Прикладные аспекты музыкальной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

В работе самодеятельных (в современной терминологии "некоммерческих") хоровых
коллективов как нельзя лучше подтверждается истинность этого определения:
руководство самодеятельным хором — сложная и ответственная работа, включающая
в себя элементы всех трёх перечисленных составляющих. Репетиционная и
концертно-исполнительская деятельность доставляет не только радость
творчества, но и является систематическим тяжелым трудом, отнимающим много
сил и энергии у каждого участника хора. Без грамотного музыкально-

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
Руководитель самодеятельного хора как педагог-организатор......................5
Особенности организации самодеятельного хора...................................6
Материально-техническая база и основные фонды..................................6
Реклама и информация...........................................................7
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА.....................7
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕПЕТИЦИОННОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ..............................9
Руководитель хора как генератор традиций.......................................9
Организация занятий и методы разучивания репертуара............................9
Педагогическое значение хорового распевания...................................10
Разучивание репертуара. Психолого-педагогические особенности..................11
"Педагогика сотрудничества"...................................................13
Психолого-педагогические особенности расположения хора........................14
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕ........ 16
Некоторые методы и приёмы музыкально-педагогической работы....................16
"Фундамент музыкальности" или музыкальное обучение артистов хора..............17
КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ..........................19
Виды и особенности концертных выступлений.....................................20
ВЫВОДЫ........................................................................21

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 44.16 Кб (Скачать файл)

Курсовая: Психолого-педагогические и организационные основы функционирования самодеятельного хорового коллектива 

 

                                                        

                         КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ                        

                           "Прикладные аспекты                           

                         музыкальной педагогики"                        

     ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

                     САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА                    

                           (хоровая педагогика)                          

     Автор: Тараканова  Елена Владимировна

     Курс: III

     Факультет:  КНМТ (з/о)

     Специальность:  Академ. хор

                                  МОСКВА                                 

                                   2008                                 

                                                                             

    

                                СОДЕРЖАНИЕ                               

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3

Руководитель самодеятельного  хора как педагог-организатор......................5

Особенности организации  самодеятельного хора...................................6

Материально-техническая  база и основные фонды..................................6

Реклама и информация...........................................................7

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА.....................7

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕПЕТИЦИОННОЙ  И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ..............................9

Руководитель хора как  генератор традиций.......................................9

Организация занятий и  методы разучивания репертуара............................9

Педагогическое значение хорового распевания...................................10

Разучивание репертуара. Психолого-педагогические особенности..................11

"Педагогика сотрудничества"...................................................13

Психолого-педагогические особенности  расположения хора........................14

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕ........ 16

Некоторые методы и приёмы музыкально-педагогической работы....................16

"Фундамент музыкальности"  или музыкальное обучение артистов  хора..............17

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ..........................19

Виды и особенности  концертных выступлений.....................................20

ВЫВОДЫ........................................................................21

Использованная литература и источники.........................................23

    

ВВЕДЕНИЕ

 

 

                                       "Идите в хоры и обретёте  гармонию"

                                                                    (Роберт Шоу)

В педагогической формуле  профессора Б.В. Баранова представлено определение

хоровой культуры нации как  совокупности трёх взаимосвязанных  составляющих:

·       хорового творчества (создание репертуара);

·       хорового исполнительство (реализация репертуара);

·       хоровой  педагогики (как совокупности методологий  обучения творчеству

и исполнительству).

В работе самодеятельных (в  современной терминологии "некоммерческих") хоровых

коллективов как нельзя лучше  подтверждается истинность этого определения:

руководство самодеятельным хором — сложная и ответственная  работа, включающая

в себя элементы всех трёх перечисленных  составляющих. Репетиционная и

концертно-исполнительская  деятельность доставляет не только радость

творчества, но и является систематическим тяжелым трудом, отнимающим много

сил и энергии у каждого  участника хора. Без грамотного музыкально-

педагогического подхода  со стороны руководителя хоровой  коллектив не добьется

заметных художественных результатов, что непременно приведёт к его распаду.

