Особенности музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 19:48, контрольная работа

Краткое описание

Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.
Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
Виды детской музыкальной деятельности………………………………4
Значение, задачи и формы слушания – восприятия музыки…………...5
Значение пения в жизни детей, его специфические задачи……………7
Роль музыкально-ритмической деятельности в жизни детей, ее виды 9
Содержание обучения игре на детских музыкальных инструментах...11
Музыкально-образовательная деятельность. Методы и приемы формирования знаний о музыке……………………………………………………………………..13
Методика разучивания игры для детей дошкольного возраста……….15
Заключение ……………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области.docx

— 46.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Роль музыкально-ритмической деятельности в жизни детей, ее виды.

Все дети дошкольного возраста любят  двигаться, особенно под музыку. Музыкально-ритмические движения, как вид деятельности, служат делу познания ребёнком окружающей действительности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкального произведения. Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало его будущей творческой деятельности. Творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности. Поэтому одной из важнейших задач педагога, я считаю, это поддержка интереса ребёнка к самовыражению в музыкальном движении. Для этого важно научить детей тонко воспринимать музыку, её характер, игровой образ и основные средства выразительности, так как в музыкально-ритмической деятельности музыка является ведущим компонентом.

А. Н. Зимина и другие. В частности, А. Н. Зимина разработала комплекс образных упражнений, с помощью которых  можно научить детей свободным, лёгким, четким движениям. Этот комплекс представляет собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных  трудовых действий и поведения птиц, зверей и т. д. Они являются ценным моментом развития воображения и  творческой активности дошкольников. Перед детьми ставятся творческие задания, которые позволяют им самостоятельно избирать движения, выражающие повадки поведения того или иного персонажа, движения, имитирующие езду транспорта, полёт самолётов, некоторые действия рабочих профессий. Педагогу необходимо объяснить и показать детям выполнение этих движений. Но при этом, чтобы не помешать проявлению детского творчества, педагог не должен давать детям точные образцы движений. Он даёт примерный образец и предлагает детям двигаться так, как им хочется, но обязательно в соответствии с характером музыки. Педагог требует от детей эмоционально-выразительного исполнения образов, осознанного отношения к своей роли и более качественного выполнения движений.

Н. А. Ветлугина  и её творческий коллектив считают, что движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое  в свою очередь придаёт ему  особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов. Благодаря музыкально –  ритмической деятельности развиваются познавательные способности в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Однако познавательные процессы во время занятий ритмикой активизируются в том случае, если ребёнок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Музыкально-ритмические движения заставляют ребёнка переживать выраженное в музыке. А это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребёнок эмоционально обогащается, испытывает особый подъём, жизнерадостность. Главный вывод этих авторов такой: занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребёнка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: последовательная и систематическая  работа над решением задач в сфере  музыкально-ритмической деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создать радостным пребывание детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Знакомство  детей с музыкальными инструментами  начинается уже в раннем возрасте. Взрослый играет на инструментах, контрастных по тембру (например, дудочка и колокольчик), привлекает внимание малышей к различной окраске звучания. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме.

Когда дети начинают ходить и способны маршировать  под музыку (первая младшая группа), воспитатель может сопровождать звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить  звучание. Бег можно сопровождать игрой на деревянных палочках, ложках, колокольчике. Танцевальную музыку обогащают  звуки бубна, румбы и других инструментов, соответствующих характеру произведения.

По мере того как дети начинают чувствовать  и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим  играть на этих инструментах. Сначала  взрослый помогает детям попадать в  такт музыке (греметь погремушкой, стучать  по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия становятся все  более самостоятельными.

Обучение  начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и  индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в  повседневной жизни, чтобы закрепить  у ребят появляющееся ощущение ритма  музыки.

Во второй младшей группе дети уже могут  играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан) и т. д., обсуждать с детьми, на каком инструменте лучше подыграть ходьбе, бегу, танцу.

