Развитие музыки в Эпоху Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 10:14, лекция

Краткое описание

Возрождение определилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войной в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

ВОЗРОЖДЕНИЕ.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

ВОЗРОЖДЕНИЕ

ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха в  истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление  Нового времени.

 

Роль искусства

Возрождение определилось прежде всего  в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории  оно отмечено множеством знаменательных вех — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войной в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость. Впервые именно в этом смысле употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.

ВАЗАРИ Джорджо  (1511-74), итальянский живописец, архитектор, историк искусства. Работал главным образом во Флоренции. Представитель маньеризма (фрески в Палаццо Веккьо, 1555-71); архитектурный ансамбль Уффици (ныне музей, с 1560). «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».

При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство  понимается теперь как универсальный  язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются.

 

Философия и религия

 

Универсальные возможности искусства, которому в идеале должно быть «доступно  все», весьма близки принципам новой  ренессансной философии. Ее крупнейшие представители — Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Джордано Бруно — делают средоточием своих размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом».

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни (1463-94), итальянский мыслитель эпохи  Возрождения, представитель раннего  гуманизма. «900 тезисов» Пико делла Мирандола (введение к ним — «Речь о достоинстве человека»), в которых он стремился к всеобщему «примирению философов» (все религиозные и философские школы — частные проявления единой истины), были осуждены папской церковью. С 1488 во Флоренции, вошел в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников (Фичино); испытал воздействие Савонаролы.

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни (2 февраля 1463, Мирандола, — 17 ноября 1494, Флоренция), итальянский философ и гуманист эпохи Возрождения. Современники называли Пико «божественным», видели в нем воплощение высоких устремлений гуманистической культуры. Его личность и его труды были известны всей образованной Европе. Умерший в молодом возрасте, Пико прославился княжеской щедростью, счастливой наружностью, но всего более — необыкновенным разнообразием способностей, интересов, познаний.

Происхождение и образование

Пико происходил из семьи графов Мирандола и сеньоров Конкордии, родственными узами был связан со многими владетельными домами Италии. Четырнадцати лет поступил в Болонский университет, затем учился в Ферраре, Падуе (1480-82), Павии (1483) и Париже (1485-86), осваивая право, древнюю словесность, философию, богословие. Он изучал новые и древние языки (помимо латинского и греческого, также еврейский, арабский, халдейский), стремясь охватить все самое важное и сокровенное из того, что накоплено духовным опытом разных времен и народов.

Творческий путь

Пико довольно рано сблизился с  М. Фичино, А. Полициано, Лоренцо Медичи и некоторыми другими участниками  флорентийской Платоновской академии, дух и среда которой оказались  весьма благотворны для его творческих планов и религиозно-философских устремлений. В 1486 он составил «Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени» (изд. 1519) и «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения», лелея планы защищать их на философском диспуте в Риме в присутствии всех знаменитых ученых Италии и Европы. Диспут, намеченный на 1487, должен был открыться «Речью» (изд. 1496), напоминающей скорее манифест, чем вступительное слово, и посвященной двум главным темам: особому предназначению человека в мироздании и исходному внутреннему единству всех положений человеческой мысли. Папа Иннокентий VIII, смущенный не только смелостью рассуждений, «выраженных новыми и необычными словами», о магии, кабале, свободе воли и иных сомнительных предметах, но и юным возрастом философа (ему было тогда 23 года), назначил для проверки «Тезисов» специальную комиссию, которая осудила часть положений, выдвинутых Пико. Наскоро составленная им «Апология» (1487) привела к осуждению всех «Тезисов». Перед угрозой преследования со стороны инквизиции в 1488 Пико бежал во Францию, но там был схвачен и заточен в Венсеннский замок. Его спасло заступничество высоких покровителей и прежде всего Лоренцо Медичи, фактического правителя Флоренции, где Пико и провел последние свои годы.

Похоронен Пико в доминиканском монастыре Св. Марка, настоятелем которого был набожный и аскетичный Джироламо Савонарола, тесно общавшийся с философом-гуманистом в конце его жизни.

Учение

Философская антропология Пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного «я». Вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире.

Согласно Пико, мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, соответствующую обстоятельствам. Разные мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у Пико взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичь который доступно посвященному.

БРУНО Джордано (1548-1600), итальянский философ-пантеист и поэт. Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. В натурфилософии Бруно, направленной против схоластического аристотелизма, неоплатонические понятия о едином начале и мировой душе переплетаются с представлениями ранней греческой натурфилософии. Развивая идеи Николая Кузанского и гелиоцентрическую космологию Коперника, Бруно отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленного множества миров. Основные сочинения: «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме». Автор антиклерикальной сатирической поэмы «Ноев ковчег», комедии «Подсвечник», философских сонетов.

САВОНАРОЛА Джироламо (1452-98), настоятель монастыря доминиканцев во Флоренции. Выступал против тирании Медичи, обличал папство, призывал церковь к аскетизму, осуждал гуманистическую культуру (организовывал сожжение произведений искусства). После изгнания Медичи из Флоренции в 1494 способствовал установлению республиканского строя. В 1497 отлучен от церкви, и был казнен.

САВОНАРОЛА Джироламо (21 сентября 1452, Феррара — 23 мая 1498, Флоренция), итальянский  религиозный проповедник и реформатор эпохи Возрождения.

Происходил из старинного падуанского  рода. По семейной традиции должен был стать медиком, однако естественным дисциплинам предпочитал богословие, увлекался трудами Фомы Аквинского и средневековых комментаторов Аристотеля. Неразделенная юношеская любовь укрепила в нем намерение посвятить свою жизнь служению Богу и людям: в 1475 он бежал в Болонью в доминиканский монастырь.

