Педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребёнок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков.

Содержание

Введение

Формирование зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

1.1 Значение зрительного восприятия в формировании других психических функций у детей дошкольного возраста

1.2 Особенности формирования зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Вывод по главе I

Глава II. Методы диагностики зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

2.1 Теоретические аспекты методов диагностики зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

2.2 Результаты изучения зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Вывод по главе II

Глава III. Педагогическая коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

3.1 Комплекс занятий по развитию зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

3.2 Изучение эффективности коррекционно-развивающего обучения

Вывод по главе III

Заключение

Список литературы

Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение

 

     Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

     Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается  наиболее чувствительным к тем или  иным воздействиям. В этой связи  каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

     Период  дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребёнок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков.

     Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиям, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир. Сенсорное воспитание имеет большое значение для всего последующего развития ребёнка и для подготовки его к будущей творческой, общественно полезной деятельности .

     нарушение интеллект зрительное восприятие

     Многочисленные  исследования особенностей и закономерностей  перцептивного развития детей, проведенные А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддъяковым, В.П. Зинченко, А.А. Катаевой, выдвинули проблему сенсорно-перцептивного развития детей на приоритетное место.

     В отличие от проблемы сенсорного развития детей с нормальным интеллектом, которая была изучена всесторонне, проблеме сенсорного развития детей с нарушением интеллекта было уделено меньше внимания. А между тем известно, что у этой категории детей недоразвитие именно зрительного восприятия менее выражено по сравнению с другими, более высокими сферами психики. Следовательно, относительная сохранность зрительного восприятия позволяет принять в качестве исходной базы работу по совершенствованию этой сферы, что в свою очередь позволит успешно решать задачи по воспитанию их социально-бытовой приспособленности, а, следовательно, и наметить подступы к формированию таких личностных черт, как самостоятельность, независимость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание  коррекционных занятий 

       

     

       

       

       

       

       

       

       
 
 

Заключение

 

     В результате проведенного анализа литературных источников было выяснено, что у  детей с нарушением интеллекта имеются  особенности сенсорного развития, проявляющиеся  в несформированности сенсорных  эталонов цвета, формы и величины.

     Дети  с нарушением интеллекта отличаются несформированными представлениями о предметах и явлениях окружающей действительности. Это происходит из-за недостатков зрительного восприятия, которые очень ярко проявляются в дошкольном возрасте. У большинства детей с нарушениями интеллектуального развития отмечаются трудности в выделении фигуры на фоне, затруднения в опознании зрительно воспринимаемых реальных объектов и изображений, в построении целостного образа из отдельных предъявленных частей. Дети затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов: когда изображение представлено в виде контура или неполным, недорисованным, контурные изображения предметов наложены друг на друга, перечеркнуты прямыми линиями, перевернутые изображения, схематичные рисунки.

     Зрительное  восприятие, оставаясь управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Без сомнения дети с нарушением интеллекта, имея низкий уровень развития восприятия, нуждаются в коррекционной работе, которая требует привлечения разнообразных приёмов и методов.

     Можно сделать следующие выводы:

     1). Дети с нарушением интеллекта  воспринимают сходные качества  предметов как одинаковые предметы;

     2). У детей наблюдается низкий  уровень анализирующего наблюдения;

     3). Усвоение сенсорных эталонов  происходит медленнее, чем у  нормально развивающихся сверстников;

     4). Особо затруднено усвоение эталонов  величины, в то время, как эталоны цвета и формы, усвоенные детьми приближенны к норме;

     5). При оказании коррекционной помощи, дошкольники с нарушением интеллекта  способны улучшить свои результаты.

     Зрительное  восприятие состоит из большого числа  функций, поэтому так важно оценить  различные его стороны. Были рассмотрены различные методики диагностики.

     Для подтверждения особенностей зрительного  восприятия у детей с нарушением интеллекта был проведён констатирующий эксперимент, задачами которого являлись: изучение особенностей усвоения эталонов цвета; изучение особенностей усвоения эталонов формы; изучение особенностей усвоения эталонов величины дошкольниками с нарушением интеллекта.

     В итоге получили следующие результаты:

     представления об основных цветах спектра у детей  с нарушением интеллекта легкой степени сформированы на высоком уровне и приближены к возрастной норме, в то время как узнавание и называние дополнительных цветов дошкольниками с проблемами в развитии вызывают наибольшие трудности;

     представления о геометрических фигурах у детей с нарушением интеллекта легкой степени недостаточно сформированы. Дошкольники допускают ошибки и при показе фигуры по названию, и при назывании её;

     дети  с нарушением интеллектуального  развития затрудняются распределить предметы от большего по величине к меньшему или наоборот;

     наиболее  сложными для понимания детей  с нарушениями интеллектуального  развития являются отношения по величине.

     Выявленные  трудности зрительного восприятия необходимо корректировать еще до начала школьного обучения.


Информация о работе Педагогика