Развитие интереса к музыке у младших школьников в процессе музыкального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 09:00, курсовая работа

Краткое описание

Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству является одной из важнейших задач современной школы. В процессе обучения развитие интереса имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал. Будучи средством обучения, интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. Кроме того, познавательный интерес способствует формированию личности.
Развитие интереса к музыкальному искусству сказывается на обучении ребенка, чем больше ребенок интересуется музыкальным искусством, тем богаче, ярче его воображение, чувства, духовный мир. Особое значение проблема интереса и увлеченности приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь даже маленьких результатов, сколько бы ни отдавать этому сил [37, с. 4]. Задача учителя – развивать интерес учащихся и повышать его уровень.

Содержание

Введение
1 Понятие интереса как важнейшая категория образования
2 Искусство как средство эстетического воспитания
3 Роль интереса в музыкальном образовании
4 Методы и средства развития интереса школьников к музыкальному
искусству
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Все эти подходы нужно использовать в целях эффективности обучения, не отдавая предпочтения какому-либо из них как единственно возможному. При этом необходимо обладать драгоценным чувством меры и учитывать ряд обстоятельств:

-непосредственнее дидактические задачи, которые стоят перед учебным процессом в данное время, пред конкретным уроком;

-характер, объем, трудности содержания;

-возраст, уровень подготовки, наличие опыта познавательных возможностей и сил учащихся;

-время, отведенное на выполнение данной учебной задачи.

Каждый урок в школе – это всегда и обязательно процесс общения – общения с учителем, товарищами по классу, общения межличностного плана.

Деятельный подход к совершенствованию любого урока дает возможности для решения основной задачи обучения – всестороннего, гармоничного формирования личности. Только через высокую педагогическую организацию разносторонней деятельности с использованием её внешних и внутренних ресурсов, её объективных и субъективных сторон можно совершенствовать учебный процесс: стимулировать высокие духовные запросы учащихся; воспитывать активную позицию школьников в оценке негативных явлений, в борьбе с недостатками; формировать устойчивые познавательные интересы, склонности к самостоятельной деятельности; поддерживать и направлять ценностные ориентации в области общественных, нравственных, научных, эстетических ценностей.

 Интерес на уроке  поддерживается вопросами учеников. Это драгоценное свойство познавательной деятельности. Но этому надо способствовать. Как правило, большинство учителей не побуждают учеников к вопросам и специально не развивают их любознательность, не ставят перед собой такой цели. А нужно, чтобы на каждом уроке выделялось время для вопросов, нужна в этом строгая система. Это организует учащихся и позволяет содействовать в побуждении их к подлинно познавательным вопросам, обогащающим познание.

Интерес в деятельности учителя и учащихся поддерживают: 

  • творческое начало урока; 
  • продуманная, обосновано поданная тема урока, предложенная задача; 
  • разнообразие форм опроса, самостоятельных и фронтальных работ, индивидуальной взаимопроверки;
  • привлечение учащихся к активной деятельности;
  • выявление потенциальных возможностей каждого школьника и их реализация в избранном виде деятельности. Это укрепляет индивидуальные интересы учащихся.

Итак, формирование  интереса учащихся совершается эффективно лишь при взаимодействии двух источников этих интересов: содержание обучения и целесообразной организации процесса учения. Каждый из них объективно заключает в себя особые побудительные возможности. В практике обучения и в теоретических обобщениях распространено мнение, что учитель – самый надежный источник знаний. Это подтверждает, что содержание обучения играет превалирующую роль и учитель-мастер способен передать его с большей глубиной, чем ученик. С интересного урока учителя-мастера ученики выходят с огромными приобретениями, ощущая после урока, как в сущности они еще мало знали вчера и какое богатство приобрели сегодня.

Кроме основного традиционного построения урока музыки для развития интереса младших школьников учитель вынуждены продумывать новые нестандартные формы построения урока (урок-концерт, урок-экскурсия, интегрированный урок и т.д.).

Сейчас особую популярность приобрели интегрированные уроки в начальной школе. Интеграция – процесс сближения, связи наук, происходящий на ряду с процессами дифференциации. Интеграция совершенствует предметную систему, помогает преодолению её недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между предметами. Задача интеграции состоит в том, чтобы помочь учителям осуществлять объединение отдельных элементов и частей разных предметов в единое целое при однотипности целей и функций обучения [26, с. 49].

