Роль и место музыкальной субкультуры в развитии подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования - Мы живем в стремительное и далеко не простое время, которое наполнено многими противоречиями глобального характера и другими проблемами. Не меньше их стало и в молодежной среде и решать их придется нынешнему подрастающему поколению. Сегодня необходима активизация воздействия на подрастающее поколение как формальных, так и неформальных институтов. И если формальные институты социализации могут быть подвержены стандартизации, то неформальные – в меньшей степени находятся под социальным контролем и, тем не менее, они оказывают значительное влияние на социальное становление подростка. Отсюда необходимо глубокое научное изучение такого социального явления как неформальные объединения подростков с целью оптимизации его влияния на развитие личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Произошедшие на рубеже веков в Казахстане радикальные социально-экономические и политические преобразования вызвали большие изменения  в общественном сознании общества, повлекли за собой изменение духовно-нравственных ориентиров и идеалов. Государственная политика в отношении детей реализуется в условиях экономического и политического реформирования в стране. В соответствии с происходящими в Казахстане позитивными изменениями принимаются адекватные меры по улучшению положения детей в обществе[1].

Будущее Казахстана в условиях глобализации, масштабных социально-экономических изменений общества определяется уровнем воспитания, обучения, физического и духовного развития детей, подготовки их к жизни[2].

Воспитание подрастающего поколения в системе образования РК является одним из приоритетных направлений государственной политики. Наше государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей и учащейся молодежи к полноценной жизни в обществе. Определив приоритетными вопросы формирования казахстанского патриотизма, гражданственности, толерантности, духовно-нравственной, физически здоровой, социально активной личности, разработана Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан на 2006-2011 годы.

Программа предусматривает основные стратегические направления в области воспитания подрастающего поколения, формирование казахстанского патриотизма среди детей и учащейся молодежи и является составной частью государственных общеобязательных стандартов образования[1].

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции детей, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к традициям и обычаям своего народа[2].

Педагогическим фактом действительности является то, что основное формирование личности происходит в семье, завершается в школе, а огромное влияние на приобретение социального опыта имеет окружающая среда, именно поэтому приобщение молодежи к духовной культуре своего народа, изучение исторического прошлого нашей страны, укрепление атмосферы дружбы, мира и согласия в обществе имеет огромное значение  в становлении личности.

Решение  задач  социализации  детей  в  современных  условиях диктует необходимость внедрение комплекса социальных и правовых механизмов в масштабах всей страны[1].

В подростковом возрасте наряду с адаптацией ощущается активная индивидуализация и интеграция подростка в группу сверстников. В этот же период  в мотивационной сфере человека происходят кардинальные изменения.

Главная задача подросткового возраста - обретение взрослости как в физиологическом, так и социальном плане.

Формирование чувства идентичности - одно из важнейших новообразований подростков. Оно включает: телесную, профессиональную и моральную идентичность[85,с.23].

Актуальность исследования - Мы живем в стремительное и далеко не простое время, которое наполнено многими противоречиями глобального характера и другими проблемами. Не меньше их стало и в молодежной среде и решать их придется нынешнему подрастающему поколению. Сегодня необходима активизация воздействия на подрастающее поколение как формальных, так и неформальных институтов. И если формальные институты социализации могут быть подвержены стандартизации, то неформальные – в меньшей степени находятся под социальным контролем и, тем не менее, они оказывают значительное влияние на социальное становление подростка. Отсюда необходимо глубокое научное изучение такого социального явления как неформальные объединения подростков с целью оптимизации его влияния на развитие личности.

Введение

Произошедшие на рубеже веков в Казахстане радикальные социально-экономические и политические преобразования вызвали большие изменения  в общественном сознании общества, повлекли за собой изменение духовно-нравственных ориентиров и идеалов. Государственная политика в отношении детей реализуется в условиях экономического и политического реформирования в стране. В соответствии с происходящими в Казахстане позитивными изменениями принимаются адекватные меры по улучшению положения детей в обществе[1].

Будущее Казахстана в условиях глобализации, масштабных социально-экономических изменений общества определяется уровнем воспитания, обучения, физического и духовного развития детей, подготовки их к жизни[2].

Роль воспитания в системе образования РК является одним из приоритетных направлений государственной политики. Наше государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей и учащейся молодежи к полноценной жизни в обществе. Определив приоритетными вопросы формирования казахстанского патриотизма, гражданственности, толерантности, духовно-нравственной, физически здоровой, социально активной личности, разработана Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан на 2006-2011 годы.

Программа предусматривает основные стратегические направления в области воспитания подрастающего поколения, формирование казахстанского патриотизма среди детей и учащейся молодежи и является составной частью государственных общеобязательных стандартов образования[1].

Наше государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей и учащейся молодежи к полноценной жизни в обществе.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции детей, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к традициям и обычаям своего народа[2].

Педагогическим фактом действительности является то, что основное формирование личности происходит в семье, завершается в школе, а огромное влияние на приобретение социального опыта имеет окружающая среда, именно поэтому приобщение молодежи к духовной культуре своего народа, изучение исторического прошлого нашей страны, укрепление атмосферы дружбы, мира и согласия в обществе имеет огромное значение  в становлении личности.

Решение  задач  социализации  детей  в  современных  условиях диктует необходимость внедрение комплекса социальных и правовых механизмов в масштабах всей страны[1].

В подростковом возрасте наряду с адаптацией ощущается активная индивидуализация и интеграция подростка в группу сверстников. В этот же период  в мотивационной сфере человека происходят кардинальные изменения.

Главная задача подросткового возраста - обретение взрослости как в физиологическом, так и социальном плане.

Формирование чувства идентичности - одно из важнейших новообразований подростков. Оно включает: телесную, профессиональную и моральную идентичность[85,с.23].

