Роль и место музыкальной субкультуры в развитии подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования - Мы живем в стремительное и далеко не простое время, которое наполнено многими противоречиями глобального характера и другими проблемами. Не меньше их стало и в молодежной среде и решать их придется нынешнему подрастающему поколению. Сегодня необходима активизация воздействия на подрастающее поколение как формальных, так и неформальных институтов. И если формальные институты социализации могут быть подвержены стандартизации, то неформальные – в меньшей степени находятся под социальным контролем и, тем не менее, они оказывают значительное влияние на социальное становление подростка. Отсюда необходимо глубокое научное изучение такого социального явления как неформальные объединения подростков с целью оптимизации его влияния на развитие личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

 Субкультура  требует не меньшего подчинения (если не большего!), чем родители. И опасность потерять себя, приняв предлагаемые субкультурным сообществом образы идентичности и решения конфликтов, более чем реальна[70,с.23].

Важный момент - принципиальная «оппозиционность» некоторых субкультур, буквально перекрывающая пути возвращения в мир «большой культуры» и, соответственно, обрекающая своих приверженцев либо на путь пожизненного отлучения от мира, либо на раннее или позднее «предательство» своих оппозиционных идеалов. Однако наибольшую опасность представляет не сама по себе субкультура, а бедственный психологический статус тех подростков, которым субкультурное сообщество является, по сути, единственным «домом родным»[70,с.19].

Учитывая мятежность подростково - юношеского возраста членов музыкальных объединений, конструирование собственной стилевой культурной модели сопровождается часто негативными социальными проявлениями (драки, алкоголь, грубость). Жесткая эпатажная манера общения входит в комплект мер по сохранению культурной независимости, как от взрослого музыкального мира, так и от чувственности и примитивизма юных почитателей поп-музыки. Разобщенность, молодежных субкультур вызвана желанием защитить свои культурные ценности от бесконечных заимствований их поп - индустрией[41].

Общественный баланс музыкально-эстетических составляющих - равновесие между элитарным (классика), традиционным (фольклор) и бытовым музыкальными «пластами» в художественном кругозоре нового поколения - возможен при разумном и заинтересованном вмешательстве взрослых в музыкально-воспитательный процесс[61].

Киборги – сообщество, культивирующее нормальное восприятие пороков. Субкультура, с презрением относящаяся к  своей человеческой природе,  к тому, что дано от рождения.

Степень «крутости» ее представителей определяется колличеством металлических предметов, вживленных в тело, ящерообразно разрезанным на половинки языком, многочисленными и шокирующими татуировками. Цель – минимизировать свою человеческую сущность. Интересно, что киборги стремятся преодолеть болевые рефлексы, так как представители этих субкультур познают «Абсолют» будучи подвешанными за кожу на крюках[10,с.8]. Киборги, как ответвление индастриал-рока, увлечены идеями скорого техногенного апокалипсиса и засильем технократии, слушают индастриал или EBM [64].

Панки - молодежная субкультура, возникшая в конце 60-х годов прошлого века в Великобритании, США, Канаде и Австралии,ее отличительные особенности - эпатажное и развязное поведение, максимализм, критическое отношение к обществу и политике и любовь к грубоватой и энергичной музыке панк-рок.

Панк-рок (англ. punkrock,.) - шпана, подонок) – рок-стиль, зародившийся в конце 70-х гг. XX в. в Англии как протест против буржуазной культуры и «сладкой» танцевальной музыки. Основные приметы панк - рока: неартикулируемые крики и вопли певцов, предельно учащенный пульс барабанов, обилие гитарных эффектов, громкость, доведенная до болевого порога. Использование непристойных текстов в песнях; поведение, направленное на эпатаж общества, чтобы быть замеченными, заменить идолов рока и поп-музыки[64].Девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия.

Внешние аксессуары исполнителей панк-роковых групп: раскрашивание волос сразу в несколько цветов (зелено-красно-синий); нелепые туалеты, похожие на изношенную спецодежду (висячий замок, прикрепленный к уху, или цепочка от унитаза вместо ожерелья),украшения - металлические клепки, булавки, ошейники, напульсники; раскрашивание лица в виде зигзагов на лбу, щеках и подбородке,выбритые виски, прически-гребни («ирокезы»).Сознательное стремление попасть в скандальную хронику падких до сенсаций газет.

Злоупотребление алкоголем и наркотиками, насилие – тоже элементы панка. Вред себе и суицид – явления, сопутствовавшие этому направлению с самого начала. Героин, аэрогены и другие вещества считаются нормальными, однако в более поздних направлениях их употребление было сведено к нулю[82,с.304].

Субкультура панков явилась «родоначальницей» многих других современных субкультур: например, субкультуры готов и эмо.

Готы. С появлением готик - рока в 1980-е появилась готическая субкультура. Характерные её черты - мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов. Представители этой субкультуры, ведут свою «родословную» от панков. Характерные черты:  интерес к мистицизму, склонность к меланхолии, приверженность «кладбищенской» тематике, любовь к готической музыке, которая  неразрывно связана с определёнными жанрами рока[76,с.80].