В средней  группе впервые начинают обучать  детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты, сочетания разных действий, как на духовых (вдувания воздуха и нажатия на клапаны или клавиши). Приемы игры на металлофоне достаточно просты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры (стаккато, глиссандо).

Наибольший  развивающий эффект обучения достигается  лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная  с младшего возраста важно побуждать  детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте). В «Музыкальном букваре» Н.А. Ветлугиной упражнения на развитие слуха предлагаются в системе, в виде попевок, подобранных по принципу постепенного сужения различаемых: интервалов (от октавы до примы).

Для подбора  по слуху используются лишь хорошо знакомые мелодии, поэтому игре предшествует этап слушания попевок, запоминания и пропевания.

Методика  обучения детей игре на музыкальных  инструмента по слуху построена  на постепенном расширении диапазона  исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет.

Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим), направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты — пониже.

После того как дети научились передавать ритмический  рисунок разных мелодий, построенных  на одном звуке, освоили примы  игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. (Рекомендуются попевки из «Музыкального букваря».) Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приемы; выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.

В старшей  и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.

Обучая  игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают  попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом - дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором - подбирают попевки, на третьем - исполняют их по своему желанию.

Музыкально-образовательная  деятельность. Методы и приемы формирования знаний о музыке.

Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества  и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека. В деятельности совершенствуется восприятие, памяти, мышление, воображение, ощущения. В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Так же и музыкальная деятельность состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении песни ребенок Внимательно слушает вступление к песни .старается вовремя  начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки, одновременно с  своими сверстниками заканчивает исполнение. Как видим, действия могут быть внешними, предметными: ребенок поет, двигается, дирижирует, играет на инструменте и т.д., а так же внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает сольное и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению. Если действие повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми, более сложными действиями. «Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие». В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально - образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому так важно использовать все виды музыкальной деятельности. Знаний о музыке.

Методы и приемы формирования знаний о музыке.

а) наглядно - слуховой метод (звучания произведения в «живом» исполнении или в грамзаписи) всегда сопровождает рассказ о музыке. Все знания детям даются в опоре на музыку, а не отвлеченно от нее. Использование наглядных приемов облегчает усвоение определенных знаний, заинтересовывает детей, придает обучению проблемный характер.

б) наглядно-зрительный метод также применяют широко: показ репродукции картин, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов. Опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний.

в) словесный метод применяют когда сообщают детям различные сведения о музыке, проясняют ее содержание, разъясняют, как применить тот или иной прием исполнения, овладеть определенными навыками.

г) практический метод (показ приемов исполнения, вариантов творческих импровизаций и т.д.), рассказывают детям о способах действий, необходимых им в исполнительской и творческой деятельности.

Этот  метод помогает детям не только усвоить  музыкальные знания, но и закрепить  их на собственном опыте. Практические приемы – оркестровка, передача характера  музыки в движении – позволяет  глубже почувствовать и осознать значение средств музыкальной выразительности: акцента, динамики, пауз и т.д.

д) дидактические игры.

В музыкально-образовательной  деятельности ярко проявляется взаимосвязь методов обучения.

Формы организации  музыкально-образовательной деятельности.

Музыкальное развитие детей зависит от форм организации  музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации  обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства  ее.

К формам музыкальной деятельности детей  относятся:

  • Занятия;
  • Музыка в повседневной жизни детского сада;
  • Музыкальное воспитание в семье;

 

 

 

 

Методика разучивания подвижной  игры с детьми дошкольного возраста.

Независимо от вида подвижной игры, сложности и возрастной принадлежности, её развитие проходит по одним закономерным этапам:

Этапы развития подвижной игры

    1. выбор игры
    2. создание интереса детей к игре
    3. сбор на игру
    4. организация играющих
    5. объяснение правил игры
    6. распределение ролей
    7. разметка площадки
  1. раздача инвентаря и атрибутов
  2. сигнал на начало игры
  3. проведение игры
  4. сигнал на окончание игры
  5. педагогический анализ игры

Информация о работе Особенности музыкальной деятельности детей дошкольного возраста