Роль пения в музыкальном развитии ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 10:22, реферат

Краткое описание

Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом, проветренном помещении, а летом - на открытом воздухе. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствуют развитию чувства товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по музыке.docx

— 78.93 Кб (Скачать файл)

     5.  Охарактеризовать мелодию, форму песни, ее фортепианную партию, средства музыкальной выразительности: удобна ли мелодия для запоминания, есть ли в ней трудные места (скачки вверх и вниз, большие интервалы), каково ее построение - восходящее, нисходящее или волнообразное, размер, темп, ритмический рисунок, характер (бодрый, спокойный, торжественный); какова динамика песни, ее лад и тональность, диапазон; выразительное ли фортепианное сопровождение, поддерживает ли мелодию песни, доступно ли для детского восприятия; какова форма песни - куплетная, куплетная с запевом и припевом или сквозная; каковы указания автора к исполнению.

     Затем надо  спланировать программные требования  по основным певческим навыкам - звукообразованию, дыханию, дикции, чистоте интонации, чувству ансамбля; выявить исполнительские трудности и выбрать методические приемы по разучиванию данной песни.

     Процесс разучивания  песни включает 3 этапа.

     1-й этап - ознакомление  с песней. Целью первого этапа  обучения является: заинтересовать детей, раскрыть содержание музыкального произведения, определить музыкальные средства выразительности.

     2-й этап - разучивание  песни. На этом этапе происходит  основная работа по обучению детей певческим умениям и навыкам.

     3-й этап - закрепление  песни. Работа над воссозданием  музыкально-художественного образа песни, над ее эмоционально-выразительным исполнением.

     На первом  этапе используются беседы, в  ходе которых дети знакомятся с содержанием песни, обращают внимание на ее художественный образ. Эти беседы тесно связаны с живым восприятием детьми песни. Также применяется показ картин, художественных игрушек, отвечающих тематике песен.

     Не все песни  требуют предварительной беседы. Если песня не сложная, доступна  детям по содержанию, легко воспринимается  ими, то следует ограничиться  лишь ее названием. В таких  случаях после первого прослушивания  детям задаются вопросы: какая  песня по характеру, о чем она рассказывает и т. д. После этого песня исполняется педагогом еще раз.

     На следующем  занятии можно сыграть вступление  и спросить, как называется песня,  вступление к которой было  исполнено. Затем исполнить всю песню. Если в песне есть припев и он несложный, то дети могут подпевать. На третьем занятии педагог дает детям еще раз прослушать песню и начинает разучивать ее с ними.

     В процессе  разучивания песни (2-й этап) ведется  работа по развитию всех певческих навыков. Для выработки чистоты интонации нужно учить детей вслушиваться в звуки, различать высоту их звучания. На этом этапе можно использовать следующий игровой прием: большой паровоз гудит низко (фа1), а маленький высоко (до2). Необходимо добиваться точного звучания начальных звуков песни. Для этого можно использовать такой прием, как пропевание первой ноты на слова: «Песенку начнем». Затем сразу начать песню. Или же предложить детям потянуть первый звук, выравнивая его: «Все как один поем одинаково, как будто в дудочку дудим». Работая над мелодией, педагог должен сосредоточить на ней внимание детей: «Дети, послушайте внимательно. Я играю мелодию». Затем мелодия пропевается на определенные слоги с использованием какого-либо игрового приема: детям предлагается «сыграть» мелодию на дудочке, скрипочке, спеть, как гуси и т. д. Если мелодия напевная, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся гласными звуками (ля-ля, ду-ду). Если мелодия легкого отрывистого звучания, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся на согласные звуки (динь-динь, тук-тук). Разучивая песню, в которой фразы мелодии разные по характеру звучания, можно предложить детям поиграть в оркестр. Например: «Сегодня мы не споем песню, а сыграем. У нас будет оркестр, в оркестре играют разные инструменты: много дудочек и много бубенчиков. Дудочки играют протяжно - ду-ду, а бубенчики звонко - динь-динь».

     При работе  над мелодией необходимо выделять  интонационно трудные мотивы, разучивать  их отдельно. Например, в мелодии  песни «Дед Мороз» В. Витлина  есть скачок на большой интервал  -ре~си. Можно отработать этот скачок, предложив детям позвать деда Мороза, пропев «а-у». Если в песне есть сложный ритмический рисунок, нужно попросить детей прохлопать («спеть руками»).! Педагог обращает внимание детей на разные длительности звуков. При этом используется игровое упражнение - зов детей. Например: «Пе-тя, где ты?» При обучении детей пению необходимо обращать их внимание на темповые и динамические изменения. Например, в песне «Детский сад» А. Филиппенко запев поется умеренно громко, а припев громко. Педагог, во-первых, своим исполнением дает почувствовать детям разницу, а во-вторых, в пояснении обращает внимание на связь характера музыки с ее динамикой: «Вы все любите игрушки, споем о них весело, звонко, громко».