Собственно, готическая культура изначально имеет культовый характер и религиозна по своему содержанию. Их искусство ассоциируется с темами вечности, высших иррациональных сил, с темами нравственного страдания и мученичества[76,с.83].Но на деле мы видим в этой субкультуре лишь игру в вампиров - полумертвецов, самым дорогим местом для которых являются кладбища, а торжества сопровождаются пригублением вина с кровью вместо вина. Нередки у готов самоубийства, ведь ценности этой субкультуры ориентированы не на жизнь, а на смерть, на ожидание ее пришествия[15,с.23].

Опасным элементом этой субкультуры является эстетика, которая и заманивает юных романтиков - философская направленность, благородство и аристократизм, строгие красивые одежды[15,с.25] - черные шелковые или бархатные средневековые платья, длинные плащи, корсеты, кружева, широкие поднятые воротники. Среди прочей атрибутики встречаются шипованные ошейники, контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки, многочисленные серебряные украшения оккультной тематики. Но это лишь эстетичная форма, сутью является тупик[15,с.21].

Стиль одежды внутри субкультуры может варьироваться от панковского до средневекового, кроме того, здесь можно встретить наряды викторианской эпохи или ренессанса. Иногда все эти стили собираются в одну гремучую смесь, оформленную в черных тонах, равно как цвет волос и грим[76,с.90].

Сама по себе готическая музыка объединяет множество стилей. Общая тенденция заключается в печальных, иногда даже скорбных, мистических мотивах в музыке и внешнем виде. Многие люди, далекие от понятия о готической музыке считают, что туда можно включить и некоторые виды хэви-металла, однако это вполне распространенное заблуждение, которое объясняется мрачностью музыкальных мотивов некоторых течений[77,с.121].

Основной музыкой, входящей во вкус готов, является готик-рок. Это жанр, возникший в конце 1970-х в произведениях пост-панк групп, таких как The Sisters of Mercy, Bauhaus, Siouxsie & the Banshees. Группы отличались как мрачными текстами о судьбе, любви и смерти, так и мрачным имиджем. 
Толчком к развитию готической музыки послужил проект Эндрю Элдритча (Andrew Eldritch) The Sisters of Mercy, отличавшимся на то время низким мощным вокалом, «варварским» внешним видом участников группы, а также своеобразной холодной сдержанной эстетикой и напряженным эмоциональным музыкальным строем, столь характерным для готического искусства средневековья. Сперва музыканты характеризовали свой жанр как «Death Rock»,но со временем прижился изобретенный прессой термин Gothic Rock.

В более поздний период возникло течение готик-метал. Это жанр, сочетающий элементы готик-рока и дум-метала, также популярного среди готов. Музыка готик-метал отличается медленным, вязким звучанием с активным использованием клавишных. Часто вокалистками выступают женщины, либо используется дуэт «красавица и чудовище» — высокий, «оперный» женский вокал и низкий мужской. На эту стилистику заметное влияние оказал мюзикл Эндрю Ллойд Уэббера «Призрак Оперы».

Рок-музыка (англ. rock - качаться, трястись) — область современной поп-музыки, ведущей свое происхождение от песенно-танцевальных жанров афроамериканского городского фольклора 20 - 30-х гг. XX в., ритм-энд-блюза, музыки кантри-энд-вестерн и рок-н-ролла[64].

Основные центры возникновения и развития рок-музыки — США и западная Европа (особенно Великобритания  на рубеже 50—60 гг. XX в.). Большинство текстов песен — на английском языке. Существует точка зрения, что рок-музыка — это не просто один из жанров музыки, но и особый социокультурный феномен второй половины XX столетия, породивший свою субкультуру.  По сути дела, вся история рока состоит из схожих циклов, в начале каждого из которых — бунт, протест, рождение новых стилей и новых ценностей, возникновение групп и исполнителей-основоположников стиля, а затем — постепенный процесс «приручения», коммерциализации, порой — упрощения, возникновения вторичных рок-групп[64].

Эмо - (эмоциональный) - субкультура, делающая акцент на внутренних переживаниях и чувствах. Суррогат готики, некий культ истерии.Представители - ранимые, чувствительные, эмоциональные, подверженные перепадам настроения и, в общем-то, инфантильные мальчики и девочки. Внешний вид эмо достаточно своеобразен. Традиционной прической считается косая рваная челка, закрывающая один глаз, сзади -  короткие жесткие волосы, торчащие в разные стороны. Цвет волос -преимущественно черный. Часто встречаются пирсинг, яркий макияж, подчеркивающий глаза, черный лак для ногтей[71,с.151]. Эмо носят одежду розово-черных тонов. Считается, что черный цвет символизирует депрессию, чувства покинутости и одиночества, а розовый - положительные эмоции, которые также очень ценны для них. Представитель эмо - растиражированный образ нытика, этакий «вечно - грустящий Пьеро», одетый в черно-розовую одежду, с плюшевой игрушкой в руках и смешным рюкзачком за плечами,размышляющий о суициде[74,с.29].