Здесь с 1475 по 1481 занимался обучением  новициев. Стихотворные опыты этого  времени свидетельствуют о скорби и негодовании молодого монаха по поводу упадка нравов римского двора  и того плачевного положения, в котором находилась церковь. В 1481 был отправлен проповедовать в Феррару, оттуда переехал во Флоренцию в монастырь Св. Марка. Первые опыты публичных проповедей во Флоренции не нашли отклика в слушателях. В 1484-85 выступал с проповедями в тосканском городке Сан Джиминьяно, открыто пророчествуя о предстоящем наказании погрязшей в пороке церкви и ее грядущем обновлении. В 1486-89 проповедовал в городах Ломбардии, обличая всю Италию в грехах и грозя ей гневом Господним.

В 1489 был возвращен руководством ордена во Флоренцию по просьбе Лоренцо Медичи. Возобновил преподавание философии новициям Св. Марка и публичные проповеди, на этот раз имевшие успех. С 1491 выступал в кафедральном соборе Санта Мария дель Фиоре, в том же году избран настоятелем монастыря Св. Марка. Обличая дурные нравы, роскошь и разврат верхов общества, Савонарола вступил в конфликт с правившим Флоренцией семейством, обострившийся при преемнике Лоренцо — Пьеро Медичи, стараниями которого в 1493 Савонарола был удален в Болонью.

По возвращении во Флоренцию провел преобразования в своем монастыре: настоял на строгом соблюдении обета нестяжательства, распорядился продать монастырские имения и запретил любые проявления роскоши в одежде, питании, во всем монашеском обиходе; обязал монахов своими трудами добывать средства к жизни, в связи с чем завел школы живописи, скульптуры, архитектуры и книжной миниатюры. Поощрял занятия науками, в особенности богословием, философией.

 Авторитет  Савонаролы возрастал не только  среди простонародья, но и среди  образованных кругов флорентийского общества, в числе его почитателей были известные гуманисты Джованни Пико делла Мирандола, Анджело Полициано, прославленные художники Сандро Боттичелли, Фра Бартоломео, юный Микеланджело и многие другие. В нем видели не просто проповедника, но — пророка, умевшего предсказать грядущие события, например, французское вторжение в Италию осенью 1494, приведшее к изгнанию Медичи из Флоренции.

В своих проповедях конца 1494-95 Савонарола решительно выступил в пользу восстановления республики. Характер повседневной жизни Флоренции под влиянием Савонаролы резко переменился: исчезла роскошь женских одежд, прекратились азартные игры, разгульная жизнь с пирами и песнопениями, любовные похождения, маскарады и карнавалы. Флорентийцы стали строго соблюдать посты, посещать церкви, свободное время проводить за изучением Библии, творить дела милосердия, даже возвращать «неправедно приобретенное» ремеслом купца или ростовщика. В карнавальные дни 1497 и 1498 были устроены сожжения «суеты» — шутовских нарядов, масок, игральных костей, непристойных книг и рисунков и всего того, что некогда было атрибутом веселых празднеств и забав.

Преобразования  Савонаролы вызвали недовольство в  определенных кругах флорентийского общества. Против него выступали как приверженцы Медичи, так и сторонники аристократического правления, составлявшие партию «озлобленных». Их союзником стал папский Рим, который Савонарола за нравственную распущенность уподоблял Вавилону, и который безуспешно пытался купить расположение своего неистового обличителя предложениями высших церковных должностей. Александр VI добивался от Савонаролы прекращения проповедей; в мае 1497 он отлучил Савонаролу от церкви, в ответ тот отказался признать отлучение законным и заявил о своем праве апеллировать к Вселенскому собору. Под угрозой папского интердикта в марте 1498 флорентийская синьория запретила Савонароле выступать с проповедями. В посланиях к государям Европы он требовал передать свое дело на суд собора.

В апреле 1498 противники Савонаролы устроили грандиозную провокацию: для установления правоты ему предложили подвергнуться Божьему суду — испытанию огнем, которое, впрочем, не состоялось. Народ отшатнулся от Савонаролы, обвинив его в трусости; его сторонники, партия «плакс», были повержены. Разъяренная толпа осадила и взяла монастырь Св. Марка. Савонарола, заключенный под стражу, был подвергнут пыткам, которые, однако, не дали его гонителям нужных признаний. Тем не менее он и двое его товарищей были осуждены на смерть в качестве еретиков, повешены и сожжены.

Гуманизм

 

Задача воспитания «нового человека»  осознается как главная задача эпохи. Греческое слово  («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение  «гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность.

Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.

 

Люди эпохи

 

Закономерно, что время, придавшее  центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии талантов — стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее). Олицетворением Проторенессанса стал Джотто, противоположные аспекты кватроченто — конструктивную строгость и задушевный лиризм — соответственно выразили Мазаччо и фра Анджелико с Боттичелли. «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — это художники — символы великого рубежа Нового времени как такового. Важнейшие этапы итальянской ренессансной архитектуры — ранний, средний и поздний — монументально воплощены в творчестве Ф. Брунеллески, Д. Браманте и А. Палладио.

В литературе же Ф. Петрарка, Ф. Рабле, Сервантес и У. Шекспир — если назвать лишь крупнейшие имена —  не только внесли исключительный, поистине эпохальный вклад в процесс формирования национальных литературных языков, но стали основоположниками современной лирики, романа и драмы как таковых.

Информация о работе Развитие музыки в Эпоху Возрождения