     Работая над  дикцией, педагог добивается ясного  правильного произношения слов. Разъяснять смысл трудных слов  следует уже на первом этапе  обучения. Однако дети могут понимать  слова и все-таки неправильно  их произносить. Это свидетельствует  о несовершенной артикуляции. В таких случаях текст песни произносится шепотом сначала педагогом, а потом детьми обязательно в ее ритме. Изредка используется прием выделения слов, произношение которых требует коррекции. Развивая правильную дикцию, педагог обращает внимание и на выразительное произнесение отдельных слов в соответствии со смыслом предложения.

     На втором  этапе продолжается работа по  развитию правильного дыхания, основные приемы которого показывает педагог. Используются и упражнения, например «Паровозы». Дети должны глубоко вдохнуть воздух и выдохнуть на звук «ш», как будто пар выходит из паровоза. После этого можно пропеть фразу из разучиваемой песни. Особое значение в работе над ансамблем имеют указания педагога, его жесты.

     На третьем  этапе рекомендуется использовать  следующие приемы: пение по рядам, подгруппам, пение соло без сопровождения. Можно среди хорошо поющих детей выбрать солиста, исполняющего запев песни, а остальные дети будут петь припев. Если в песне несколько действующих лиц, отражены какие-либо действия, ее можно «обыграть», спеть «по ролям».

 

ОБУЧЕНИЕ ПЕНИЮ  В РАЗНЫХ ПО ВОЗРАСТУ ГРУППАХ

     Первый год жизни. Задачи музыкального воспитания по пению, слушанию музыки и музыкально-ритмическому движению для этого возраста не разграничиваются. Пение сопровождает жизнь ребенка С самого раннего возраста.

     В период  бодрствования взрослый постоянно  разговаривает с ребенком, голосовые  реакции которого и развиваются  в процессе общения. В три-четыре  месяца он издает гортанные  звуки, в пять -певучие гласные, так называемое «гуление», в шесть - произносит слоги «ба», «ма», «на», «да».

     У ребенка  от двух с половиной месяцев  до шести развивается способность  внимательно слушать и различать  звуки: знакомый голос сразу  же привлекает его внимание, радует, успокаивает. К четырем месяцам  ребенок поворачивает голову  к источнику звука. В это время следует привлекать внимание детей к музыкальным звукам - петь, играть в музыкальные игрушки, вызывая тем самым у детей состояние радости.

     После шести  месяцев ребенок прислушивается  к своему голосу, повторяет звуки,  подражая взрослому, различает  интонации голоса. Он уже может попасть в тот тон, который пропел взрослый. В это время пением следует воспитывать слуховое сосредоточение ребенка, двигательные и голосовые реакции, создавать у него радостное настроение. И к концу первого года он может повторить за взрослым простейший мотив из двух звуков.

     Ребенок реагирует на музыку разного характера - колыбельная успокаивает его, он сам «подпевает» матери («а... а... а...»), плясовая мелодия вызывает двигательные реакции - движения рук, ног, он «пружинит», «пляшет».

     Ребенок уже  способен запоминать и узнавать  мелодии и движения, связанные с музыкой, например «Ладушки». От девяти меся-i (ев до одного года следует продолжать воспитывать слуховое внимание ребенка, сосредоточенность при слушании пения, звучания музыкальных игрушек, инструментов.

     Второй год жизни. Он характеризуется тремя основными приобретениями: ребенок начинает говорить, ходить, овладевает простыми способами действия с предметами. Речь детей становится средством общения с окружающими, а речь взрослого - важным средством их воспитания. Ребенок второго года жизни эмоционально отзывчив; у него появляются простейшие певческие интонации, он может пропевать отдельные слоги.

     Задачи по  пению во II группе раннего возраста следующие:

♦  приучить прислушиваться к мелодии и словам песни, узнавать их;

♦  побуждать ребенка  подпевать взрослому, воспроизводя отдельные слова;

♦  развивать первоначальные певческие реакции.

     Для побуждения  к подпеванию и пению должны  быть подобраны специальные песни с повторяющимися простыми по звуковому составу словами, например, русские народные песни «Заинька-Зайка», «Идет коза».

     Рассмотрим  ход обучения пению на песне  «Птичка», музыка М. Раухвергера.

     Педагог сидит  на стуле лицом к детям. Из-за  двери доносится птичий щебет.  Педагог говорит, что сейчас  прилетит птичка. Щебет прекращается, но птичка не прилетает. Тогда педагог «сыплет» на пол воображаемые крошки. Снова слышен щебет, вслед за этим «прилетает» птичка-игрушка (в руках взрослого) и клюет крошки. Птичка «улетает» - педагог разводит руками: «Нет, нет птички!» Затем птичка «прилетает» и «садится» на подоконник. Педагог поет песню «Птичка». На слово «Аи!» птичка «улетает». Педагог и дети разводят руками. Песню можно повторить еще раз, но теперь уже птичка «улетает» в другой конец комнаты.