Популярные виды одежды - это облегающие или кожаные штаны (прямые джинсы-трубы) одинаковые как на особах мужского, так и женского пола, обтягивающие футболки, на которых обычно красуется имя музыкальной группы, широкие ремни с большими заклепками и пряжками. Мужчины также могут носить брюки женского покроя. Обувь обычно черного цвета, на манер кедов[71,с.151].

Представители эмо хорошо известны своим стилем и идеологией, которая довольно четко излагается в соответствующей музыке. Невзирая на то, что само происхождение эмо-музыки покрыто мраком тайны, считается, что это одно из ответвлений панка, популярного в США в восьмидесятых годах прошедшего столетия[74,с.29].

Музыкальный стиль эмо имеет некоторые общие черты с инди-роком. Он же стал отправной точкой для таких направлений как французский эмо-рок и скримо (то есть такое направление, где предпочтение оказывается резким музыкальным приемам и возгласам исполнителей).

Идеология эмо сосредоточена вокруг внутренних ощущений и эмоций человека. Основные понятия эмо: грусть, тоска и любовь выражаются в музыкальном исполнении при помощи специфических приемов, таких как скрим (дословно с английского «крик»), что приводит публику в надлежащее настроение, термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей. Отличительные особенности этого стиля — манера вокала, включающая в себя зачастую визг, стоны, шёпот, рёв. Тексты песен носят личностный характер — о переживаниях авторов, реже — политический характер[64].

В настоящее время этот стиль музыки подразделяется на: эмо, эмокор, сан-диего хардкор (хардкор эмо), эмо вайоленс, скримо, френч скримо. В более широком смысле быть эмо означает находиться в печали и писать стихи («грусть-тоска меня снедает»)[71,с.152].

В поэзии речь идет о таких чувствах, как смятение, подавленность, одиночество, тоска, злость оттого, что индивидуум не понят, чувство обособленности от всего окружающего мира. Высокий эмоциональный тон, написание в стиле потока сознания, простая рифма или белый стих, обращения к телу, особенно к сердцу, использование мрачных или подавляющих прилагательных в порядке нагнетания, мотивы быстротечности времени и любви – вот характерные черты поэзии эмо. Здесь также часто используются клише «любовь это боль» и подобные ему[74,с.29].

Эмо – самая опасная из всех субкультур, диверсия в чистом виде. У нее нет своей истории, она не складывалась постепенно, а появилась сразу, как нечто завершенное и стала прививаться в самой юной среде. То есть произошел некий вброс И именно вэтой самой юной среде действуют самые простые механизмы по погублению личности.Дети, приобщенные к субкультуре эмо, абсолютно дезориентированы[15,с.23].

Скинхеды. Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время была связана с музыкой регги ска[64], но впоследствии часть скинхедов примкнула к радикальным политическим течениям. Данная субкультура, нацелена на разрушение мира или общества[80,с.157]. В основе ценностной системы стоят политические понятия. Это профашистски настроенные группы, которым не чужда фашистская эстетика и стремление к брутальности, идеология расизма и применения насилия для разрешения социальных проблем[80,с.149].

 Зародилась в Англии  в 60-х годах прошлого века в  среде рабочей молодежи. У первых  скинхедов не было никакой  идеологии. Их досуг представлял  собой набор обычных «простых»  развлечений – пиво, футбол, танцы и драки. Политическая подоплека движения появилась позднее[81,с.45].

Главным внешним признаков скинхэдов является их прическа. Головы у мужчин могут быть не обриты, но очень коротко подстрижены. Прически женщин остаются прежними либо же выполнены в духе «Челси», то есть на голове выбриты какие-то отдельные участки, чаще всего затылок. Облачены скинхэды в плотные кожаные куртки черного или зеленого цвета, V-образные свитера или кардиганы, в теплое время года – футболки со слоганами или названиями команд направления. На ногах – обувь, которая напоминает армейскую, очень ноская, часто с титановыми пластинами[81,с.50].

В одежде скинхэдов-наци также присутствует свастика или перекрещенные молот, кельтские руны, викинги, символы ку-клукс-клана или другая нордическая символика. У представителей этого направления в большом почете татуировки[81,с.55]. В восьмидесятых годах татуировками нередко украшали лбы или затылки.

Оригинальной музыкой этого направления считается ска и рэгги, причем у них даже существует свое направление этой музыки. В конце восьмидесятых в музыкальные пристрастия был включен рок: от глэм-рока до панк-рока[64]. Представители вайт-пауэр даже создали отдельную музыкальную культуру «Рок против коммунизма»[81,с.56].

Информация о работе Роль и место музыкальной субкультуры в развитии подростка