Развитие интереса к музыке у младших школьников в процессе музыкального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 09:00, курсовая работа

Краткое описание

Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству является одной из важнейших задач современной школы. В процессе обучения развитие интереса имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал. Будучи средством обучения, интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. Кроме того, познавательный интерес способствует формированию личности.
Развитие интереса к музыкальному искусству сказывается на обучении ребенка, чем больше ребенок интересуется музыкальным искусством, тем богаче, ярче его воображение, чувства, духовный мир. Особое значение проблема интереса и увлеченности приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь даже маленьких результатов, сколько бы ни отдавать этому сил [37, с. 4]. Задача учителя – развивать интерес учащихся и повышать его уровень.

Содержание

Введение
1 Понятие интереса как важнейшая категория образования
2 Искусство как средство эстетического воспитания
3 Роль интереса в музыкальном образовании
4 Методы и средства развития интереса школьников к музыкальному
искусству
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                              

1 Понятие интереса как важнейшая категория образования

2 Искусство как средство эстетического воспитания      

3 Роль интереса в музыкальном образовании                      

4 Методы и средства развития интереса школьников к музыкальному

искусству

Заключение 

Литература

Введение

Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству является одной из важнейших задач современной школы. В процессе обучения развитие интереса имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал. Будучи средством обучения, интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. Кроме того, познавательный интерес способствует формированию личности.

Развитие интереса к музыкальному искусству сказывается на обучении ребенка, чем больше ребенок интересуется музыкальным искусством, тем богаче, ярче его воображение, чувства, духовный мир. Особое значение проблема интереса и увлеченности приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь даже маленьких результатов, сколько бы ни отдавать этому сил [37, с. 4]. Задача учителя – развивать интерес учащихся и повышать его уровень.

Весомый вклад в развитие познавательного интереса внесли Б. Г. Ананьев, М. А. Данилов, Н. Ф. Добрынин, Н. А. Менчинская, Д. И  Писарев, М. Н. Скаткин и другие. Большую роль в разработке новых идей по развитию интереса младших школьников к музыкальному искусству сыграли Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, Г. С. Ригина, Б. М. Теплов, и другие.

Цель исследования: рассмотреть в теории и практике развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству.

Объектом исследования выступил процесс музыкального образования школьников.

Предметом исследования явились методы и средства формирования интереса школьников к музыке в процессе музыкального образования.

Исходя из цели исследования, мы определили следующие задачи: 

1) раскрыть понятие интереса как важнейшую категорию образования;

2) представить характеристику общего музыкального образования школьников;

3) выявить методы и средства интереса школьников к музыкальному искусству.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов психолого-педагогического исследования: теоретических (изучение и анализ психолого-педагогической, музыкальной литературы), эмпирических (сравнение, наблюдение), диагностических (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности).

Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, библиографии.

1 Понятие интереса как важнейшая категория образования

Одной из форм общественной направленности личности является интерес. По определению, данному в Советском энциклопедическом словаре, интерес становится «реальной причиной социальных действий, лежащей в основе непосредственных побуждений – мотивов, идей и т.п. – участвующих в них индивидов, социальных групп, классов» [19, с. 102].

Как сложное и очень значимое для человека образование, интерес имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

  • избирательная направленность внимания человека (Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо);
  • проявление его умственной и эмоциональной активности (С. Л. Рубинштейн);
  • активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
  • особый сплав эмоционально – волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л. А. Гордон);
  • активное познавательное (В. Н. Мясищев, В. Р. Иванов), эмоционально – познавательное (Н. Г. Морозова) отношение человека к миру;
  • структура, состоящая из потребностей (Ш. Бюлер);
  • специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А. Р. Ковалев).

Особую значимость интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни.

Интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление.

1) Интерес раньше других мотивов осознается школьником. «Интересно» и «неинтересно» − основные критерии оценки урока.

2) Интерес в сравнении с другими мотивами более точно выражает мотивацию учения, ясно понимается. Например, мотив обучения, коллективной жизни у школьника может быть не только положительным, но и негативным. Высказывание «Люблю школу за то, что в ней с ребятами можно быть» может означать, что с товарищами интересно проказничать.

3) Интерес (как мотив) более доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, распознать, вызвать. Следовательно, легче управлять его формированием.

4) Интерес как мотив личности побуждает школьника заниматься увлеченно не только на уроке или в процессе подготовки домашних заданий. Под влиянием этого сильного мотива школьник читает дополнительную литературу по интересующему его предмету, постоянно ставит перед собой вопросы, решение которых позволяет более глубоко подойти к изучению предмета, находит источники удовлетворения своего интереса.

5) Интерес является звеном в системе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми одновременно руководствуется школьник. Он взаимосвязан с мотивами долга, ответственности, необходимости самоутверждения, с широкими социальными и коллективными мотивами и так далее. Это необходимо учитывать, формируя интерес, потому что взаимосвязь мотивов обогащает личность, а интерес к познанию, обладая психологической основой, благотворно влияет на другие мотивы.

