Роль и место музыкальной субкультуры в развитии подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования - Мы живем в стремительное и далеко не простое время, которое наполнено многими противоречиями глобального характера и другими проблемами. Не меньше их стало и в молодежной среде и решать их придется нынешнему подрастающему поколению. Сегодня необходима активизация воздействия на подрастающее поколение как формальных, так и неформальных институтов. И если формальные институты социализации могут быть подвержены стандартизации, то неформальные – в меньшей степени находятся под социальным контролем и, тем не менее, они оказывают значительное влияние на социальное становление подростка. Отсюда необходимо глубокое научное изучение такого социального явления как неформальные объединения подростков с целью оптимизации его влияния на развитие личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Современные бритоголовые в настоящее время являются агрессивными приверженцами расистской и нацистской идеологии[80,с.159].

Ролевики - субкультура, представляющая собой сообщество подростков, играющих в различные ролевые игры. Движение ролевиков – одно из самых интеллектуальных неформальных движений. В нашей стране с ролевым движением связанно Игротехническое общество[73,с.20].

 У ролевиков существуют  свой лексикон, своя музыка и  литература - жанр «фэнтези».

Фэнтэзи значительно затрудняет формирование традиционных ценностных ориентиров у подростка, который не имеет еще своего культурного опыта,сформированного образованием, воспитанием и всем культурным образом жизни. Через литературу такого рода, как «Гарри Потер» очень активно продвигается подмена добра и зла.Экранизация знаменитой трилогии Толкиена породилаочередной всплеск полемики о ее религиозном значении- зло в книге показано гораздо более ярко, чем добро, и поэтому более привлекательно.

По сути, зло выглядит в произведении значительно более могущественной силой. Оно почти всесильно, от него некуда деться, не к кому прибегнуть. Описанный Толкиеном мир во «Властелине колец» и стал миром мечты ролевиков, которые начали перевоплощаться в героев книги и разыгрывать описанные сюжеты[15,с.23]. 

Увлекаясь фэнтези, подросток проникается мировоззрением характерным для литературы подобного рода,принимает за правду некое ложное духовное откровение, что является началом формирования оккультного миропонимания. Для советских детей мистицизм был условностью, сказкой, в настоящее время мистика уже не воспринимается как некая выдумка, мы живем в мире, который пронизан мистицизмом[28,с.27].

В целом, в Казахстане, как и в любой другой стране, включенной в глобальное пространство, с остатками «старых», традиционных субкультурных мини-групп (тусовок) соседствуют имитаторы, примкнувшие, туристические экспонаты «а ля субкультурщики», населившие пешеходные «Арбаты» столиц и больших городов. Стили смешались, и хотя некоторые ритуальные разборки сохранились (например, между «традиционалистами» и новыми субкультурами), но они мало отличаются от территориальных споров молодежных группировок конца перестройки. Лингвистическая путаница в использовании понятий «молодежные культуры», «субкультуры», «контркультуры» отражает не только сложную историю их российской адаптации, но и смешение соответствующих явлений на современных молодежных сценах[93].

«Что больше всего сейчас беспокоит - это морально-нравственные основы, которые пришли к нам сейчас с Запада в виде интеграции, особенно среди молодежи. Это не только наш кризис, это кризис всего мирового сообщества», - сказал Н. Назарбаев.

«Западное сообщество с этим живет 50 - 60 лет, мы только в него входим. Универсального способа борьбы с аморальностью нет. Но нужно всегда искать это на местах, работать с молодежью. Нужны ответственные институты, инструменты, препятствующие вот этому злу. Нужно разработать критерии нравственности и уважения людей», «религиозные деятели должны разговаривать с молодежью. Мы должны искать методы работы». При этом он отметил, что основная нагрузка в этом должна распределяться на систему образования. «Надо, чтобы это стало делом каждого из нас», - подчеркнул он[93].

Музыкальные и другие предпочтения толкиенистов напрямую зависят от их основного предпочтения. Они отдают должное музыке, в которой присутствуют этнические и психогические мотивы[64]. Сейчас лидирующая роль музыки как самого «юношеского» искусства общепризнанна. Благодаря своей экспрессивности, связи с движением и ритмом, музыка лучше, чем какое-либо другое искусство, позволяет подростку оформить и выразить свои эмоции, смутные переживания, которые невозможно передать словами, разве что в поэзии: ведь она тоже своего рода музыка. Привилегированное место музыки в юношеской субкультуре обусловлено также тем, что она творится самой молодежью.

Слэм-это довольно жесткая форма физического контакта между людьми. Участие в концертном «рубилове», где «рядом с тобой находятся другие парни и девчонки»… На концертах происходит огромный выброс энергии: заводящие рифы гитар, убийственная дробь кардана, киловатты звука[64].

Слэм своеобразная обратная связь толпы и музыкантов. Это признак того, что музыка нравится, что от неё «колбасит».

