Музицирование в детском оркестре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 23:44, курсовая работа

Краткое описание

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________2-3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ,
ИСТОРИЯ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. __________________________4-5
1.1Виды детских музыкальных инструментов___________5-8
1.2. Методика обучения игре на детских музыкальных
Инструментах______________________________________9-12
1.3. Задачи обучения_______________________________13-14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ
2.1 Виды оркестров, их отличительные особенности____15-16
2.2 Содержание работы по организации и руководству
оркестром в детском саду__________________________17-19
2.3 Значение игры на детских музыкальных инструментах
для развития музыкальных способностей ребёнка.
Воспитательные возможности детского оркестра_______20-21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________22-24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_________________25
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по музыке.docx

— 60.65 Кб (Скачать файл)

      Одна из разновидностей шумового оркестра - ансамбль ложкарей (средняя и старшая группы). В него иногда включают несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник).

     Прежде чем создать смешанный оркестр, как правило, организуют ансамбли инструментов, имеющих звукоряд, например металлофонов, цитр.

     Для организации ансамбля духовых инструментов необходимо, чтобы у каждого ребенка был свой инструмент.

      Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Педагог побуждает детей прислушиваться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.

      Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2--3 человека).

      Детей объединяют в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.

      Для гармоничного звучания смешанного оркестра необходима большая предварительная работа с детьми - сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и, наконец, всем составом оркестра.

     Таким образом, наиболее доступным для дошкольников является шумовой оркестр, его можно организовать уже с детьми раннего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Содержание работы по организации  и руководству оркестром в детском саду.

 

    В работе с оркестром музыкальные руководители в основном пользуются готовыми инструментовками (переложениями пьес для оркестра), опубликованными в детских сборниках. Зная некоторые правила инструментовки, они могут сами (с участием детей), исходя из характера музыки, определять состав оркестра, выбирать группы солирующих инструментов, распределять, каким инструментам поручить различные элементы фактуры (мелодию, аккомпанемент, ритмический рисунок мелодии, сильные доли тактов, акценты, метрическую пульсацию).

      Мелодию могут играть сначала одни инструменты, потом - другие (по музыкальным фразам или предложениям). Чтобы звучание не было однообразным, метрическую пульсацию также могут исполнять несколько инструментов, чередуясь. На фоне инструментов, выполняющих какой-либо элемент фактуры (например, ритмический рисунок мелодии или метрическую пульсацию), акценты лучше поручить другому инструменту, более яркому по тембру (бубен, тарелки), а сильные доли тактов - третьему (в зависимости от характера музыки).

      Таким образом, для того, чтобы оркестр звучал выразительнее, красочнее, разные элементы фактуры произведения (мелодия, бас, характерный ритм, акценты) лучше поручать инструментам, отличающимся по тембру.

     Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяют также исходя из самой музыки. При исполнении народных мелодий следует больше привлекать народные инструменты (деревянные ложки, баян и т. д.). Для классической музыки они неприемлемы - здесь предпочтительнее использовать инструменты, аналоги которых имеются в симфоническом оркестре (треугольник, ксилофон, металлофон, флейта, гобой).

      Соотношение количества инструментов в каждой группе (струнные, духовые, ударные) определяется по яркости тембров.     При   комплектовании   оркестра   или   ансамбля   следует   придерживаться известной пропорции: желательно, чтобы были представ лены   все   группы   инструментов - струнные,   духовые,   ударные ударно-клавишные, клавишно-язычковые.  Однако по их количественному соотношению следует добиваться,  чтобы  инстрментов с нежным, тихим звучанием (цитры, металлофоны) было больше, так как они точнее по своему строю и удобнее для игры. Что касается ударной и духовой групп,  а также  аккордеонов и триол, лучше, если  их будет  меньше.   Они  звучат  сочно,   насыщенно,  довольно громко и могут заглушать цитры, металлофоны. К тому же играть на аккордеонах и триолах сложнее.  
      Целесообразным можно считать оркестр примерно в таком составе: цитр —6—8; металлофонов — 5—7; аккордеонов _ 1—2-триол — 2—3; кастаньет — 2—3; треугольников — 2—3; барабанов, бубнов, тарелок — по одному инструменту.  
     Так выглядит оркестр максимальный по количеству инструментов, смешанный по составу (т. е. включающий все группы инструментов). Однако не всегда используются все группы (например, исключается ударная).