Актуальность исследования - Мы живем в стремительное и далеко не простое время, которое наполнено многими противоречиями глобального характера и другими проблемами. Не меньше их стало и в молодежной среде и решать их придется нынешнему подрастающему поколению. Сегодня необходима активизация воздействия на подрастающее поколение как формальных, так и неформальных институтов. И если формальные институты социализации могут быть подвержены стандартизации, то неформальные – в меньшей степени находятся под социальным контролем, и тем не менее, они оказывают значительное влияние на социальное становление подростка. Отсюда необходимо глубокое исследование такого социального явления как неформальные объединения подростков, изучение их музыкальной субкультуры, которая является важнейшей составляющей подростковой субкультуры, с целью оптимизации влияния на развитие личности.

Цель исследования - теоретически изучить проблему музыкально -эстетического развития подростка, определить роль и место музыкальной субкультуры в его развитии.

Объект исследования - процесс музыкально- эстетического становления подростка.

 Предмет исследования - особенности подростковой субкультуры, роль и место музыкальной субкультуры в развитии подростка.

Гипотеза исследования - Если субкультура это стилизованный механизм социализации, то при активном взаимодействии формальных институтов - заинтересованных государственных структур, местных исполнительных органов и неправительственных общественных организаций процесс социализации подростков будет происходить безболезненно и становление личности будет позитивным, так как усилия этих структур будут направлены на формирование нравственных и духовных ценностей, ориентацию здорового образа жизни, патриотического воспитания.

Методы исследования - изучение психолого–педагогической литературы по проблеме исследования.

Задачи исследования -

1)Рассмотреть возрастные  психофизиологические особенности подростков  и охарактеризовать.

2)Выявить особенности подростковых субкультур, в том числе и музыкальных.

3)Изучить формальные и неформальные объединения, различные виды музыкальных субкультур.

 

1.1. Возрастные особенности

Подростковый возраст - период развития детей от 11-12 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту, возрасту учащихся 5-8 классов. Его еще иначе называют переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от периода детства к юности, от незрелости к зрелости. Особенность подросткового возраста состоит в том, что в этот период в человеке закладываются такие функциональные качества, которые затем транслируются в его будущую жизнь[14, с.48].

Понятие подросткового возраста и юности впервые сформулировано педагогами эпохи Просвещения.  Важную роль в этом сыграл французский писатель и философ – просветитель Жан Жак Руссо (1712—1778). Он идеализировал детство и юность, считая их непорочным периодом жизни человека со светлыми помыслами и романтическими устремлениями.

Подростковый период - отрезок жизни между детством и зрелостью. В эпохи Античности и Средневековья он был довольно коротким, а в современном обществе под воздействием научно-технического прогресса и удлинения сроков обучения (после школы - сразу в вуз) он постоянно растягивается. Эту промежуточную ступень между детством и взрослой жизнью люди проходят по-разному и за разное время. Подростковый период можно представить в виде моста, переброшенного от одной поры жизни к другой: задержаться на нем подольше нельзя, но и бегом проскочить, как бы ни хотелось, не удастся. У природы человека свои непреложные законы. Хотя многим подросткам хочется быстрее стать взрослым.

Этот жизненный опыт нельзя передать другому, к сожалению, каждый подросток начинает свой путь снова. Юношеские ошибки миллиардов людей, тоже когда-то проходивших тем же путем, к сожалению, не всех учат. Можно совершать те же ошибки, мучиться над решением тех же вечных вопросов. Даже если  дано тысячу готовых рецептов мудрости, чаще всего человек, повинуясь голосу природы, будете упорно искать собственные ответы на вопросы жизни[42,с.5].

В переходный период подросток, не успев стать взрослым, теряет преимущества, которые имеют дети. Им остро воспринимается система правил и традиций общества и семьи. У подростка возникает потребность в независимости и необходимости самостоятельного принятия решений.  Подростковый возраст  считают переходным периодом: подросток частично принадлежит к группе детей, а частично - к группе взрослых. В одних случаях к подросткам относятся как к детям, а в других -  как к взрослым. Некоторые детские формы поведения для подростка уже неприемлемы. В то же время взрослые формы поведения еще не разрешены или разрешены, но незнакомы ему. Подростки еще не могут пользоваться теми привилегиями, которые есть у взрослых, но уже потеряли те преимущества, которые у них были в детстве[14,с.46].

Обладая меньшими возможностями, подростки сталкиваются с мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное состоит не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий. Драматизм подросткового периода состоит не только в изменениях организма. Не меньшее значение имеют те проблемы, которые приходится преодолевать. Но это необходимый период в жизни, без которого не происходит взросления. Человек взрослеет благодаря преодолению препятствий, и даже несчастий. Конечно, они не должны быть настолько сильны, чтобы сломить его личность. Они должны его закалить и многому научить[23,с.35].

Взросление подростка определяется степенью независимости и осознанием ответственности. Степень и быстрота взросления зависит от многих обстоятельств. Необходимость трудиться, заботиться о ближних ускоряет процесс взросления. Когда возникает возможность получения заработка, появляется определенная финансовая независимость. И если при этом подросток не забывает об обязанностях перед семьей, то он действительно стал взрослым[56,с.143].

Поскольку подростки хотят быстрее стать взрослыми, у них появляется стремление поскорее занять свое место в их сообществе, частично приняв их идеи, идеалы и способ самовыражения. Постепенно они начинают считать себя равными взрослым и судят их той же меркой, что и своих друзей. Они начинают вести «взрослые разговоры», прежде всего на запретные темы. Мальчики соревнуются в физической силе с отцами, стараясь побороть их[56,с.145].

Информация о работе Роль и место музыкальной субкультуры в развитии подростка