Чтобы лучше понять как это вообще появилось, нужно окунуться в атмосферу 70-х.Завсегдатаи легендарного нью-йоркского панк-рок-кафе CBGB’s придумали свою форму самовыражения во время выступлений своих любимых команд, которую затем нарекли термином “slamdancing” или, в просторечии, слэмом. Сей танец стал естественным способом свободного выплеска собственных эмоций, удачно подчеркнув саму суть панк-рока – как музыки, так и идеологии.

Прыжок со сцены в толпуспиной или головой вперёд. Как правило практикуется в больших клубах. Очень распространённый вид слэма! На видео западных групп зачастую можно наблюдать прыжки со сцены в толпу с поворотом вокруг своей оси или с сальто через голову и прочие «флипы».Обратная связь между исполняемой музыкой и зрителями была достигнута на все 100%[64]. С тех пор рок-шоу стали постоянной головной болью концертных служб безопасности, администраторов залов, промоутеров, родителей юных фанатов и врачей скорой помощи…

Подростки, имеющие трудности во взаимодействии с окружением, неуспешные в учебе, и, как следствие, являющиеся исключенными, дезадаптированными в положительных социальных группах, не имеющие устойчивых нравственных установок, из семей с неблагополучной психологической ситуацией, имеют риск быть вовлеченными в деструктивную субкультурную группу. Хотя разновидностей обозначенных сообществ множество (эмо, готы, панки, скинхеды, неформалы и др.), можно выделить и общие тенденции негативного воздействия, а именно: агрессивное или самодеструктивное поведение, дезадаптированность, мода на аддиктивный образ жизни, приверженность ценностям криминального мира и совершение правонарушений. Наличие конструктивных способов взаимодействия, устойчивая позитивная самооценка, способность адекватно выражать свои чувства - все это содействует формированию личности, устойчивой перед негативным воздействием окружения[66,с.38].

Металлисты (металхэды или металлеры) — это молодёжная субкультура, «вдохновлённая» музыкой в стиле метал, появившаяся в 1980-е годы%[64].

Субкультура широко распространена в северной Европе, достаточно широко — в северной Америке, есть значительное количество ее представителей в южной Америке, южной Европе и Японии. На Ближнем Востоке, за исключением Израиля и Турции, металлисты (как и многие другие «неформалы») малочисленны и подвергаются преследованию.

Мировоззрение и образ жизни: в отличие от субкультур готов и панков, субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена, в основном, вокруг музыки. Тем не менее, есть некоторые черты, которые считаются характерными для представителей субкультуры.

Тексты метал – групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ «сильной личности».

Отношение к религии различно, но традиционно считается, что металлисты не религиозны. Несмотря на обилие религиозной и оккультной мистики в текстах метал-групп, они как правило не носят миссионерского характера и воспринимаются поклонниками как аллегория. Среди поклонников блэк-метал встречаются язычники и сатанисты, но для поклонников других разновидностей это нехарактерно.

Типичную моду среди многих металлистов можно описать так: длинные волосы у мужчин, кожаная куртка или жилет, чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой металлической группы.Напульсники — кожаные браслеты с заклёпками или шипами, шипастые, проклёпанные ремни, цепи на джинсах. Нашивки на одежде и прочих окружающих предметах с изображениями любимых метал-групп. Тяжелая обувь — «камелоты», «гриндерсы», «мартинсы», «стилы», обычные высокие ботинки. Короткие сапоги с цепями — «казаки». Туфли (как правило, остроносые, «готические» штиблеты).

История тяжелой музыки — это в первую очередь история «грязного» звука»[61]. То, что современную гитарную музыку породил рок-н-ролл, знают все, но менее известно, что примерно до начала 60-х годов перегруженный звук в роке гитаристами не употреблялся. Считалось, что электрогитара должна звучать как гитара обычная — просто громче, сочнее и ярче. Любой фон или искажение воспринимался как брак при настройке звучания.

Понемногу, с развитием гитарной и звукоусилительной техники, гитаристы-новаторы стали экспериментировать с ручками громкости и частоты своих инструментов и «усилков». А это, в свою очередь, повлекло изменение приемов игры.

Аккомпанирующий состав групп тоже стал подстраиваться под новое звучание и приемы, затем гитара постепенно вышла на первый план и из не самого заметного аккомпанирующего инструмента превратилась в королеву бала, задвигая порой даже вокалиста.

Металл - сам термин, которым часто обозначают всю «тяжесть»,пришел из сфер, от музыки довольно далеких. Впервые в культурном контексте словосочетание heavymetal применил в романе «NakedLunch» (1959) легендарный Уильям Берроуз. Он назвал так жесткую, агрессивную, напористую музыку (дело в том, что еще во время Второй Мировой на американском солдатском жаргоне heavymetal обозначало артиллерийскую канонаду)[64].