Интеграция и игровые приемы дают возможность при меньшей затрате времени и усилий со стороны детей и педагогов дать и получить более полный объем информации. Это эффективное обучающее - закрепляющее средство образования.

Одной из любимых форм музыкальной деятельности на уроке является импровизация. Импровизация – новый вид музыкальной деятельности в классе общеобразовательной школы. Значение импровизационного творчества для музыкального развития ребенка и роль импровизации как вида учебной работы подчеркивал еще Б.Ф.Асафьев, который писал, что «человек, испытавший радость творчества весомой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу, чем человек, только подражающий актам других» [38, с. 50]. «Самым необходимым делом в данном направлении я считаю развитие способности к импровизации» [8, с. 147].

Практический опыт введения импровизации в уроки музыки показывает не только большую заинтересованность ребят процессом творчества, но и несомненное его влияние на музыкальное развитие учащихся.

В импровизации, как и в любом другом виде музыкальной деятельности, органически сплетаются два момента: «радость творчества» (Асафьев) и тот музыкальный опыт, который выражается в конкретном освоении ребенком музыкального языка, в приобретении и усвоении им определенных музыкальных знаний.

Импровизация – одно из самых любимых занятий младших школьников. С удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом. В импровизации ребенок как бы раскрепощается, ему не надо подражать пению других, что часто бывает очень нелегко. Выступая с собственной мелодией, ребенок не боится спеть ее неверно и продемонстрировать тем самым свое неумение. Было замечено, что пробудить интерес ребенка к пению бывает легче именно в ходе импровизации.

Импровизационное песенное творчество детей не возникает само по себе. Оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух ребенка, умение оперировать музыкально-слуховыми представлениями и на воображение ребенка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта.

В учебный процесс включаются следующие виды вокальной импровизации: импровизация мелодий без текста в заданном характере, мелодизация стихотворных текстов, сочинение подголосков к известным песням.

К импровизации мелодий в заданном характере относим следующие типы заданий: «музыкальный разговор», импровизацию мелодий в характере песни, танца, марша и досочинение начатой мелодии.

Основной акцент делается на импровизации «музыкальный разговор», как наиболее простой. В «музыкальном разговоре» дети часто выступают за персонажей знакомых и любимых ими сказок, импровизируя мелодии в характере «героев» сказки.

В основе мелодизации стихотворных текстов лежит содержание текста, его эмоциональный настрой. Для певческой импровизации целесообразен выбор из тех стихотворений, которые дети изучают в школе. Основной критерий отбора – выразительность стихотворения, доступность его ритмо-интонационного строя.

Таким образом, осознание эмоционально-смыслового содержания стихотворения включается в процесс музыкального творчества, являясь его необходимой составной частью .

Сочинение подголосков к знакомым попевкам и песням – в традициях русского народного многоголосного хорового творчества. Сочинение подголосков активно развивает навыки многоголосного пения, ладо-гармонический слух детей.

Одним из основных стимулов к творчеству является создание на уроке проблемной ситуации. Нами она понимается широко – как такая организация процесса обучения, которая максимально активизирует творческое мышление детей. В области музыки это и узнавание музыкальных жанров по их характерным признакам, и узнавание мелодии в разном тембровом звучании, и самостоятельное определение ладовой структуры мелодии в нотной записи, и нахождение нужных исполнительских красок, соответствующих исполнительскому замыслу. Понятно, что импровизация как вид творчества может быть органической частью урока только при таком обучении, которое и во всех других звеньях направлено на раскрытие творческого потенциала ребенка [17,13].

Заключение

Интерес – это избирательная направленность внимания человека, проявление его умственной и эмоциональной активности, активатор разнообразных чувств, особый сплав эмоционально – волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека.

Интерес является ведущим побудителем деятельности человека. Через интерес мы проникаем в процессы взаимодействия субъекта и объекта, в механизмы деятельности и рассматриваем её как бы изнутри.

