Особенности музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 19:48, контрольная работа

Краткое описание

Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.
Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
Виды детской музыкальной деятельности………………………………4
Значение, задачи и формы слушания – восприятия музыки…………...5
Значение пения в жизни детей, его специфические задачи……………7
Роль музыкально-ритмической деятельности в жизни детей, ее виды 9
Содержание обучения игре на детских музыкальных инструментах...11
Музыкально-образовательная деятельность. Методы и приемы формирования знаний о музыке……………………………………………………………………..13
Методика разучивания игры для детей дошкольного возраста……….15
Заключение ……………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области.docx

— 46.12 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное автономное учреждение среднего профессионального  образования Ярославской области

Рыбинский педагогический колледж

     
     
     
     
     
     

Контрольная работа по теории и методике музыкального воспитания с практикумом

050144 дошкольного образования заочного  отделения

     
     
     

ТЕМА

Особенности музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

     
     
     
     
     
     
 

Выполнила студентка группы Д32

 

Агупова Наталья Алексеевна

 

Преподаватель Букатина Надежда Алексеевна

   
   
   
   
   
   
   
   
 

Рыбинск 2013

 

 

 

Содержание

  1. Введение …………………………………………………………………..3
  2. Виды детской музыкальной деятельности………………………………4
  3. Значение, задачи и формы слушания – восприятия музыки…………...5
  4. Значение пения в жизни детей, его специфические задачи……………7
  5. Роль музыкально-ритмической деятельности в жизни детей, ее виды  9
  6. Содержание обучения игре на детских музыкальных инструментах...11
  7. Музыкально-образовательная деятельность. Методы и приемы формирования знаний о музыке……………………………………………………………………..13
  8. Методика разучивания игры для детей дошкольного возраста……….15
  9. Заключение ……………………………………………………………….17
  10. Список литературы……………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Музыкальное искусство активно  помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического  воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря  особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды детской музыкальной деятельности.

Ветлугина выделила основные умения и навыки музыкальной деятельности:

  1. Целостное и дифференцированное восприятие того или иного произведения, ориентировка в нем. Целостное восприятие предполагает правильную эмоциональную реакцию на общий настрой песни или пьесы. Ребенок следит за развитием художественного образа, выраженного комплексом музыкальных средств в определенной форме. Неоднократное прослушивание позволяет воспринимать мелодию дифференцированно, улавливать количество ее характерных черт. Эти умения помогают улучшать качество собственного исполнения.
  2. Сопереживание чувств, настроений, выраженных в музыке. Оно необходимо для выразительной исполнительской деятельности.
  3. Художественное исполнительство. Детям доступно умение проявить свое отношение к исполняемому произведению; непринужденность, естественность действий во всех видах музыкальной деятельности; относительная точность певческих и музыкально - ритмических навыков.
  4. Творческие проявления детей. Создание новых образов и действий.
  5. Самостоятельные действия. Умения действовать без посторонней помощи.

Названные умения и навыки способствуют реализации основных задач музыкального воспитания:

  1. Воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, закладывать основы музыкального вкуса, развивать стремление совместно исполнять песни, пляски, развивать нравственные качества, эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности и память.
  2. Развивать способность восприятия и исполнительства: целостное и дифференцированное восприятие, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения, образность и ритмичность движений, умение играть в ансамбле на различных инструментах.
  3. Знакомить с простейшими сведениями о характере музыки, ее развитии, изменении, о сходных и контрастных построениях, выразительных средств, о наличии высоких – низких, долгих - коротких звуков.
  4. Развивать творческие способности детей, приобщая их к песенным импровизациям, инсценированию игровых песен.

Названные выше задачи конкретизируются в форме определенных видов музыкальной деятельности.

 

 

 

Значение, задачи и формы слушания – восприятия музыки.

Слушание музыки — одна из лучших форм работы для развития способности активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. На занятиях звучат большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении, и дети получают возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох, «встретиться» с известными исполнителями и композиторами.

Значение слушания музыки с каждым годом возрастает. Если в детских садах и младших классах оно занимает небольшую часть урока, то в старших — на нем строится почти весь курс занятий, а пение и особенно инструментальное музицирование отходят на второй план.

Количество прослушиваемых произведений должно быть небольшим, иначе дети их не запомнят, и не будет возможности их должным образом проанализировать. Прежде всего нужно стараться отбирать такие сочинения, которые, с одной стороны, давали бы возможность их разносторонне разобрать, а с другой, предоставляли бы материал, который мог бы быть использован на других частях урока.

Мы различаем, условно говоря, три  пути работы по слушанию музыки в детских садах:

  1. Слушание музыки с целью развития целостного художественно-эмоционального восприятия.
  2. Слушание музыки как иллюстрация к отдельным музыкальным явлениям (слушание отрывков музыкальных произведений, предназначенных для демонстрации тембров, инструментов, мелодических, ритмических, гармонических, структурных и других особенностей музыки).
  3. Слушание отдельных вычлененных элементов музыкального языка (разных созвучий, мелодических и ритмических интонаций, тембров, динамики, артикуляции и т. п.) для того, чтобы научить вслушиваться в них и понимать их выразительное значение.

