Нетрадиционные формы проведения уроков музыки в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 09:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: разработка методических рекомендаций для проведения нетрадиционных форм уроков музыки в начальной школе.
Задачи:
Выявить отличия нетрадиционных форм проведения уроков от традиционных;
Проанализировать нетрадиционные формы проведения уроков музыки;
Дать методические рекомендации по использованию нетрадиционных форм на уроках музыки.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая нетрадиционные формы об-ия.docx

— 28.62 Кб (Скачать файл)

Введение

       В настоящее  время особую значимость в  современном обществе приобретает  проблема расширения условий  и возможностей для развития  личности, ее духовных интересов, повышение уровня культуры и образованности, этических норм жизни. Одним из активных средств воздействия на становления и реализацию творческих возможности  личности школьника является музыкальное искусство.

    В качестве  действенного средства  для эстетического развития учащихся в процессе музыкальной деятельности  могут выступать нетрадиционные формы организации  уроков музыки.  Они обеспечивают необходимые  психолого − дидактические  условия, в которых возможно формирование активности, художественных способностей, творческого мышления, хорошего вкуса. 

   В процессе применения  нетрадиционных подходов к организации  уроков музыки, учащиеся получают  возможность выражать средствами  искусства свои мысли, чувства, оценки. Нетрадиционные формы уроков  музыки при соответствии требованиям  программы, учете психолого−педогогических условий и продуманной организации повышают интерес учащихся к изучаемой теме, способствуют высокой  эффективности  их учебной деятельности.

    Об использовании  нетрадиционных форм проведения  уроков музыки рассматривали  в своих трудах А.В.Хуторской, П.И. Пидкасистый, О.В. Трофимова, И.П. Подласый.

Объект исследуемый в данной курсовой работе:  процесс музыкального обучения в начальных классах.

Предмет: нетрадиционные формы уроков музыки.

Цель курсовой работы: разработка  методических рекомендаций для проведения нетрадиционных форм уроков музыки в начальной школе.

Задачи:

  1. Выявить отличия нетрадиционных форм проведения уроков от традиционных;
  2. Проанализировать нетрадиционные формы проведения уроков музыки;
  3. Дать методические рекомендации по использованию нетрадиционных форм на уроках музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема курсовой работы: «Нетрадиционные формы проведения уроков музыки в начальной школе»

  1. Педагогические возможности нетрадиционной формы обучения.

  В современных условиях развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно.

  Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.

  Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке. [4]

Если нетрадиционная обучающая система Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова предполагает коренную «ломку» самого учителя, полного отказа от привычного, традиционного способа преподавания (что весьма проблематично для учителей немолодых), то система Н.Б.Истоминой намного гибче: во-первых, эта методика формирует и развивает все мыслительные операции классификацию, аналогию, обобщение; творческие способности учащихся; обеспечивает самостоятельность мышления детей в эмоционально благоприятной доверительной атмосфере.[7]

   Нетрадиционные формы проведения уроков развивают интерес учащихся к изучаемому предмету, а так же их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. [4]

Все самое важное в воспитательном процессе для ученика совершается на уроке. Обратимся к известной цитате В.А. Сухомлинского: «Урок − это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

Современный урок − это, прежде всего, урок, на котором учитель использует все возможности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ.

  Исходной научной идеей современного урока является представление об единстве обучения, воспитания и образования. Общей функцией современного урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Нетрадиционные уроки реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля, такие уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия, развивающую творческие способности. Cлишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, их необходимо сочетать с другими формами обучения, главное помнить: не форма определяет содержание, а содержание определяет форму урока.

 Форма обучения может иметь различную внешнюю структуру в зависимости от задач и методов, используемых на уроке. Наиболее устойчивой и широко распространенной является классно-урочная система и основной формой обучения является урок.

  Новаторская деятельность учителей по пути совершенствования процесса обучения, привела к созданию нетрадиционных форм обучения.

   Когда учитель стремится сделать занятие эмоциональным, донести учебный материал до каждого учащегося, опираясь на непроизвольное внимание, а самих учащихся активизировать на творческий процесс, тогда и возникают нетрадиционные формы.

 Именно нестандартные  формы проведения уроков повышают  познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного  интереса к учебной работе, а  также лучшему усвоению программного материала. Нестандартные формы уроков повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.

Особое место в учебном процессе занимают уроки музыки. Урок музыки − основная форма организации музыкального воспитания в школе, который включает разные виды музыкальной деятельности. Для урока музыки необходима особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно для урока искусства каковым он является. Несмотря на общие черты, каждый урок отличает своеобразие и неповторимость. Продумывая эмоциональный рисунок урока, переход от одного произведения к другому, необходимо стремиться поддержать эмоциональный настрой, найти приемы переключения внимания учащихся.

   Вот некоторые приемлемые нетрадиционные формы обучения на уроке музыке: интегрированные уроки: музыка − чтение, музыка − изо, музыка − труд, музыка − ритмика; а также: урок − путешествие, урок − экскурсия, КВН, урок − игра, урок − сказка, урок   − концерт.

Таким образом, богатое разнообразие нетрадиционных форм организации учебного процесса дает возможность каждому учителю реализовать свои педагогические возможности, проявить творчество, фантазию, раскрыться самому и открыть для себя своих учеников с совсем новой, неизвестной стороны.

   Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного: общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности.

  Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

 

    Конечно, весь учебный процесс переводить на нетрадиционность не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивированность к учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся.

   При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

 Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Задания могут быть самые разнообразные.

  Признаки нетрадиционного урока:

Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения;

Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой;

Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования НИТ;

Выполняются творческие задания;

Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения;

Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока;

Планируется урок заранее;

Определять чётко три дидактические задачи.

Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него, и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся.

   Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков:

 Уроки “погружения”,  Уроки-деловые игры,  Уроки - пресс-конференции,  Уроки-соревнования,  Уроки типа  КВН, Театрализованные уроки,  Компьютерные  уроки, Уроки с групповыми формами  работы,  Уроки взаимообучения учащихся, Уроки творчества,  Уроки-аукционы, Уроки, которые ведут учащиеся,  Уроки-зачеты,  Уроки-сомнения,  Уроки - творческие отсчеты,  Уроки-формулы, Уроки-конкурсы,  Бинарные уроки, Уроки-обобщения,  Уроки-фантазии, Уроки-игры, Уроки-“суды”, Уроки поиска истины,  Уроки-лекции “Парадоксы”, Уроки-концерты, Уроки-диалоги, Уроки “Следствие ведут знатоки”,  Уроки - ролевые игры,  Уроки-конференции, Интегрированные уроки,  Уроки семинары, Уроки – “круговая тренировка”,  Межпредметные урок,  Уроки-экскурсии, Уроки-игры “Поле чудес”.

Каждый педагог должен постоянно искать способы оживления урока, стараться разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.

  Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования: создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.

Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.

Такие формы проведения занятий снимают традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

 

 

 

 

 

 

Методическое обоснование применения нетрадиционных форм на уроках музыки в начальной школе.

 

Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических условий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. В настоящее время способность педагога решать педагогические задачи с привлечением интерактивных форм обучения, становится важной составляющей его профессионализма. Это в полной мере относится и к профессиональной деятельности учителя музыки.

Информация о работе Нетрадиционные формы проведения уроков музыки в начальной школе