     Когда дети  знают песню, ее можно исполнять,  сопровождая рассказ о птичке только мимикой, жестами (грозить пальцем, на слова «Подожди, не улетай!» и разводить в стороны руки на слово «Аи!»). Таким же образом можно разучивать песенки «Машенька-Маша», народная мелодия, «Собачка», музыка М. Раухвергера, «Кошка», музыка Александрова. Подобную методику рекомендуется использовать при слоговом пении, т. е. на определенных повторяющихся слогах. Например: «Бай-бай», «Ля-ля-ля».

     Третий год жизни. У детей этого года жизни уже есть небольшой музыкальный опыт, они знают несколько музыкальных произведений - радуются, когда их слышат. Так как мышление детей конкретно, они воспринимают музыку образно - считают, что она про кого-то или про что-то рассказывает. Поэтому слушание песен часто сопровождается показом игрушки. Ребенок этого возраста пробует подпевать отдельные слова и слоги при пении педагога.

     Если работа  по музыкальному воспитанию ведется  в детском саду систематически, к концу третьего года жизни  ребенок может петь короткие  несложные песенки.

    Задачи по обучению  пению в I младшей группе следующие:

♦   развивать певческие  интонации;

♦   подпевать отдельные  слоги и слова песни, подражать  воспитателю;

♦   привлекать внимание к содержанию песен, создавать эмоциональный интерес к пению.

     Для того, чтобы дети были активны в пении, необходимо использовать специально подобранный песенный материал, специальные методические приемы подпевания и пения. При обучении пению следует помнить, что дыхание детей этого возраста короткое. Большинство слов они произносят нараспев. Дети очень нуждаются в помощи взрослого: поют активнее, если видят движение губ взрослого, его одобряющую мимику, слышат пение, специально приспособленное к замедленному темпу исполнения, характерному для слабо развитой речи малыша. Обычно дети удовлетворенно улыбаются, получив похвалу взрослого (даже если она и не была вполне заслуженной), после чего становятся большими любителями пения. Поэтому педагогам необходимо как можно чаще стимулировать интерес детей к пению поощрениями.

     Помимо общих  требований к песенному материалу  (интересное и доступное сюжетное  содержание, простая привлекательная  мелодия и т. д.), песня, побуждающая к подпеванию и пению, должна отличаться еще и следующими особенностями: ее слова должны быть не только понятными, но и легкими для произношения, текст - коротким (1-2 четверостишия). В мелодии должны быть повторяющиеся несложные фразы, распеваемые на простые слова и слоги.

     Песенки, предназначенные  для подпевания и пения, следует  повторять как можно чаще, иначе дети не запоминают слов, а это и свою очередь тормозит развитие певческих умений. На примере песни «Бобик» (музыка Т. Попатенко, слова 3. Найденовой) рассмотрим методику обучения пению детей I младшей группы.

 

Занятие 1

На нем дети знакомятся с песней, у них создается эмоциональный  интерес к ее образу. Педагог вносит собачку и рассказывает о ней: «"Это Бобик, славный пес, белый  лобик, черный нос". Мальчик ему  скажет: "Сядь на коврик и не лай", — Бобик слушается. Мальчик скажет: "Бобик-Бобик лапку дай" - Бобик дает лапку. Ребята скажите ему: "Бобик-Бобик, лапку дай, а потом прикажите, - сядь на коврик и не лай". Он и вас послушает».

После разговора с детьми педагог  исполняет песню.

 

Занятие 2

Педагог показывает игрушку и говорит: «К нам опять пришел Бобик. Вот  какой он славный — нос черный, лобик белый. Послушайте про него песенку». После слушания педагог уточняет характер песни, ее содержание. Он спрашивает детей, как лает Бобик, уточняет, что лает Бобик высоким голосом, так как он маленький, и предлагает сказать «гав-гав» - тоненько, как Бобик. Исполняет песню еще раз. Дети по возможности подпевают.

 

Занятие 3

Педагог показывает Бобика и говорит, что сегодня все дети будут  петь про него песенку. Идет пение  песни по фразам всеми детьми.

Педагог (спрашивает): Какой Бобик?

Дети (поют) Славный пес.

Педагог: Какой у него лобик?

Дети. Белый лобик.

Педагог. А нос?

Дети. Черный нос. И т. д.

Затем педагог просит спеть каждого  из детей: «Олечка споет про Бобика -"Вот наш Бобик, славный пес" (Оля поет), а Миша продолжит — "Белый лобик, черный нос" (Миша поет)» и т. д. В конце занятия песня исполняется целиком.

 

     На последующих  занятиях педагог разучивает  песню, удел> внимание артикуляции,  отрабатывая правильное дыхание.

     Четвертый год жизни. По сравнению с предыдущей группой дети этого возраста более работоспособны. Запас слов у них увеличивается, но еще не все звуки они произносят чисто. Слуховое внимание неустойчиво, хотя дети могут узнавать знакомые песни. Певческие голоса не сформированы, дыхание поверхностно, прерывисто. Поэтому в работе используются песни, состоящие из коротких музыкальных фраз в диапазоне квинты (ре-ля первой октавы).

Информация о работе Роль пения в музыкальном развитии ребенка