Ученые, исследовавшие феномен интереса, пришли к следующим выводам:. 1. Процесс взаимосвязи деятельностей в учебном процессе может иметь зрительное разнообразие, способствующее активизации познавательной деятельности и формированию познавательных интересов учащихся;

взаимосвязь познавательной и практической деятельности удовлетворяла запросы и тех, кто углублялся в процесс познания, и тех, кто стремился непосредственно видеть результат своих практических материализованных действий;

познание во взаимосвязи с различными видами художественной деятельности (изобразительной, театральной, музыкальной и др.) обеспечивало удовлетворение особых склонностей учащихся;

взаимосвязь познания и игры (творческой, дидактической) давала пищу развитию ума, творчества во всех возрастных периодах школьника;

целенаправленное вовлечение речевой деятельности в познавательные процессы содействовало общей культуре школьника, обогащало их общее развитие;

взаимосвязь труда, познания, изобразительной деятельности вооружало школьников целым комплексом познавательных, художественных, практических способов и средств использования их в жизненной практике.

2. Особое место занимал  процесс взаимосвязи познавательной деятельности и общения, способствующий обмену опытом, приобретенной информацией за пределами учебного процесса; коллективное выполнение деятельности индивидуальным распределением аспектов работы повышало ответственность за выполнение общего дела; постоянное общение учащихся с учителем содействовало формированию их познавательных интересов на основе межсубъектных отношений.

3. Особенно выразительной  была выявленная тенденция положительного  влияния общественной деятельности  на познавательный интерес и  активизацию учащихся любого возраста. Процесс общения, коллективные формы взаимосвязанных видов деятельности с выходом на общественную всегда обеспечивали значительный интерес, эмоциональный подъем, повышение настроения учащихся, стремление их к перспективам деятельности коллектива.

В музыкальном образовании используются следующие методические приемы для формирования и развития интереса к музыке: интеграция, импровизация, индивидуальные задания.

Интерес в деятельности учителя и учащихся поддерживают:

  • творческое начало урока;
  • продуманная, обосновано поданная тема урока, предложенная задача;
  • разнообразие форм опроса, самостоятельных и фронтальных работ, индивидуальной взаимопроверки;
  • привлечение учащихся к активной деятельности;
  • выявление потенциальных возможностей каждого школьника и их реализация в избранном виде деятельности. Это укрепляет индивидуальные интересы учащихся.

Литература

1. Абдуллин, Э. Б. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э. Б. Абдуллин. – М. : Просвещение, 1982. – 228 с.

2. Венгер, В. А. Психологи : учебное пособие для педагогических училищ / В. А. Венгер, В. С. Мухина. – М. : Просвещение, 1988. – 235 с.

3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка./  Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1968. – 146 с.

4. Воспитание музыкой : из опыта работы / под ред.Т. Е. Вендровой, – М. : Просвещение, 1991. – 189. с.

5. Дмитриева, Л. Г. , Методика музыкального воспитания в школе : учебное пособие для студентов пед. уч. заведений / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко – М. : Академия, 1988 – 240 с.

6. Кабалевский, Д. Б.  Как рассказать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 1989. – 189 с.

7. Крутецкий, В. А.  Психология. / В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986. – 246 с.

8. Лаптев, И. Г.  Детский оркестр в начальной школе : кн. для учителя. /

 И. Г.  Лаптев – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. − 128 с.

9. Лупан, С . Поверь в своё дитя. / С .Лупан. – М. : Эллис Лак, 1993. – 112 с.

10. Люблинская, А. А.  Учителю о психологии младших школьников. / А. А.  Люблинская. – М. : Просвещение, 1977. – 156 с.

11. Маймин, Е. А.  Эстетика – наука о прекрасном. / Е. А.  Маймин. – М. : Просвещение, 1982. – 182 с.

12. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В.Келдыш. – М. : НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. – 371 с.

13. Музыкальное образование в школе : учеб пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; под ред. Л. В. Школяр. – М. : Издательский центр Академия, 2001. – 232 с.

14. Мукина, В. С.  Возрастная психология : учебник для студентов высших учебных заведений / В. С.  Мукина. – М. : Издательский центр Академия, 1997. – 253 с.

15. Основы эстетического воспитания / Под ред. Н. А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986. – 327 с.

16. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 640 с.

17. Ригина, Г. С. Уроки музыки в начальных классах : из опыта работы в первом и втором классах / Г. С. Ригина, Л. В. Занкова. – М. : Просвещение, 1979. – 121 с.

18. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е. К. Чухман. – М. : Педагогика, 1985. – 144 с.

19. Сергеева, Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе / Г. П. Сергеева. – М. : Изд. центр Академия, 1988. – 136 с.

20. Талызина, Н.  Ф.  Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.  Ф. Талызина. – М. : Знание, 1983. – 134 с.

Информация о работе Развитие интереса к музыке у младших школьников в процессе музыкального образования