Интерес связан с основной фундаментальной деятельностью – с учением, познавательной деятельностью, влияние которой на развитие человека нельзя переоценить. Интерес взаимодействует с такими личностными свойствами человека, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует развитию этих свойств. Интерес выражает достаточно ясно отношение школьника к содержанию избираемой предметной области и деятельности, связанной с ее изучением. По этим проявлениям можно судить не только об уровне актуального развития ученика, но и о его перспективах о «зоне ближайшего развития»

(Л. С. Выготский), обнаруживающей себя в предпочитаемой предметной области знаний особенно ярко.

Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний.

Интерес в его более совершенном виде способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:

  • уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);
  • характером (многосторонними, широкими интересами, локальными – стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);
  • местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;
  • своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характере);
  • связью с жизненными планами и перспективами.

Взаимосвязь различных видов деятельности в учебном процессе имеет следующие основания:

1) В учебном процессе осуществляется единство деятельности учителя и учащихся, которое обеспечивает, с одной стороны, социально и педагогически ценное освещение опыта, накопленного человечеством, с другой – деятельно-активное присвоение этого опыта при помощи овладения способами познавательной и других видов деятельности.

2) Основой взаимосвязи является единство труда, познания, общения, обогащению которых способствуют функции предметно-практической, художественной, игровой, общественной, спортивно-гимнастической и других видов деятельности.

3) Взаимосвязи видов деятельности образуют различные сочетания, также способствующие оснащению учебной деятельности: познавательно-художественной, художественно-оформительской, познавательно-игровой, театрализовано-игровой и т.д.

4) Особое место во всей системе взаимосвязей занимает общение, плодотворность которого является основанием для взаимосвязи любого сочетания.

Познавательная деятельность:

  • вооружает знаниями, умениями, навыками;
  • содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся;
  • развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес;
  • выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся;
  • приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Предметно-практическая деятельность

  • психологически и практически готовит к труду;
  • вооружает практическими знаниями, умениями, навыками;
  • развивает сенсорно-двигательную сферу.
  • Общение:
  • содействует обмену опытом и знаниями;
  • устанавливает коммуникативные связи с участниками учебной деятельности;
  • содействует стимуляции любой деятельности;
  • выявляет и оказывает влияние на становление благоприятных отношений между участниками учебной деятельности;
  • способствует формированию межсубъектных отношений.

Игра:

  • содействует развитию познавательных сил учащихся;
  • стимулирует творческие процессы их деятельности;
  • способствует разрядке напряженности, снимает утомление;
  • создает благоприятную атмосферу учебной деятельности, оживляет учебную деятельность;
  • содействует развитию интереса к учению.

Художественная деятельность:

  • содействует эстетическому воспитанию и освоению действительности;
  • развивает художественный кругозор;
  • формирует ценностные ориентации в области искусства;
  • обогащает эмоциональную сферу школьников;
  • выявляет и развивает творческие способности учащихся, их эстетический интерес.

Общественная деятельность:

  • оказывает опосредованное, но весьма значительное влияние на учебный процесс;
  • создает социальную направленность любой деятельности;
  • развивает организаторские умения и способности;
  • обогащает мотивы любой деятельности;
  • укрепляет успех;
  • содействует общественной оценке деятельности школьников;
  • способствует развитию активной жизненной позиции.

Многообразные виды деятельности, в которые включен современный школьник, направлены на развитие, формирование интересов. Труд, познание и общение являются той основой, на которой формируются важнейшие личностные образования учащихся – интерес к миру, людям, полезной деятельности, активность, самостоятельность.

На этой основе все виды деятельности – общественная, художественная, игровая, предметно-практическая, способствуя выявлению потенциальных возможностей школьника, удовлетворению его интересов, запросов, всесторонне развивают и содействуют гармоничному развитию индивидуальности.

Практика показывает, что учителя с целью разнообразия и оживления учебно-познавательного процесса и ранее использовали элементы искусства (репродукции, музыкальные, поэтические фрагменты, учебные фильмы и др.). Это, действительно, оживляло уроки, мобилизовало внимание учащихся, было своеобразным дополнением к познавательной деятельности.

Проблема интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогической мысли и школы. Средневековая педагогика вслед за философией своего времени провозглашала идеи аскетизма, отказа от земных радостей, считала проявления интереса греховным началом в человеке.

Д. И. Писарев советует учителям не пробуждать интерес к учению занимательными рассказами, а способствовать самопознанию учеников, так осуществлять «преподавание, чтобы ученики сами замечали процесс своего развития. Как только этот отрадный факт сделается для них осязательным и несомненным, как только они увидят значительный шаг вперед – они, несомненно, пристрастятся к умственным занятиям, которые дали им возможность сделать над своими особами такие приятные и лестные наблюдения» [15, с. 269].

Информация о работе Развитие интереса к музыке у младших школьников в процессе музыкального образования