детям не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному, тогда дети лучше слышат себя и друг друга;

     ♦  вырабатывать  у детей умение себя слушать,  осознавать качество своего исполнения;

     ♦  фальшиво  поющим детям уделять особое  внимание; для этого их лучше  размещать на музыкальных занятиях  так, чтобы они сидели ближе  к музыкальному руководителю, лучше  слышали его исполнение, наблюдали за его артикуляцией, слышали чисто поющих детей, сидящих сзади (в работе с такими детьми полезно отмечать, поощрять каждое достижение);

     ♦  транспонировать  мелодию в ту тональность, в  которой детям удобно петь, и  постепенно, по полутонам, довести  ее до нужного уровня.

     Для достижения  более высокого звучания кроме  репертуарных песен можно давать  детям короткие упражнения на  небольших интервалах (секунда, терция, кварта) в виде подражания пению кукушки («ку-ку»), крику гусей («га-га»), игре на дудочке («ду-ду»), балалайке («ля-ля») и т. д.

     Проводя индивидуальные  занятия, музыкальный руководитель  учитывает особенности каждого  ребенка.

     Одному он показывает, как надо протянуть звук «потоньше», «повыше», другому - какое положение придать губам, третьему предлагает спеть погромче или, наоборот, - мягче, тише.

 

                  Ансамбль

     Стройное, чистое, согласованное пение в унисон  закладывает основы ансамбля - целостности,  слитности звучания. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным и кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, чтобы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз. Большое влияние на стройность и согласованность пения оказывает объединяющее детей настроение. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно. Уже на занятиях с детьми младшей группы музыкальный руководитель должен обучать детей простейшим умениям: петь, не отставая и не опережая друг друга, не выкрикивать отдельных слов песни.

     Для того  чтобы научить детей стройному  согласованному, пению, необходимо прежде всего перед началом пения сконцентрировать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, музыкальный руководитель подает знак - взмах рукой или кивок головой, чтобы дети начали петь одновременно, тотчас же после сыгранного вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню. В некоторых случаях можно сконцентрировать внимание детей, сыграв первый интервал песни ил и ее первый звук. Дети пропевают его тихо на слог «ту» или с закрытым ртом, а затем начинают петь мелодию по знаку музыкального руководителя. В практической работе применяется и дирижирование детским хором. К дирижерскому жесту прибегают в тех случаях, когда пение проводится без инструментального сопровождения или когда в общем пении участвуют несколько групп детей. Однако дирижированием не следует злоупотреблять. Надо научить детей чувствовать характер музыкального произведения и передавать его без помощи дирижера.

Информация о работе Роль пения в музыкальном развитии ребенка