В 1968-м известная американская группаSteppenWolf в песне «Канонада» пела «Ilike... heavymetalthunder» — и хотя в песне имелись в виду раскаты грома, подобные пальбе из пушек, позже это стало расцениваться как манифест: «Люблю, когда хэви металл гремит».

Все музыканты этого стиля и их поклонники начали называть себя металлистами и в скором времени образовали собственную музыкальную субкультуру.

Поклонники тяжелого металлического рока (хэви метал рок), черного металлического рока (блэк метал рок), скоростного металлического рока и еще несчетное колличесво вариантов – все они – металлисты.

Хэви-метал (англ. heavymetal — "тяжелый металл", "тяжелая артиллерия") — новейшая разновидность хард-рока, получившая широкое распространение в США и Европе в начале 80-х гг. XX в.[64].

Элемент импровизации в истинном "метале" практически сведен к нулю, точнее, он отсутствует в традиционном смысле этого слова, однако опытные "металлистические" группы ("Metallica", "Slayer", "Megadeach") часто вводят в свои композиции очень сложные изменения ритма, и у неподготовленного слушателя может возникнуть ощущение какофонии[61], хотя речь идет о ритмической импровизации, по духу очень близкой той, которую исследуют серьезные современные композиторы[64].

Хэви-метал отличается инфернальным (лат. infernalis- адский) фольклором и его «наследниками» — театром жестокости, фильмами ужасов. Характерными стали такие атрибуты, как разрисованные лица: с маской покойника, вурдалака, оборотня, злодея, демона.

В тщательно продуманных костюмах отражались агрессивные (сатанинские, милитаристские) тенденции, выраженные кожаными изделиями с заклепками, цепями, напульсниками, военной амуницией и др.

 К обычным манипуляциям  со стойкой микрофона добавились  постоянная беготня по сцене, прыжки вверх, вскидывание рук, взбегания и вспрыгивания на стенд к барабанщику, синхронные встряхивания гривой завитых волос и масса других телодвижений, создающих видимость колоссальной активности[64].

 Символика  Хэви-метал идеально приспособлена для своей социальной функции — атрибутивной.

"Внеэстетическая" составляющая  рока выступает в этом стиле  с полной отчетливостью, его поклонники, зачастую не только не способны иногда отличить одну песню от другой, но с трудом отличают один коллектив от другого[61].

В нынешних условиях глобализации, коммерциализации, виртуализации отечественной культуры, на фоне интенсивного социального расслоения возникает многообразие культурных форм поведения, - создается сложная урбанизированная среда с огромным колличеством противодействующих культурно-стилевых потоков. Врастая в эту среду, современная молодежь адаптируется к условиям свободного выбора.

Неудовлетворенность традиционной культурой старшего поколения ведет к сокращению числа гуманитарно-ориентированной молодежи, зато активизирует поиск по созданию собственных культурных моделей.

Тем не менее, складываясь под влиянием определенных индивидуально-личностных запросов, молодежные субкультуры вовсе не изолированы от остальной социокультурной сферы. По отношению к ней они могут быть конформными или девиантными, способствуя социальной интеграции или становясь источником конфликта и напряжения в обществе[70,с.127].

В начале 20-го века с романтизацией городского образа жизни и неспособности части молодежи жить вне города возникают индустриальные (городские) субкультуры. К спортивным субкультурам можно отнести паркур, а также футбольных фанатов.

Паркур - (сокращённое название ПК) или искусство перемещения, можно кратко охарактеризовать, как преодоление расстояния от одной точки до другой за минимальное время и с наименьшими физическими затратами, используя возможности человеческого тела. Это может помочь в преодолении любых препятствий - от веток и скал до перил и бетонных стен - и может практиковаться как в сельской местности, так и в урбанизированных городах. Людей практикующих паркур называют Трейсерами[54].

Трейсер (Traceur) – существительное, полученное от слова tracer (исследователь), которое в форме глагола звучит: totrace (исследовать новый путь).

Паркур-«искусство преодоления препятствий» основанное в 1987 году Давидом Беллем сыном Раймонда Белля – пожарника, героя Вьетнама, который и привез «Натуральный метод» во Францию и Себастьяном Фуканом. Используя удобную и в некоторых случаях абсолютно оригинальную архитектуру своего городка Лисс (пригород Парижа), он начал не спеша развивать идею спортивного развития среди сверстников. Т.к. начинал он в возрасте 15 лет, ему и его первым друзьям было очень легко подхватить саму идею паркура, по причине своего детского легкомыслия и отсутствия большинства страхов, которые присущи взрослым (например, страх перед чем-то новым), и пронести ее через жизнь. В основу данного спортивно-экстремального увлечения молодежи легли акробатика, боевые искусства и скалолазание. Основной принцип – «Границ нет – есть лишь препятствия»[54].

Информация о работе Роль и место музыкальной субкультуры в развитии подростка