Нетрадиционные формы проведения уроков музыки в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 09:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: разработка методических рекомендаций для проведения нетрадиционных форм уроков музыки в начальной школе.
Задачи:
Выявить отличия нетрадиционных форм проведения уроков от традиционных;
Проанализировать нетрадиционные формы проведения уроков музыки;
Дать методические рекомендации по использованию нетрадиционных форм на уроках музыки.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая нетрадиционные формы об-ия.docx

— 28.62 Кб (Скачать файл)

В условиях нетрадиционных форм обучения, акцент ставится в основном на самостоятельной учебной деятельности самих учащихся, что способствует более полной самореализации школьников в процессе обучения, а значит его эффективности.

Нетрадиционные формы проведения уроков, способствуют усиленно взаимодействовать и общаться  субъектам процесса обучения. Отличительной особенностью Нетрадиционных уроков является организация совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Таким образом, такая форма организации уроков нацелена не только на передачу информации, но и на формирование и развитие личности, ее самореализацию в процессе учебной деятельности.

В исследованиях А. Е. Авдюковой, Л. Н. Вавиловой, Т. Н. Добрыниной, В. К. Дьяченко, Г. Б. Корнетова, И. Е. Уколовой, А. В. Хуторского и др. нашла отражение проблема освоения и использования нетрадиционных форм обучения.

Форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. В педагогике форма обучения понимается как устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов [8] Сергеева, Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях : учеб. пособие / Г. П. Сергеева. – М. : Педагогическая академия, 2010. – 87 с.

В каждой из форм по-разному организуется деятельность учащихся. На основании этого выделяют индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые) формы обучения. По степени сложности формы обучения разделяются на простые, составные и комплексные. Среди организационных форм обучения выделяют следующие: урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и др.

Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

Многие творчески работающие учителя стали использовать необычные разновидности урока, новые построения учебных занятий, в корне отличающиеся от так называемых нестандартных уроков классического образца.

Развивающее обучение ѕ особый вид нетрадиционного обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и реализации целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.

Если нетрадиционная обучающая система Д.Б.Эльконина ѕ В.В.Давыдова предполагает коренную «ломку» самого учителя, полного отказа от привычного, традиционного способа преподавания (что весьма проблематично для учителей немолодых), то сиситема Н.Б.Истоминой намного гибче: во-первых, эта методика формирует и развивает все мыслительные операции ѕ классификацию, аналогию, обобщение; творческие способности учащихся; обеспечивает самостоятельность мышления детей в эмоционально благоприятной доверительной атмосфере. И главное, гарантирует преемственность со средней школой.

 

 

Нужно сказать, что хотя это авторские уроки, отражающие оригинальность мышления и творческие способности отдельных талантливых учителей, их формы, методы, приемы могут успешно применять и преподаватели других школьных дисциплин. Копировать нельзя, использовать опыт можно и полезно.

К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Предусматривается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных школьников, характера и способностей учеников, получивших конкретное задание, последовательность операций.

 

Педагогические условия и методические особенности нетрадиционных форм проведения уроков музыки

Педагог должен значимость использования нетрадиционных форм обучения в целях самореализации школьников, владеть технологией включения интерактивного обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство им.

Соблюдение организационной формы и логики действий учеников и учителя в ходе нестандартного урока является задачами оперативного, тактического плана. Они позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию в наше противоречивое время.

Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.

При организации нетрадиционных уроков, должны быть задействованы следующие педагогические условия:

- создание личностно-деятельностной ситуации в процессе решения учебных задач;

- создание ситуации успеха;

-ориентация на групповую работу учащихся и использование приемов,способствующих организации взаимодействия в группе;

- усиление самостоятельности учебной

деятельности;

- рефлексивное подведение итогов.

 При соблюдении, педагогических условий применения интерактивных форм обучения, можно добиться повышения результатов самореализации детей на уроках музыки. Критериями эффективности мы считаем положительную динамику по всем компонентам самореализации школьников после организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм обучения на уроках музыки. 

Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости. Ильенко Л.П. "Опыт интегрированного обучения в начальных классах"// Нач. шк.1989, №9. с.8-10

Учащиеся в процессе учебной деятельности с использованием нетрадиционных уроков повышают мотивацию к самореализации, успешно усваивают знания, приобретают необходимые интерактивные навыки, учатся рефлексивно осмысливать свою деятельность и самореализоваться в ней.

Применение нетрадиционных форм обучения на уроках музыки будет более эффективным, если: педагог будет понимать значимость использования такой формы обучения в целях самореализации школьников, владеть технологией включения нетрадиционных уроков в педагогический процесс и обеспечивать руководство им; при этом учитель и учащиеся, имеют представление об особенностях использования нетрадиционных форм обучения.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тематические папки или рабочие книги, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т.д.

Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо пройти канонический путь расчета учебного занятия. В его основе- алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования ѕ создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.

Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Нетрадиционные формы проведения уроков музыки в начальной школе