      Детей в оркестре рассаживают так, чтобы справа от руководителя находились низко звучащие инструменты, а слева — высокие; ударные размещаются сзади, произвольно.  
      При распределении между детьми партий в оркестре необходимо учитывать их интересы и способности. Ребятам, которые наиболее легко подбирают мелодии по слуху, можно поручать партии мелодических инструментов. Чтобы держать ритмическую основу, важно иметь хорошее чувство ритма. Поэтому исполнение метрической пульсации, ритмического рисунка мелодии доверяют детям с развитым чувством ритма.

      Методика обучения игре в оркестре сходна с методикой обучения индивидуальной игре и в ансамбле. Дети, которые играют на инструментах, имеющих звукоряд, выучивают свои партии, начиная с осознания направления движения мелодии. Они пропевают мелодию со словами и без слов (на слоги та, ти или др.), определяют с помощью моделирования направление движения звуков мелодии (выкладывают звуки на фланелеграфе, показывают направление движения звуков рукой с одновременным пропеванием). Чтобы определить соотношение длительностей звуков, прохлопывают ритмический рисунок мелодии, выкладывают его на фланелеграфе с помощью палочек различной длины или ритмических обозначений, принятых в нотной грамоте, делают подтекстовки ритмического рисунка мелодии с помощью слогов (ти-ти-та). Играют мелодию на «немой» клавиатуре с одновременным пением и затем уже воспроизводят ее на музыкальном инструменте.

     Педагог должен быть внимателен к каждому ребенку. Некоторые дети подбирают мелодии по слуху легче других, следовательно, им не нужны все подготовительные упражнения. Те, кто играет на ударных инструментах, не имеющих звукоряда, выучивают свои партии под фортепианное сопровождение, под пение и постепенно объединяются с другими.

     Таким образом, систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный слух, но и развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3  Значение игры на детских музыкальных инструментах для развития музыкальных способностей  ребёнка. Воспитательные возможности детского оркестра.

      Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах.

      Игра на детских музыкальных инструментах обеспечивает развитие специальных музыкальных способностей.

     Для развития звуковысотного слуха используют колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик «поет» выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой». Молоточком, на конце которого прикрепляется маленькая куколка-матрешка, ударяют по ступенькам «лесенки», и дети определяют, куда «идет» куколка (вверх, вниз или через ступеньку), т. е. различают направление звукоряда, расстояние между звуками.  
     Для развития ритмического чувства лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.  
      Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание не только «представителей» различных групп — струнной, духовой или ударной, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники и т. д. Упражнения эти хорошо проводить в виде музыкаль-ных загадок. 

      Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игра типа «горячо-холодно»). 
    Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирования является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

      Совместное музицирование способствует формированию чувства коллективизма, сплоченности и умению следовать общей идее; формированию творческого отношения к процессу обучения, и урокам музыки, в частности; развитию общих и музыкальных способностей.  
      В результае занятий у детей формируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.  
      При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность. Полученные на уроках знания и навыки должны помогут детям в их дальнейших занятиях музыкой.

Таким образом,   музицирование на детских музыкальных инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских инструментах- развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. 

 

 
Заключение

      Стремление извлечь звук – естественное проявление ребёнка. Многие педагоги-музыканты  подчёркивали значение отдельных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы инструментального музицирования.

      Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

     Игре на детских музыкальных инструментах в дошкольном учреждении уделяется способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

       В детском саду следует предусмотреть полный ассортимент детских музыкальных инструментов.

      Детские инструменты должны чисто звучать, иметь определенный  тембр,   быть  доступными  детям   по   своему   размеру  и   весу, простыми по конструкции, достаточно прочными; инструменты, требующие   настройки,   ремонта,— приведены   в   порядок   до   начала занятий.

     Создание оркестра дошкольников – очень сложное и трудоемкое дело, но очень нужное и необходимое. Ребенок, приобщенный к миру музыки, познавший красоту звучания коллективного исполнения в оркестре, пронесет эту любовь через всю жизнь. Детский оркестр не только объединяет ребят, углубляет их музыкальные познания, но и способствует их всестороннему развитию.

      Существует несколько разновидностей детского оркестра:

  шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда),

  ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов),

  смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

      В работе с детским оркестром используются все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте), групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра).  Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога.

     В процессе игры в детском  оркестре оркестре решаются следующие задачи: 
    знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них; 
      формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты; 
     пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности; 
      развитие музыкальных способностей  (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха), творческого потенциала, коллективных навыков игры; 
формирование художественного вкуса.

Информация о работе Музицирование в детском оркестре