В последние несколько  лет обосновано возрос интерес к  хоровой педагогике. На

фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое образование  хоровых

коллективов и столь же массовый их распад. Комплексное исследование этого

явления, проведённое в  Академии хорового искусства п/у Г.А. Струве, выявило

ряд "узких мест" в  процессе функционирования типового самодеятельного

хорового коллектива. В  частности, стало очевидным, что  одной из основных

причин самоликвидации самодеятельных хоровых коллективов является низкое

качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы. То есть

факторов, имеющих не только обучающее, но и воспитательное значение. С одной

стороны в ряде самодеятельных коллективов ярко выражено отсутствие или

недостаточно высокое  качество учебной работы, призванной повышать вокально-

исполнительский и профессиональный (насколько этот термин возможен в

контексте художественной самодеятельности) уровень хорового коллектива. С

другой стороны — недостаточное  качество (или вообще отсутствие) работы

психологического характера, направленной на воспитание участников коллектива

и формирование особой среды  человеческих отношений.

Общеизвестно, что человеческие отношение внутри отдельно взятого творческого

коллектива являются одной  из определяющих начал его нормального

функционирования и творческого  развития. Известный американский педагог  и

хоровой дирижер Роберт Шоу  сказал на одной из педагогических конференций, что:

".если в хоре два  певца, стоящих рядом, в одной  партии, ненавидят друг

друга, то унисон между ними однозначно невозможен! Нет унисона  в партии —

звучание всего хора невозможно считать полноценным.".

Это утверждение вызывает немало споров среди теоретиков хорового искусства,

однако хоровая и педагогическая практика автора работы не раз заставляла

убедиться в истинности этого  интересного высказывания.

Целью настоящей курсовой работы является обобщение ранее  описанных и наиболее

близких автору методов "расшивки узких мест" в музыкально-педагогической и

психолого-педагогической работе в самодеятельных хоровых коллективах. При

этом представляется недальновидным воспринимать хоровую педагогику в отрыве

от организационных особенностей функционирования хорового коллектива, т.к.

оба этих гибких явления неразрывно связаны между собой и подвержены

значительному взаимному  влиянию.

Описываемые методы были изучены  и успешно опробованы в Академическом  хоре

Российского химико-технологического Университета (РХТУ) им. Д.И. Менделеева,

где автор с 1993 года работает в должности хормейстера-консультанта.

     Руководитель  самодеятельного хора как педагог-организатор.

Наиболее сложной частью работы руководителя самодеятельного  хора является

создание творческого  коллектива любителей хорового пения. В этом коллективе

одна из главных задач  — воспитание уважительных отношений  между его

участниками, потребности  к совместному общению, главной  целью которого

является хоровое пение.

Подлинная увлеченность хоровым  пением возникает не сразу. Нужна  система

психологических контактов, способных сплотить людей в единый коллектив:

совместное посещение  художественно-творческих мероприятий, вечера отдыха,

диспуты по различным проблемам  жизни и т.д. Во всей этой работе значение

руководителя хора трудно переоценить.

Создание спаянного дружбой  и любовью к хоровому пению  коллектива невозможно

без глубокого уважения и  даже расположения его участников к  своему

руководителю.

Руководитель хора должен внимательно относиться к каждому  участнику хора,

знать его трудности и  заботы, уметь добрым советом и  конкретным делом помочь

членам хорового коллектива, быть им настоящим товарищем. Руководитель хора

должен беззаветно любить не только хоровое искусство, но и  многоплановую

работу, связанную с организацией коллектива, посвящать этой работе всего

себя.

В задачу руководителя хора входит:

·       подбор репертуара;

·       музыкально-педагогическая деятельность;

·       организация  и проведение репетиционной работы

·       концертно-исполнительской  деятельности,

·       организация  творческих встреч с различными самодеятельными и

профессиональными коллективами,

·       организация  и осуществление гастрольных  поездок хора,

·       деловые  контакты.

В задачу руководителя хора входит не только обучение его участников

правильным певческим  и хоровым навыкам, развитие музыкальности, но и

воспитание у них хорошего художественного вкуса, высокой  духовности, любви к

хоровому искусству. Задача эта усложняется тем, что руководителю приходится

работать с людьми разного  возраста, различного образовательного и культурного

уровня.