Эти три пути взаимосвязаны.

Формы работы по слушанию музыки.

Работа по развитию навыков слушания музыки проводится на занятиях, развлечениях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка. Слушанию музыки на занятиях следует придавать большое значение. Результаты этой работы не столь очевидны, как в пении и ритмике. Однако знакомить детей с музыкальными произведениями, развивая их слух, расширяя кругозор, воспитывая активного слушателя, необходимо последовательно и систематически на каждом занятии.

Очень важная форма  эмоционального обогащения маленьких слушателей - концерты. Они наполняют впечатлениями, создают приподнятое, праздничное настроение. Содержание концертов обычно связывается с программой занятий. Они как бы подводят итог пройденного материала, вводят в круг новых интересов. Например, концерты, посвященные какому-либо композитору (П. Чайковскому, Д. Кабалевскому), позволяют педагогу широко и многогранно познакомить дошкольников с творчеством большого мастера. Концерт «Музыкальные инструменты» дает возможность детям узнать о различных музыкальных инструментах, способах игры на них, звуковых особенностях. В такие концерты входят различные «Музыкальные загадки», используется грамзапись.

Следующая форма работы - применение музыки в самостоятельной деятельности ребенка. Чтобы процесс музыкального восприятия имел развивающее, непрерывное воздействие на детей воспитателю необходимо иметь в групповой комнате своеобразную музыкальную библиотечку. В ней должны быть собраны комплект пластинок с записями программных произведений, соответствующих возрасту ребят, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание инструментальных пьес или песен, и т. п. Зная материал, имеющийся в библиотечке, дети рассматривают его, выбирают любимые произведения, слушают их. Иногда инициатива принадлежит воспитателю, который предлагает послушать музыку, отгадать музыкальную загадку, беседуя с ребятами о том или ином произведении.

Эффективность результатов организации  слушания музыки достигается выразительным  исполнением музыкальных произведений, взаимодействием словесных и  наглядных методов, последовательной постановкой разнообразных заданий, активизирующих детское восприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение пения в жизни  детей, его специфические задачи.

Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая до конца её содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к её воспроизведению. Особое чувство радости вызывает у детей общение во время коллективного пения. Дошкольникам очень свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Часто можно наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, напевает маршевую мелодию, девочка, играя с куклой, убаюкивает её колыбельной песней. Голос ребёнка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение всё время присутствует в жизни ребёнка: заполняет его досуг, помогает организовать творческие и сюжетные игры.

Нередко пением сопровождаются и другие виды деятельности: танец, хоровод, игра на детских музыкальных инструментах.

Пение – это основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь, при исполнении песен, они глубоко воспринимают музыку и активно выражают свои чувства и переживания. Песня – яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному и доброму, убеждает его сильнее, чем полученная другим путём информация. Процесс обучения пению требует от детей большой активности и умственного напряжения. Ребёнок учится сравнивать своё пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

Художественно – педагогическое значение пения состоит в том, чтобы  помочь детям правильно понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в  непринуждённом и естественном пении. Например, исполняя колыбельную, подчеркнуть заботливость, ласку, нежность, показать, что песня успокаивает, помогает заснуть, поэтому исполнять такую песню надо тихо, напевно, в медленном темпе, равномерном ритме, постепенно затихая. А вот в марше нужны жизнерадостность, устремлённость, бодрость. Его следует петь звонко, отчётливо произнося слова, подчёркивая ритм в умеренно – быстром темпе. Ребёнку понятен смысл этих требований и их назначение.

 

 

 

Основные задачи в процессе занятий  следующие:

1. Формировать у детей певческие  умения, навыки, способствующие выразительному  пению;

2.Учить детей исполнять песни  с помощью взрослого и самостоятельно, в сопровождении и без сопровождения  инструмента, на занятиях и  вне их;

3. Развивать музыкальный слух, приучая  различать правильное и неправильное  пение, высоту звуков, их длительность, направление мелодии, слышать  себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой контроль);

4. Развивать голос, формируя  естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий  диапазон, преодолевая монотонное  «гудение» у низко и неточно  поющих детей;

5. Помогать проявлению творческих  способностей, самостоятельному использованию  знакомых песен в играх, хороводах,  игре на детских музыкальных  инструментах. Таким образом, в процессе обучения пению:

  1. Реализуются задачи ознакомления ребёнка с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребёнка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, к становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса;
  2. Усваиваются вокально – хоровые навыки, которые последовательно усложняются от группы к группе и связаны с усложнением песен;
  3. Постепенно совершенствуется мелодический слух, что создаёт основу для дальнейшего обучения пению по нотам;
  4. Обучение приобретает осознанный, активный характер, детей знакомят с элементами музыкальной грамоты, сообщают некоторые сведения о музыкальных терминах, о характере исполнения, о форме произведения;
  5. Развиваются творческие наклонности, которые обогащают личность в целом;
  6. Применяются знакомые песни, разученные на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельной деятельности, ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах, а также на занятиях художественным чтением, физкультурой, рисованием, на прогулке, в играх.

Информация о работе Особенности музыкальной деятельности детей дошкольного возраста