Такой широкий и разнообразный  спектр деятельности руководителя

самодеятельного хора требует  от него не только знаний, умений и навыков  в

области хорового искусства, но и широкой общей эрудиции и  педагогической

образованности. Он должен быть разносторонне подготовленным, творчески

активным педагогом. Для  этого необходимы большие знания в области литературы,

театра, изобразительного искусства, общественных наук, основ психологии.

Руководитель хора должен обладать развитым интеллектом и  силой воли. Работа с

самодеятельным хором  требует от руководителя большой  работоспособности,

выносливости и крепкого здоровья, а также оптимизма и, естественно, чувства

юмора.

Все эти знания, умения, навыки, способности и черты характера  являются, по

существу, профессиональными  качествами руководителя самодеятельного  хорового

коллектива.

    

Особенности организации  самодеятельного хора

 

 

Самодеятельные хоры создаются  при различных учреждениях: ВУЗах, домах и

дворцах культуры, культурных центрах и ассоциациях и т.д.

Как было сказано выше, организационная  работа теснейшим образом связано  с

работой педагогической и  осуществляется на протяжении всей деятельности

коллектива.

    

Материально-техническая  база и основные фонды.

 

 

Для создания самодеятельного  хора нужны определенные условия: материально-

техническая база, репетиционное  помещение, музыкальные инструменты,

необходимая для работы хора мебель, а также денежные средства на оплату труда

руководителя хора и его  помощников, приобретение концертных костюмов, нотной

библиотеки, фонотеки и т.д.

Важно, чтобы репетиционное  помещение было пригодно для работы в нем хорового

коллектива. Для репетиционных  занятий хора желательно иметь несколько

изолированных помещений, оснащённых музыкальными инструментами. Это позволит

хору проводить репетиции  по партиям (группам). Практика показывает, что такие

условия для работы с хором  возникают очень редко. Для занятий  хора должно

быть отведено как минимум  два просторных помещения. Необходимо, чтобы каждое

помещение было с хорошей  акустикой, вентиляцией и освещением. Акустические

условия репетиционных помещений  требуют особого внимания. Комнаты  с плохой

акустикой (полное поглощение звука или отражение его с  эффектом "эхо")

совершенно непригодны для занятий. Обычно в помещении для улучшения акустики

задрапировываются углы. Для  занятий хора должны быть хорошо настроены

музыкальные инструменты  в соответствии с принятым стандартом (для первой

октавы — 440 герц). Желательно, чтобы стулья в репетиционном  помещении были

расположены с небольшим повышением каждого ряда (амфитеатром).

    

Реклама и информация

 

 

Создание и организация  хорового коллектива — сложный процесс, требующий

большой заинтересованности и помощи от руководства организации, при которой

создаётся коллектив. В процессе организации хора следует использовать

различные средства рекламы, агитации и пропаганды: объявления о создании хора

по местному радио и  в печати и т.д.

     ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО  СОСТАВА

Важнейшим этапом формирования состава хора является прослушивание  его

участников. Результаты прослушивания  должны строго и систематически

фиксироваться в специально заведенном журнале. В нем, помимо вокально-

музыкальных данных прослушивающихся, следует фиксировать общее и  специальное

образование, место работы или учебы, домашний адрес (телефон, год рождения

семейное положение).

При прослушивании следует  определить качество голоса (тип, диапазон),

музыкального слуха, чувство  ритма, музыкальной памяти, а также  выяснить

музыкальную подготовку: знание нотной грамоты, владение каким-либо

музыкальным инструментом, опыт пения в хоре. Существуют различные  методы

прослушивания поступающих в хор. Как правило, поступающему предлагается

исполнить какое-либо вокальное  произведение; песню, романс, арию. После  этого

определяется диапазон голоса, тип голоса (тенор, баритон, бас и  т.д.). На

несложных упражнениях определяется качество музыкального слуха. К примеру,

Информация о работе Прикладные аспекты музыкальной педагогики